Дело № 2-4923/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2022 года г. Сергиев Посад, Мо
Сергиево- Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Пчелинцевой С.Н., с участием прокурора С., при секретаре К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области к В.В.А., В.Н.И., Р.И.В. о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области с учетом уточнения требований обратилась в суд с иском к В.В.А., В.Н.И., Р.И.В. о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда.
В обоснование иска указано, что жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу постановлением Главы города ФИО2-Посасдкого муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Срок расселения указанного дома в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» не определен. В ходе выездной проверки городской прокуратуры совместно с представителями специализированных организаций от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что проживание граждан в <адрес> является небезопасным, что подтверждается техническим заключением. В.В.А., согласно выписки из ЕГРН, является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с В.В.А. в жилом помещении зарегистрированы В.Н.И. и Р.И.В. В целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья собственнику <адрес> В.В.А. с членами семьи были предложены для временного проживания жилые помещения маневренного фонда по адресу: <адрес>, от которых последний отказался, не мотивировав свой отказ.
Истец, ссылаясь в обоснование исковых требований на ст.85 ЖК РФ просит суд выселить В.В.А., В.Н.И., Р.И.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Предоставить В.В.А. и членам его семьи: В.Н.И. и Р.И.В. жилые помещения маневренного фонда, расположенные по адресу: <адрес>, 44а. (л.д.3-4).
В судебном заседании представитель истца Администрации ФИО2-Посадского городского округа <адрес> по доверенности З. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что спорный жилой дом по адресу: <адрес> не включен в региональную адресную программу по переселению граждан, в связи с чем истец не указывает срок, на который просит переселить ответчиков. Однако, поскольку помещение, в котором проживают ответчики представляет угрозу для жизни, то истец обратился с настоящим иском в суд о принудительном переселении ответчиков на основании ст.85 ЖК РФ в маневренный фонд. Просит иск удовлетворить.
Ответчики В.В.А., В.Н.И., Р.И.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что они отказываются от переселения в маневренный фонд, так как полагают, что без указания срока переселения, они могут быть переселены в маневренный фонд на длительное время без предоставления постоянного жилья, при этом В.В.А. и В.Н.И. являются пожилыми людьми, им будет трудно проживать в общежитии без соответствующих условий и они не смогут подниматься на 4-ый и 5-ый этаж, где расположены предлагаемые им комнаты. Кроме того, комнаты очень маленькие и не имеется возможности перевезти мебель. В жилом помещении, где они проживают, возможно провести ремонт, отремонтировать потолок и дальнейшее проживание в нем возможно до разрешения вопроса с предоставлением другого жилья на постоянной основе. Просили в иске отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что иск не подлежит удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что В.В.А. и В.Н.И. на праве совместной собственности принадлежит 3-комнатная квартира, площадью 74,7 кв.м по адресу: <адрес>, ФИО2-<адрес> (л.д.40).
Согласно выписки из домовой книги, в квартире по адресу: <адрес>, ФИО2-<адрес> зарегистрированы: В.В.А., В.Н.И., Р.И.В. (л.д.11).
Заключением межведомственной комиссии (созданной на основании постановления главы ФИО2-Посадского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ) от ДД.ММ.ГГГГ N 1 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО2-<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.9-10).
Постановлением Администрации ФИО2-Посадского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА МКД по адресу: <адрес>, ФИО2-<адрес> КН № признан аварийным и подлежащим сносу. В п.2 Постановления указано, что необходимо обеспечить снос многоквартирных домов после выселения из них граждан и расселение граждан не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6).
Техническим заключением ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ определено, что техническое состояние жилого помещения (квартиры) № в МКД по адресу: <адрес> является аварийным. Дальнейшая эксплуатация жилого помещения (квартиры) № по своему назначению невозможна. Возможны внезапные обрушения элементов конструкций (л.д.14-30).
ДД.ММ.ГГГГ В.В.А. Администрацией направлено уведомление, в котором указано, что для обеспечения безопасности проживания администрация ФИО2-Посадского городского округа предлагает В.В.А. и совместно зарегистрированным с ним лицам до момента расселения дома жилые помещения маневренного фонда по адресу: <адрес>, ФИО2-Посадский городской округ, <адрес>, комн.73а, ком.44а, для чего необходимо заключить договор найма маневренного фонда (л.д.7).
