Дело № 2-898/2020
72RS0013-01-2019-008949-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 18 февраля 2020 года
Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Федоровой И.И.
при секретаре Кузнецовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюменского района в защиту интересов Дронова Константина Геннадьевича к Правительству Тюменской области, Администрации Тюменского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, заключить договор найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района обратился в суд в защиту интересов Дронова К.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Тюменского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, заключить договор найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Дронов К.Г. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его отец – Персигин Г.О. и мать Дронова Н.Ю. лишены родительских прав. Дронов К.Г. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения на территории Тюменского муниципального район, однако жильем до настоящего времени не обеспечен. Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении Дронова К.Г. отсутствуют. Прокурор просит возложить обязанность на Правительство Тюменской области предоставить Дронову К.Г. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области общей площадью не менее 18 кв.м. на территории Тюменского муниципального района, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, а также возложить на Администрацию Тюменского муниципального района обязанность заключить с Дроновым К.Г. договор найма специализированного жилого помещения в течение 15 дней с момента его предоставления Правительством Тюменской области.
Старший помощник прокурора Тюменского района Злыгостева Т.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Законный представитель Дронова К.Г. Дробот Т.А. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области Черепанов К.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации. В суд представлен отзыв на иск (л.д.56-59).
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Дронов Константин Геннадьевич родился ДД.ММ.ГГГГ года в г.Керчи, его родителями являются Персигин Г.О. и Дронова Н.Ю., зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о рождении, копией паспорта (л.д.9,12). Дронов К.Г. является инвалидом первой группы (л.д.28). Решением Ялуторовского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ Дронов К.Г. признан недееспособным (л.д.22-26). Дробот Т.А. назначена опекуном над недееспособным Дроновым К.Г. (л.д.27).
Решением Керченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Дронова Н.Ю. лишена родительских прав в отношении сына Дронова К.Г. (л.д. 13,14).
Отец Дронова К.Г. Персигин Г.О. также лишен родительских прав в отношении сына, что подтверждается решением Октябрьского районного суда г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-21).
Приказом Департамента социального развития Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ Дронов К.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Тюменского района (л.д. 33).
По сведениям ФГБУ «Росреестра» по Тюменской области в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у Дронова К.Г. объекты недвижимости (л.д. 29). Согласно заключению департамента социального развития Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Дронова К.Г. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в котором он является членом семьи нанимателя (л.д.33). Из материалов дела следует, что у Дронова К.Г. недвижимого имущества в собственности не имеется, право бесплатной приватизации им не использовано, закрепленного жилья и имущества он не имеет, договор социального найма с ним не заключался (л.д.34-41).
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При этом следует учитывать, что статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не ставит право на предоставление жилья по достижению совершеннолетия в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилья. Также в ней отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
На основании вышеуказанных норм, а также принимая во внимание то, что Дронов К.Г. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилье, включен в список детей (лиц), подлежащих обеспечению жилым помещением, однако на момент рассмотрения судом дела таковым не обеспечен, суд считает право Дронова К.Г. на жилище подлежащим защите в судебном порядке.
Согласно ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области устанавливается в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (ст.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставлениях жилых помещений в Тюменской области»).
В соответствии с п.п. 24 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 3, 6 п. 7 ст. 41 Устава Тюменской области, обеспечение исполнения областного бюджета, а также подготовка отчета об исполнении указанного бюджета и отчетов о выполнении программ социально-экономического развития Тюменской области, разработка, корректировка и исполнение областных программ относятся к компетенции Правительства Тюменской области.
Таким образом, суд считает возможным возложить на ответчика Правительство Тюменской области обязанность по предоставлению Дронову К.Г. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, на территории Тюменского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв.м.
В соответствии с п. 4.12 Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утв. постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п, договор найма специализированного жилого помещения заключается уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по заключению договоров найма специализированного жилого помещения) с лицом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, в течение 15 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, суд считает возможным возложить на Администрацию Тюменского муниципального района обязанность заключить с Дроновым К.Г. договор найма специализированного жилого помещения, следовательно, иск прокурора Тюменского района в интересах Дронова К.Г. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставлениях жилых помещений в Тюменской области», п.п. 3, 6 п. 7 ст. 41 Устава Тюменской области, ст.ст. 12, 35, 45, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тюменского района в защиту интересов Дронова Константина Геннадьевича удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Дронову Константину Геннадьевичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Тюменского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., соответствующее требованиям жилищного законодательства.
Обязать Администрацию Тюменского муниципального района заключить с Дроновым Константином Геннадьевичем ДД.ММ.ГГГГ рождения, договор найма специализированного жилого помещения, обеспеченного Правительством Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Тюменского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., в течение 15 дней с момента его предоставления Правительством Тюменской области.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательно й форме путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 февраля 2020 года.
Председательствующий судья И.И.Федорова