Дело № 2-483(1)/22
64RS0034-01-2022-000674-09
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
10.06.2022 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Корсаковой Н.В.,
при ведении протокола помощниками судьи Гороховой А.А., Власенко Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Саратовского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к товариществу собственников недвижимости (далее ТСН) «Звездочка» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов,
установил:
истец обратился в суд с иском к ТСН «Звездочка» с учетом уточнений просил возложить обязанность принять меры к заключению договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области.
В обоснование требований указано, что была проведена проверка по вопросу организации сбора и вывоза мусора установлено, что ТСН «Звездочка» не исполняются требования законодательства об охране окружающей среды, а именно отсутствует заключенный договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на вывоз мусора. Из предоставленной региональным оператором Саратовской области АО «Ситиматик»информации следует, что заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со стороны СНТ «Тихие зори» не поступала. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц председателем ТСН «Звездочка» является Зайцев П.Д., ответчику необходимо принять меры к заключению договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области.
В судебном заседании представитель истца Митри А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, и просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика Петрова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
3-е лицо представитель администрации МО «г. Саратова» в судебном заседание не явился просил рассмотреть в их отсутствие.
3-е лицо АО «Ситиматик» в судебное заседание не явилось при надлежащем извещении, предоставив отзыв, согласно которому просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Заслушав пояснения представителей сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; а к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что ТСН «Звездочка» зарегистрировано в качестве юридического лица; территориально расположено Саратовская область Саратовский район с. Расловка.
Из предоставленной региональным оператором Саратовской области АО «Ситиматик»информации следует, что заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со стороны ТСН «Звездочка» не поступала. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц председателем ТСН «Звездочка» является Зайцев П.Д.
В соответствии с данными Правилами уборка территорий подразумевает вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Уличное коммунально-бытовое оборудование представлено различными видами мусоросборников - контейнером и урн. Основными требованиями при выборе того или иного вида коммунально-бытового оборудования являются: экологичность, безопасность, удобство в пользовании, легкость очистки, привлекательный внешний вид (п. 5.1).
Раздел 9 Правил предусматривает, что физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, должны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.
Организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.
На территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
Вывоз бытовых отходов производства и потребления из жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляют указанные организации и домовладельцы, а также иные производители отходов производства и потребления самостоятельно либо на основании договоров со специализированными организациями.
Для предотвращения засорения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами производства и потребления необходимо устанавливать специально предназначенные для временного хранения отходов емкости малого размера (урны, баки).
Урны (баки) следует содержать в исправном и опрятном состоянии, очищать по мере накопления мусора и не реже одного раза в месяц промывать и дезинфицировать.
В силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:
1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
При решении вопроса об организации и использовании мест общего пользования члены ТСН «Звездочка» обязаны были в силу норм действующего законодательства разрешить вопрос о размещении на территории мест общего пользования контейнерной площадки. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих проведение общего собрания по вопросу организации площадки и установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов. Не представлены доказательства, подтверждающие заключение товариществом договора на вывоз твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 5.11* СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51) на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.
Площадки для мусорных контейнеров размещаются на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от границ участков.
В соответствии с п. 5.11 "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*" на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
На основании изложенного, с учетом выше приведенных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, и принять меры к заключению договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
исковые требования прокурора Саратовского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к товариществу собственников недвижимости «Звездочка» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов, удовлетворить.
Обязать ТСН «Звездочка» возложить обязанность принять меры к заключению договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июня 2022 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Саратовский районный суд Саратовской области.
Судья: