№ 5-31/2023
55RS0004-01-2023-001678-89
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 мая 2023 года г. Омск, ул. 9-я Линия, д.232
Судья Октябрьского районного суда города Омска Диких О.М., при секретаре Букаревой В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),
лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении:
Бюджетное учреждения здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница» (юридический адрес: <адрес>, фактический адрес: <адрес>, ОГРН №, ИНН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ),
установил:
ДД.ММ.ГГГГ с 10-00 по 14-00 при проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница» (далее – БУЗ ОО «Омская ЦРБ», осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, был проведен осмотр рентгеновских кабинетов и рентгеновского оборудования, установленных в БУЗОО «Омская ЦРБ», и рассмотрены представленные документы. В ходе осмотра установлено, что в обособленном структурном подразделении БУЗОО «Омская ЦРБ» - <адрес> при эксплуатации источников ионизирующего излучения - рентгеновского диагностического комплекса «РУМ-20», заводской №, ДД.ММ.ГГГГ г.в., дентального аппарата «5Д-2», заводской №, ДД.ММ.ГГГГ г.в., нарушены требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, которые могут привести к возникновению угрозы жизни и здоровья персонала и пациентов, а именно:
1) Рентгеновское оборудование - рентгеновский диагностический комплекс «РУМ-20», заводской №, дентальный аппарат «5Д-2», заводской №, установленные в рентгеновском кабинете обособленного структурного подразделения БУЗОО «Омская ЦРБ» - <адрес> эксплуатируются без действующих санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работ с источниками ионизирующего излучения требованиям санитарных правил. Эксплуатация рентгеновского оборудования подтверждается записями в Журнале № регистрации рентгенологических исследований рентгенологический кабинет БУЗОО «<данные изъяты>»;
2) В рентгеновском кабинете обособленного структурного подразделения БУЗОО Омская ЦРБ» - <адрес> не организовано проведение производственного радиационного контроля стационарных, передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты своевременно и в полном объеме в соответствии с установленными требованиями. Нет актуальных сведений мощности дозы рентгеновского излучения на рабочих местах персонала, в смежных с процедурной рентгеновского кабинета помещениях, на прилегающей территории, о защитной эффективности передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты персонала и пациентов (фартуки, пластины и пр.), применяемых при проведении исследований для защиты от рассеянного рентгеновского излучения. Кратность проведения данного вида контроля - 1 раз в 2 года. Представлен протокол радиационного контроля мощности дозы на рабочих местах персонала, в помещениях и на территории, смежных с процедурной рентгеновского кабинета от ДД.ММ.ГГГГ №. Представлен протокол контроля технического состояния и защитной эффективности передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты от ДД.ММ.ГГГГ №.
3) В рентгеновском кабинете обособленного структурного подразделения БУЗОО «Омская ЦРБ» - <адрес> не организовано проведение контроля эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования - аппарата «РУМ-20», заводской №, «5Д-2», заводской № своевременно и в полном объеме, в соответствии с установленными требованиями. Кратность проведения данного вида контроля - 1 раз в 2 года. Представлены протоколы контроля эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования от ДД.ММ.ГГГГ №, №.
Согласно протокола контроля эксплуатационных параметров № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ЛPK ООО «Компания «Медтехсервис» (аттестат аккредитации №), результаты испытаний рентгеновского оборудования - дентального аппарата «5Д-2» №, ДД.ММ.ГГГГ г.в., превышают нормируемые значения требований нормативно-технической документации по следующим позициям: точность параметров нагрузки, воспроизводимость воздушной кермы. Согласно протокола контроля эксплуатационных параметров № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ЛРК ООО «Компания «Медтехсервис» (аттестат аккредитации №), результаты испытаний рентгеновского оборудования - рентгеновского диагностического комплекса «РУМ-20» №, ДД.ММ.ГГГГ г.в., превышают нормируемые значения требований нормативно-технической документации по следующим позициям: расхождению между краями рентгеновского и светового полей. Таким образом, вышеуказанное оборудование не соответствует установленным требованиям нормативно-технической документации.
4) При проведении рентгеновских исследований на аппаратах «РУМ-20» заводской №, «5Д-2», заводской № пациентам не может быть предоставлена полная и достоверная информация об ожидаемых и полученных дозах облучения и о возможных последствиях от воздействия излучения, что предусмотрено ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № З-ФЗ, т.к. не организовано определение дозовых нагрузок на пациентов инструментальным методом с кратностью 1 раз в год. Представлены протоколы контроля эффективных доз облучения пациентов (населения) ДД.ММ.ГГГГ №, №.
