Дело №2-517/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Коркмаскала 30 ноября 2023 г.
Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Н.Ю.Камалова,
при секретаре А.М.Солтановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кумторкалинского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к ИП Абачараеву Даниялу Давудовичу о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по пожарной и промышленной безопасности объекта АЗС и АГЗС, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, с. Гамиях (Новострой), вдоль трассы Махачкала-Астрахань,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кумторкалинского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Абачараеву Даниялу Давудовичу о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по пожарной и промышленной безопасности объекта АЗС и АГЗС (МАЗС), расположенного по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, с. Гамиях (Новострой), вдоль трассы Махачкала-Астрахань, указав, что проверкой исполнения законодательства о пожарной безопасности и лицензировании автозаправочными и газозаправочными станциями, расположенными на территории Кумторкалинского района РД, проведенной с привлечением специалистов установлено, что индивидуальный предприниматель Абачараев Даниял Давудович осуществляет деятельность по реализации автомобильного топлива со следующими нарушениями:
- опасный производственный объект эксплуатируется без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в нарушение п.2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- опасный производственный объект эксплуатируется без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного и химического опасного производственного объекта I, II и III классов опасности в нарушение п.1 статьи 9 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона №99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- на въезде и выезде с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 № 123-ФЗ);
- резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 123- ФЗ);
- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6, 123-ФЗ);
- для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п. 8.50 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 123-ФЗ);
- отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6, 123-ФЗ);
- отсутствует система заземления МАЗС (п. 6.32 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 123-ФЗ);
- отсутствуют устройства, препятствующие распространению пламени по линии наполнения резервуара топливом из АЦ через трубопровод налива (п. 7.24 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 123-ФЗ);
- МАЗС не оборудована молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87, но не ниже II категории (п. 6.32 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 123-ФЗ);
- для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п. 450 ППР РФ №1479);
- на объекте защиты отсутствует нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения. Наружное пожаротушение МАЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от МАЗС и составлять не менее 100 м3 - (ст. 99 123-ФЗ п. 6.37, СП 156.13130.2014);
- МАЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для АЦ с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6, 123-ФЗ);
- технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41, СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6, 123-ФЗ);
- руководитель организации не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» наружных установок с обозначением их категорий и классов зон на установках в зоне их обслуживания на видном месте (п.12 ППР РФ. № 1479);
- при эксплуатации объекта защиты руководитель организации не обеспечил обработку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты (п.13 ППР РФ. № 1479);
- руководителем не обеспечено размещение на территории МАЗС знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнём запрещено» (п.13 ППР РФ № 1479);
- не представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного и одностенных резервуаров для хранения топлива (приложение А п. 7.26 СП 156.13130.2014);
- не представлена документация, свидетельствующая о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (7.31 СП 156.13130.2014);
- в помещении операторской отсутствуют планы эвакуации (п.373 ППР РФ. №1479);
- при срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков многотопливных МАЗС не предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, в том числе паров СУГ, из оборудования с СУГ, включение системы орошения (п. 8.23 СП 156.13130.2014);
- отсутствует техническая документация на технологическую систему МАЗС, которая должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям МАЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы МАЗС. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования (п. 6.2 СП 156.13130.2014);
- руководитель организации не обеспечивает в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п.373 ППР РФ. № 1479);
- пожарный щит не укомплектован по нормам (приложение 7, п. 410 п. 410 ППР №1479);
- учет и наличие, периодичность осмотра и сроки перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 60 ППР РФ №1479);
- на МАЗС не предусмотрено централизованное отключение электропитания (п. 7.36 СП 156.13130.2014);
- не представлена документация МАЗС, указывающая ее класс по пожаро-взрывоопасности или пожарной опасности, отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования;
- не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуара СУГ до края проезжей части автомобильной дороги I, II и III категории - менее 25 м. - таб.5 СП 156.13130.2014;
- не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК с СУГ до проезжей части дороги I, II и III категории - менее 25 м. таб.5 СП 156.13130.2014;
- не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК с СУГ до операторской - менее 9 м. таб.6 СП 156.13130.2014;
- не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуара МАЗС жидкого моторного топлива до края проезжей части автомобильной дороги I, II и III категории - менее 20 м. - таб.1 СП 156.13130.2014;
- не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК с жидкого моторного топлива до проезжей части дороги I, II и III категории - (менее 20 м. таб.1 СП 156.13130.2014);
- не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК с жидкого моторного топлива до операторской - менее 9 м. таб.6 СП 156.13130.2014;
- не представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного и одностенных резервуаров для хранения топлива (приложение А п. 7.26 СП 156.13130.2014);
- не представлена документация, свидетельствующая о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (7.31 СП 156.13130.2014);
- заправочным островком с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива не устроены экраны из негорючего материала высотой не менее 2 м. Ширина экрана должна превышать не менее чем на 0,5 м. в обе стороны длину заправочного островка, (п.8.15 СП 156.13130.2014);
- руководитель организации не обеспечивает в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п.373 ППР РФ. № 1479).