Согласно ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Однако отношения между органом местного самоуправления и собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и непригодными для проживания в установленном порядке, прямо урегулированы законом.
Так, в силу ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Невыполнение обязанностей, которые предусмотрены законом, не предоставляет органу местного самоуправления право предъявлять требования, которые законом не предусмотрены.
То обстоятельство, что жилые помещения маневренного фонда предназначены, в том числе для граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3 ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации) не может рассматриваться как обстоятельство, позволяющее переселить граждан в данное жилое помещение в судебном порядке при отсутствии согласия со стороны собственника жилого помещения фактически на неопределенный период времени, поскольку, как указывает истец, мероприятия по обеспечению жилищных прав собственника жилого помещения, предусмотренного статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации только начаты, без уточнения их стадии. Сведений о том, что дом включен в какую-либо программу по переселению из аварийного жилья в материалах дела не имеется. В судебном заседании представитель истца подтвердила, что дом не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного фонда.
Как следует из Акта осмотра жилого помещения по адресу: <адрес>, указанные комнаты расположены на 5-ом и 4-ом этаже пятиэтажного дома, коридорного типа с общими кухней и санузлом (л.д.31, 32).
Ответчик В.В.А., ДД.ММ.ГГГГ. и В.Н.И., ДД.ММ.ГГГГ ссылаются, что не смогут подниматься на указанные этажи, и им будет неудобно пользоваться данными помещениями. Кроме того, судом установлено, что в собственности В.В.А. имеется земельный участок с расположенным на нем жилым зданием по адресу: <адрес> (л.д.12-13).
По смыслу положений статьи 95 и 106 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, не исключается предоставление жилых помещений маневренного фонда в том числе собственникам жилых помещений (пункты 2 - 3.1 ст. 95 ЖК РФ), однако такое предоставление обусловливается заключением договора с гражданином, либо принятием того или иного решения, влекущего изъятие имеющегося жилого помещения и необходимостью в связи с этим производства расчетов с гражданами либо необходимостью их обеспечения другими жилыми помещениями для постоянного проживания.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. Собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
При этом, требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения и о выселении собственника такого жилого помещения с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этим органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
С этим связаны и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющие назначение, основания и порядок предоставления жилых помещений маневренного фонда, которые также не свидетельствуют о возможности принудительного переселения в такое жилое помещение граждан во всех случаях, когда находящееся в их собственности жилое помещение признано аварийным.
Так, согласно положениям ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей назначение жилых помещений маневренного фонда, такие помещения предназначены для временного проживания: 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Связанные с этим положения содержатся в части 2 статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года.
По смыслу приведенных положений закона в их взаимосвязи, не исключается предоставление жилых помещений маневренного фонда, в том числе собственникам жилых помещений (пункты 2 - 3.1 ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации), однако такое предоставление обусловливается принятием того или иного решения, влекущего изъятие имеющегося жилого помещения и необходимостью в связи с этим производства расчетов с гражданами либо необходимостью их обеспечения другими жилыми помещениями для постоянного проживания.
В судебном заседании представитель истца пояснила, что период, на который надлежит заключить договор найма жилого помещения маневренного фонда, администрацией не может быть определен, так как дом еще не включен в региональную адресную программу. В исковом заявлении отсутствует указание на то, что договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период не более чем на два года.
Таким образом, удовлетворение иска может привести к нарушению права собственности ответчиков, гарантированного статьей 35 Конституции Российской Федерации, поскольку в данном случае изъятие жилого помещения предполагает временное ограничение прав, с определенным сроком, тогда как истец просит ограничить право ответчиков на жилище на неопределенный срок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области к В.В.А., В.Н.И., Р.И.В. о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд Московской области в течение месяца после его принятия в окончательной форме.
Судья С.Н. Пчелинцева
В окончательном виде решение принято 18.11.2022 года.
Судья С.Н. Пчелинцева