5) В рентгеновском кабинете обособленного структурного подразделения БУЗОО «Омская ЦРБ» - <адрес> с установленной кратностью 1 раз в 2 года не проведены испытания нерадиационных факторов в рентгеновских кабинетах: освещенности, микроклимата, вентиляции, электробезопасности.
Таким образом, своими действиями юридическое лицо БУЗОО «Омская ЦРБ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
В судебном заседании защитник юридического лица – Гигилева Е.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании признал наличие на дату составления протокола перечисленных в протоколе правонарушений. Указала, что юридическое лицо вину признает, однако не имеет материальной возможности заменить оборудование.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области по доверенности Новоселова Ю.Е., специалист В. поддержали изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
На основании ч. 2 и ч. 3 ст. 27 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.
Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.
Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (далее – ФЗ «О радиационной безопасности населения») радиационная безопасность обеспечивается: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера; осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.
На основании ст. 11 ФЗ «О радиационной безопасности населения» организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
Как следует из статьи 14 ФЗ «О радиационной безопасности населения» при обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:
соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;
планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;
проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;
осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;
проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;
проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;
организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);
регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;
своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;
выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 17 ФЗ «О радиационной безопасности населения» при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).
Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.
По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О радиационной безопасности населения» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 40 утверждены СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» (далее - СП 2.6.1.2612-10).
Согласно п. 3.4.2. СП 2.6.1.2612-10 все виды обращения с источниками ионизирующего излучения, включая радиационный контроль, разрешаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам, которое выдают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по обращению юридического или физического лица.
Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет. По истечении срока действия санитарно-эпидемиологического заключения по запросу юридического или физического лица органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решают вопрос о продлении срока его действия.
В соответствии с п.п. 3.5.4.-3.5.7. СП 2.6.1.2612-10 юридическое или физическое лицо, получившее источники ионизирующего излучения, письменно извещает об этом органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Юридические и физические лица обеспечивают сохранность источников излучения и должны обеспечить такие условия получения, хранения, использования и списания с учета всех источников излучения, при которых исключается возможность их утраты или бесконтрольного использования.
Лицо, назначенное ответственным за учет и хранение источников излучения, осуществляет регулирование их приема и передачи.
Все поступившие источники ионизирующего излучения подлежат учету.
На основании п. 3.5.12. СП 2.6.1.2612-10 юридические и физические лица должны проводить инвентаризацию источников излучения. Эксплуатационные параметры рентгенорадиологического оборудования должны измеряться: при приемке оборудования для клинического использования, при изменении условий эксплуатации оборудования. Для оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет контроль проводится не реже одного раза в два года.
Согласно п. 4.19. СП 2.6.1.2612-10 при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур по требованию пациента ему предоставляется информация об ожидаемой или полученной дозе облучения и о его возможных последствиях.
В соответствии п. 2.4. СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований» (далее - СанПиН 2.6.1.1192-03) безопасность работы в рентгеновском кабинете обеспечивается посредством: применения рентгеновской аппаратуры и оборудования, отвечающих требованиям технических и санитарно-гигиенических нормативов, создающих требуемую клиническую результативность при обеспечении требований радиационной безопасности; контроля за дозами облучения персонала и пациентов; осуществления производственного контроля за выполнением норм и правил по обеспечению безопасности при рентгенологических исследованиях и рентгенотерапии.
На основании п. 2.8. СанПиН 2.6.1.1192-03 врач-рентгенолог (или рентгенолаборант) регистрирует значение индивидуальной эффективной дозы пациента в листе учета дозовых нагрузок при проведении рентгенологических исследований (лист вклеивается в медицинскую карту амбулаторного больного или историю развития ребенка) и в журнале учета ежедневных рентгенологических исследований. При выписке больного из стационара или после рентгенологического исследования в специализированных лечебно-профилактических учреждениях значение дозовой нагрузки вносится в выписку. Впоследствии доза переносится в лист учета дозовых нагрузок медицинской карты амбулаторного больного (историю развития ребенка). Определение и учет дозовых нагрузок проводится с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений.
Согласно п. 3.31. СанПиН 2.6.1.1192-03 в учреждении, имеющем рентгеновский кабинет или рентгеновский аппарат, должна быть следующая документация: санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности: эксплуатация, хранение, испытания и др. рентгеновского аппарата (аппаратов) в рентгеновском кабинете (кабинетах); санитарно-эпидемиологическое заключение на рентгеновский аппарат как на продукцию, представляющую потенциальную опасность для человека; санитарно-эпидемиологическое заключение на проект рентгеновского кабинета; технический паспорт на рентгеновский кабинет; инструкция по охране труда, включающая требования по радиационной безопасности, по предупреждению и ликвидации радиационных аварий; санитарные правила, иные нормативные и инструктивно-методические документы, регламентирующие требования радиационной безопасности.
В соответствии со ст. 8.5. СанПиН 2.6.1.1192-03 радиационный контроль включает:
- контроль мощности дозы излучения на рабочих местах персонала, в помещениях и на территории, смежных с процедурной рентгеновского кабинета. Проводится при технической паспортизации рентгеновского кабинета, получении санитарно-эпидемиологического заключения;
- контроль технического состояния и защитной эффективности передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты. Проводится не реже одного раза в два года;
- индивидуальный дозиметрический контроль персонала группы А. Проводится постоянно с регистрацией результатов измерений один раз в квартал (по согласованию с органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора - один раз в полгода);
- индивидуальный дозиметрический контроль лиц, периодически участвующих в проведении специальных рентгенологических исследований (хирурги, анестезиологи и др.), проводится так же, как и для персонала группы А; оценку доз облучения данного контингента допускается осуществлять расчетным методом;
- контроль дозовых нагрузок пациентов. Проводится при каждом рентгенологическом исследовании.
Контроль защитной эффективности и других эксплуатационных параметров средств радиационной защиты проводится аккредитованными организациями с периодичностью не реже одного раза в два года (п. 5.7 СанПиН 2.6.1.1192-03).
Согласно п. 8.10. СанПиН 2.6.1.1192-03 контроль параметров рентгеновского оборудования со сроком эксплуатации выше 10 лет проводится с целью определения возможности продления сроков его дальнейшей эксплуатации. Контроль проводится не реже одного раза в два года.
В соответствии с п. 10.21. СанПиН 2.6.1.1192-03 для оформления технического паспорта, санитарно-эпидемиологического заключения значения параметров нерадиационных факторов в рентгеновском кабинете (электробезопасность, кратность воздухообмена, освещенность и др.) определяются аккредитованными в данной области измерений и лицензированными организациями по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
Факт наличия на дату проверки нарушения действующих санитарных правил, то есть состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, не отрицается защитником и подтверждается следующими доказательствами:
1. протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ;
2. протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны перечисленные в протоколе об административном правонарушении нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
3. протоколом радиационного контроля мощности дозы на рабочих местах персонала, в помещениях и на территории, смежных с процедурой рентгеновского кабинета от ДД.ММ.ГГГГ;
4. протоколом контроля эффективных доз облучения пациентов (населения) от ДД.ММ.ГГГГ;
5. протоколом контроля технического состояния и защитной эффективности передвижения и индивидуальных средств радиационной защиты от ДД.ММ.ГГГГ;
6. протоколом контроля эксплуатационных параметров от ДД.ММ.ГГГГ;
7. копией журнала регистрации рентгенологических исследований от ДД.ММ.ГГГГ;
8. заключением главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области В. от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическим лицом не представлено доказательств того, что оно не имело возможности соблюдать требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при этом предпринимало все зависящие от него меры.
Процессуальных нарушений требований КоАП РФ со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
К смягчающим административную ответственность обстоятельствам суд относит признание вины.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств суд не усматривает.
Назначение административного наказания в виде административного штрафа в данном случае является нецелесообразной мерой воздействия.
В соответствии со статьёй 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридического лица. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей и назначается судьей только в случаях, предусмотренных КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, посягающего в целом на гарантированное Конституцией РФ право граждан на охрану здоровья, охрану детства.
Судом учтено наличие по делу смягчающих и отсутствие отягчающего административную ответственность обстоятельств.
Суд принимает во внимание, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 КоАП РФ, направляются на рассмотрение судьи в случае необходимости применения наказания в виде административного приостановления деятельности и приходит к выводу о необходимости применить указанный вид наказания в отношении юридического лица.
Согласно части 3 статьи 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Руководствуясь статьёй 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница» (ОГРН №, ИНН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления эксплуатации источника излучения - рентгеновского диагностического комплекса «РУМ-20», заводской №, ДД.ММ.ГГГГ г.в., дентального аппарата «5Д-2», заводской №, ДД.ММ.ГГГГ.в., в рентгеновском кабинете, расположенном в обособленном структурном подразделении БУЗОО «Омская ЦРБ» - <адрес> на срок 90 суток.
Срок административного наказания исчислять с момента фактического приостановления деятельности юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 32.12 КоАП РФ постановление об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через Октябрьский районный суд г. Омска.
Судья: О.М. Диких