Вышеуказанные обстоятельства создают угрозу для жизни и здоровья граждан и условия пребывания граждан на МАЗС.
Просит обязать ответчика обеспечить выполнение всех мероприятий по пожарной и промышленной безопасности объекта АЗС и АГЗС (МАЗС), расположенного по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, с. Гамиях (Новострой), вдоль трассы Махачкала-Астрахань.В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Кумторкалинского района Республики Дагестан Б.Т.Насимов поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании ответчик Д.Д.Абачараев иск признал частично, пояснив, что в настоящее время большая часть требований прокурора выполнена, а оставшаяся часть находится на этапе завершения и они не влияют на пожаро-взрывоопасность объекта, не создают угрозу для жизни и здоровья граждан и на условия пребывания граждан на МАЗС, поскольку работа со сжиженными углеводородными газами на МАЗС еще не ведется. Просил отказать в удовлетворении исковых требований о признании незаконной и приостановлении деятельности МАЗС.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ГУ МЧС России по Республике Дагестан в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы №6 по городу Кизилюрт, Кизилюртовскому и Кумторкалинскому районам А.З.Гусейханов подтвердил частичное устранение ответчиком выявленных нарушений, пояснив, что, оставшаяся часть мероприятий по устранению выявленных нарушений находится на этапе завершения, что существенно снижает пожаро-взрывоопасность объекта, поскольку работа со сжиженными углеводородными газами на МАЗС еще не ведется.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Проведенной прокуратурой Кумторкалинского района с привлечением специалистов проверкой исполнения законодательства о пожарной безопасности и лицензирования автозаправочными и газозаправочными станциями, расположенными на территории Кумторкалинского района РД, установлено, что индивидуальный предприниматель Д.Д.Абачараев осуществляет деятельность по реализации автомобильного топлива на многотопливной автозаправочной станции, расположенной по адресу: Кумторкалинский район, с. Гамиях (Новострой), вдоль трассы Махачкала-Астрахань, с нарушениями Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Изложенное подтверждается письмом ГУ МЧС России ОНД №6 по г. Кизилюрт, Кизилюртовскому и Кумторкалинскому районам от 22.08.2023, справкой по результатам совместного осмотра опасного производственного объекта от 28.08.2023.
