Дело №12-2/2024 Административная комиссия Яльчикского
УИД 21 RS0020-01-2023-000433-43 муниципального округа Чувашской
Республики дело №8-2023
РЕШЕНИЕ
по протесту на постановление по делу
об административном правонарушении
24 января 2024 года село Яльчики
Судья Яльчикского районного суда Чувашской Республики Викторов А.А.,
с участием помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кузнецовой В.А.,
лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении Соколова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского райолнного суда Чувашской Республики протест прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н. на постановление административной комиссии Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.21.1 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» в отношении Соколова А.В., рождения ДД.ММ.ГГ, уроженца ..., проживающего в ..., не работающего,,
установил:
постановлением административной комиссии Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики (далее Административная комиссия Яльчикского МО) от ДД.ММ.ГГ дело об административном правонарушении, по обращению ФИО1 производством прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При рассмотрении административного дела административной комиссией Яльчикского МО установлено, что ДД.ММ.ГГ около ... часов Соколов А.В. на своем тракторе по просьбе жителей ... сделал углубления, а именно канаву для талых и сточных вод. О том, что на данном месте были посажены саженцы ему не было известно. Из картографического снимка видно, что место посадки саженцев относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Не согласившись данным постановлением административной комиссии Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ, прокурором Яльчикского района Чувашской Республики Кудряшовым А.Н. (далее Прокурор района) принесен протест на данное постановление коллегиального органа, в котором просит отменить постановление административной комиссии Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ указывая, что в указанном постановлении по делу об административном правонарушении не указан адрес коллегиального органа (Административной комиссии), сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, отсутствуют мотивы принятого решения об отсутствии в действиях Соколова А.В. состава административного правонарушения, не дана оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, не опровергнуты доводы заявителя со ссылкой на нормы закона.
Ссылаясь на ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.30.12 КоАП РФ просит постановление административной комиссии Яльчикского МО от ДД.ММ.ГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.21.1 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» в отношении Соколова А.В. отменить.
В судебном заседании помощник прокурора района Кузнецова В.А. протест прокурора района на постановление административной комиссии Яльчикского МО от ДД.ММ.ГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении поддержала по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просила удовлетворить.
Административная комиссия Яльчикского МО извещалась о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании обеспечило. Причина не явки не известна.
Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении Соколов А.В. просил Административной комиссии Яльчикского МО оставить без изменения, указывая, что житель ... попросила его проделать на окраине своего земельного участка канаву для отвода талых вод, что он и сделал. При этом на указанном участке какие-либо саженцы деревьев не имелось.
Свидетель-заявитель ФИО1 в судебном заседании показала, что по согласованию с Управлением по благоустройству и развитию территорий администрации Яльчикского МО им ДД.ММ.ГГ были посажены саженцы деревьев рядом со своим земельным участком в .... Однако ДД.ММ.ГГ саженцы были уничтожены (выдернуты и сломаны). Считает, что это было сделано односельчанином ФИО2, которого просит привлечь к ответственности.
Выслушав помощника прокурора района Кузнецову В.А., объяснения Соколова А.В., свидетеля ФИО1, исследовав представленные материалы административного дела, судья приходит к следующему.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч.1 ст.46 Конституции РФ).
В соответствии с п.8 ч.2 и ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы, протеста и проверяют дело в полном объеме, в том числе и законность возбуждения дела; такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы граждан.
Согласно ч.1 ст.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.28.1 КоАП РФ, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.5.27 и ст.14.52 этого Кодекса, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункты 2 и 3 ч.1), подлежат рассмотрению должностными лицами, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (ч.2) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело о нем (ч.3).
В соответствии с ч.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, считается возбужденным с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, на основании обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГ, УУП ОУУП и ПДН ОП по Яльчикскому району МО МВД России «Комсомольский» ФИО3 проведена проверка (КУСП № от ДД.ММ.ГГ). Согласно протоколу осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГ осуществлен осмотр участка местности на северной стороне ..., где со слов ФИО1 были посажены 5 шт. саженцев деревьев. К протоколу приложена фототаблица.
Отобраны от ФИО1 и Соколова А.В. объяснения.
После проведенной проверки, определением начальника ОП по Яльчикскому району МО МВД России «Комсомольский» от ДД.ММ.ГГ дело об административном правонарушении, по обращению ФИО1 передано административной комиссии Яльчикского МО.
Обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Таким образом, по итогам проверки по обращению ФИО1 по поводу уничтожения саженцев деревьев, в соответствии с ч.4 ст.28.1 КоАП РФ явилось поводом к возбуждению дело об административном правонарушении, подлежащий квалификации по ст.21.1 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Постановлением административной комиссии Яльчикского МО от ДД.ММ.ГГ производство по делу об административном правонарушении, по обращению ФИО1 со ссылкой на п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ производством прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Прекращая производство по делу, предусмотренного ст.21.1 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в связи с отсутствием состава административного правонарушения (какого, не указано в обжалуемом постановлении), административная комиссия Яльчикского МО исходила из того, что ДД.ММ.ГГ около 19 часов Соколов А.В. на своем тракторе по просьбе жителей ... сделал углубления, а именно канаву для талых и сточных вод. О том, что на данном месте были посажены саженцы ему не было известно. Из картографического снимка видно, что место посадки саженцев относится к землям сельскохозяйственного назначения.
При этом в силу ст.21.1 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников в населенных пунктах, если эти действия не влекут ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу ч.2 ст.29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.1 ст.24.5 КоАП РФ (в редакции актуальной в рассматриваемый период) производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного ч.3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие) и другие основания согласно перечня.
В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.
С учетом изложенного, административной комиссией Яльчикского МО дело рассмотрено и в вынесенном постановлении по делу об административном нарушении от ДД.ММ.ГГ: не приведены сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; отсутствуют обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; обоснования и мотивы принятого постановления об отсутствии состава административного правонарушения и статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; не опровергнуты доводы заявителя со ссылкой на нормы закона.
Указанные выше юридически значимые обстоятельства, подлежащие выяснению, административной комиссией Яльчикского МО внимательно не изучались, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не были соблюдены.
Из материалов административного дела видно, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении Соколов А.В. в момент проверки сотрудниками полиции поступившего сообщения оспаривал наличие события административного правонарушения, указывая, что на северной стороне ... Яльчикского МО, где по просьбе жителей указанной деревни сделал на своем тракторе углубления, а именно канаву для талых и сточных вод, какие-либо саженцы деревьев не имелись и о их наличии, никто не сообщал.
Согласно ч.2 ст.28.1 КоАП РФ событие административного правонарушения фиксируется в протоколе, который в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
В силу положений п.«г» ч.2 ст.33 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, вправе составлять должностные лица органов местного самоуправления, являющиеся членами административных комиссий, - об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст.21.1 настоящего Закона.
Однако в представленных материалах административного дела протокол об административном правонарушении, предусмотренного ст.21.1 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» в отношении Соколова А.В. отсутствует.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что должностным лицом административного органа нарушены требования ч.2 ст.28.6 КоАП РФ о необходимости составлении протокола об административном правонарушении, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения, то есть процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности.
Таким образом, если при рассмотрении дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения приведенных правовых норм, вынесенное по делу постановление не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Утверждения автора протеста о нарушении требований ст.29.10 КоАП РФ, в связи с отсутствием в тексте постановления об административном правонарушении данных об адресе коллегиального органа, являются безосновательными, поскольку основаны на ошибочном пониманий требований к составлению итоговых процессуальных решений, принимаемых в рамках производства по делам об административных правонарушения. В соответствии с п.1 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении по данному делу должны быть указаны наименование и состав коллегиального органа, и его адрес. В настоящем деле, коллегиальным органом как усматривается из содержания вводной части оспариваемого постановления, указанные требования закона к составлению административного постановления были соблюдены. Отсутствие же в постановлении адреса коллегиального органа не влияет на содержание принятого решения по делу, установленных в ходе рассмотрения дела.
Тем самым доводы, изложенные в протесте прокурора района о нарушениях требований действующего административного законодательства при вынесении оспариваемого постановления за исключением не указания в обжалуемом постановлении адреса административной комиссии Яльчикского МО, заслуживают внимания, и которые необходимо учесть при новом рассмотрении административного дела.
При изложенных обстоятельствах, постановление административной комиссии Яльчикского МО от ДД.ММ.ГГ не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а административное дело подлежит направлению на новое рассмотрение коллегиальному органу - административной комиссии Яльчикского МО, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.21.1 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в настоящее время не истек, ибо срок давности привлечения к административной ответственности по вышеуказанной статье Закона Чувашской Республики по аналогии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, по административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год, что согласуется правовой позицией изложенной в постановлении Верховного Суда РФ от 18.01.2019 №44-АД18-23.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
протест прокурора Яльчикского района Чувашской Республики на постановление административной комиссии Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, по обращению ФИО1 в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения, удовлетворить.
Постановление административной комиссии Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, по обращению ФИО1 в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения - отменить, дело возвратить в административную комиссию Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики на новое рассмотрение.
В соответствии с требованиями п.1 ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Викторов