Дело № 2а-3825/2024
73RS0001-01-2024-004754-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 23 августа 2024 года
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Анциферовой Н.Л.,
при секретаре Бондарь А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску военного прокурора Ульяновского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор Ульяновского гарнизона обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в обоснование указав следующее.
В ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также о сохранности оружия и боеприпасов, обусловленной результатами мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», военной прокуратурой Ульяновского гарнизона установлено, что на сайтах в сети «Инетернет» в открытом доступе размещены сведения, запрещенные к распространению на территории Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что на сайте с URL-адресом <данные изъяты> (Интернет-ресурс: <данные изъяты> содержится информация о продаже огнестрельного оружия, в том числе боевого: пистолетов, автоматов и др., боеприпасов к ним любым заинтересованным лицам, а также иная информация, по вопросам приобретения (способы оплаты, цены, доставка и проч.).
При этом, вышеуказанный Интернет-ресурс не является государственной военизированной организацией и осуществляет продажу оружия либо посреднические услуги при продаже оружия без проверки личности покупателя, наличия у последнего правоустанавливающих документов на приобретение оружия и боеприпасов, регистрации факта продажи оружия в установленном законом порядке, тем самым способствуя совершению гражданам преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ.
Доступ на указанный сайт свободный, какой-либо регистрации и идентификации личности для доступа к размещенным на нем сведениям не требуется, то есть вышеуказанная информация, содержащаяся на интернет сайте <данные изъяты> (Интернет-ресурс: <данные изъяты> находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.
Согласно сведениям универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтом сети «Интернет» официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций <данные изъяты> доступ к странице <данные изъяты> по состоянию на 25.06.2024 не ограничен.
Каких-либо сведений о личностях собственников сайта <данные изъяты> в открытом доступе не имеется, ограничение доступа к данным сайта на территории Российской Федерации не осуществляется.
Исходя из вышеуказанного, информация о продаже боевого огнестрельного оружия любым заинтересованным лицам, распространяемая в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты> является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ограничение доступа к информации необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с URL-адресом <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Административный истец в судебном заседании не присутствовал, извещен.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Ульяновской области Багненко И.В. в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно материалам дела, военной прокуратурой Ульяновского гарнизона в ходе проверки установлено, что на сайте с URL-адресом <данные изъяты> (Интернет-ресурс: <данные изъяты> содержится информация о продаже огнестрельного оружия, в том числе боевого: пистолетов, автоматов и др., боеприпасов к ним любым заинтересованным лицам, а также иная информация, по вопросам приобретения (способы оплаты, цены, доставка и проч.).
Вышеуказанный Интернет-ресурс не является государственной военизированной организацией и осуществляет продажу оружия либо посреднические услуги при продаже оружия без проверки личности покупателя, наличия у последнего правоустанавливающих документов на приобретение оружия и боеприпасов, регистрации факта продажи оружия в установленном законом порядке, тем самым способствуя совершению гражданам преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ.
Доступ на указанный сайт свободный, какой-либо регистрации и идентификации личности для доступа к размещенным на нем сведениям не требуется, то есть вышеуказанная информация, содержащаяся на интернет сайте <данные изъяты>/ (Интернет-ресурс: <данные изъяты> находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.
Согласно сведениям универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтом сети «Интернет» официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (<данные изъяты> доступ к странице <данные изъяты> по состоянию на 25.06.2024 не ограничен.
Каких-либо сведений о личностях собственников сайта <данные изъяты> в открытом доступе не имеется, ограничение доступа к данным сайта на территории Российской Федерации не осуществляется.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», право продавать или передавать имеющиеся у них на вооружении боевое ручное стрелковое и холодное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо продавать имеющееся у них гражданское и служебное оружие и патроны к нему имеют только государственные военизированные организации.
Статьей 222 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов.
На основании ч. 5 ст. 15 Закон № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В силу положений ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
С учетом изложенных правовых норм в их взаимосвязи, информация о пропаганде совершения террористических актов способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Частью 1 статьи 9 Закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 названной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Анализ содержания положений ч. 6 ст. 10 и ч. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, содержащая сведения, пропагандирующие изменение существующей системы административно-территориального устройства, сепаратизму и федерализации является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая нормы приведенных выше законов, следует сделать вывод о том, что правоотношения, вытекающие из Закона № 149-ФЗ и Закона № 114-ФЗ, являются сходными применительно к целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 114-ФЗ информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
В целях ограничения доступа к обозначенной странице, содержащего запрещенную информацию, необходимо внести указанный адрес в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.
Полномочия по созданию, формированию и введению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и. массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» Федеральная служба по надзору в сфер связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной вносят в единый реестр запрещенной информации.
На основании изложенного, имеются все необходимые основания для удовлетворения требований прокурора.
В силу положений п.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административный иск военного прокурора Ульяновского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта на сайте с URL-адресом <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайта <данные изъяты> в сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л. Анциферова