Судом установлено, что в настоящее время ответчиком Д.Д.Абачараевым выявленные нарушения частично устранены, оставшаяся часть мероприятий по устранению выявленных нарушений находится на этапе завершения, а именно необходимо:
- зарегистрировать опасный производственный объект в государственном реестре опасных производственных объектов;
- получить на опасный производственный объект соответствующую лицензию на эксплуатацию врывопожароопасного и химического опасного производственного объекта I, II и III классов опасности;
- расположить резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее СП 156.13130.2014), ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-03 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 123-ФЗ);
- принять меры по оснащению резервуара для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ), (п. 8.35 СП, ст. 4 и 6, 123-Ф3);
- принять меры для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п. 8.50 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 123-ФЗ);
- установить устройства, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара топливом из АЦ через трубопровод налива (п. 7.24 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 123-ФЗ);
- оборудовать МАЗС соответствующей требованиям площадкой для АЦ с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6, 123-Ф3);
- оборудовать технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6, 123-Ф3);
- привести в соответствие противопожарное расстояние от ТРК с СУГ до проезжей части дороги I, II и III категории - менее 25 м. таб.5 СП 156.13130.2014;
- привести в соответствие противопожарное расстояние от ТРК с жидкого моторного топлива до проезжей части дороги I, II и III категории - (менее 20 м. таб. 1 СП 156.13130.2014);
- привести в соответствие противопожарное расстояние от ТРК с жидкого моторного топлива до операторской - менее 9 м. (таб.6 СП 156.13130.2014);
- руководителю объекта представить документацию, свидетельствующую о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (7.31 СП 156.13130.2014).
Изложенное подтверждается представленными ответчиком документами и фотоматериалами проведенных мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Изложенное в судебном заседании не отрицали и стороны.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оставшаяся часть мероприятий по устранению выявленных нарушений находится на этапе завершения и не влияет на пожаро-взрывоопасность объекта, не создают угрозу для жизни и здоровья граждан и условия пребывания граждан на МАЗС, поскольку работа со сжиженными углеводородными газами на МАЗС еще не ведется.
При таких обстоятельствах суд считает иск прокурора Кумторкалинского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению в части оставшихся невыполненными мероприятий по устранению выявленных нарушений, а обеспечительные меры в виде приостановления деятельности АЗС и АГЗС (МАЗС), расположенного по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, с. Гамиях (Новострой), вдоль трассы Махачкала-Астрахань, принятые определением суда от 09.10.2023, подлежащими немедленной отмене, поскольку замедление их отмены может привести к значительному ущербу для ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Кумторкалинского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать индивидуального предпринимателя Абачараева Данияла Давудовича, ОГРНИП 315054400000451, обеспечить выполнение мероприятий по пожарной и промышленной безопасности объекта АЗС и АГЗС (МАЗС), расположенного по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, с. Гамиях (Новострой), вдоль трассы Махачкала-Астрахань, а именно:
- зарегистрировать опасный производственный объект в государственном реестре опасных производственных объектов;
- получить на опасный производственный объект соответствующую лицензию на эксплуатацию врывопожароопасного и химического опасного производственного объекта I, II и III классов опасности;
- расположить резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее СП 156.13130.2014), ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-03 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 123-ФЗ);
- принять меры по оснащению резервуара для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ), (п. 8.35 СП, ст. 4 и 6, 123-Ф3);
- принять меры для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п. 8.50 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 123-ФЗ);
- установить устройства, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара топливом из АЦ через трубопровод налива (п. 7.24 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 123-ФЗ);
- оборудовать МАЗС соответствующей требованиям площадкой для АЦ с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6, 123-Ф3);
- оборудовать технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6, 123-Ф3);
- привести в соответствие противопожарное расстояние от ТРК с СУГ до проезжей части дороги I, II и III категории - менее 25 м. таб.5 СП 156.13130.2014;
- привести в соответствие противопожарное расстояние от ТРК с жидкого моторного топлива до проезжей части дороги I, II и III категории - (менее 20 м. таб. 1 СП 156.13130.2014);
- привести в соответствие противопожарное расстояние от ТРК с жидкого моторного топлива до операторской - менее 9 м. (таб.6 СП 156.13130.2014);
- руководителю объекта представить документацию, свидетельствующую о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (7.31 СП 156.13130.2014).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Обеспечительные меры в виде приостановления деятельности АЗС и АГЗС (МАЗС), расположенного по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, с. Гамиях (Новострой), вдоль трассы Махачкала-Астрахань, принятые определением суда от 09.10.2023, отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30.11.2023.
Председательствующий Н.Ю.Камалов