Судья: Наточеева М.А. Гр. дело № 33-4985/2023
номер дела суда первой инстанции № 2-3943/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Черкуновой Л.В.,
судей – Ивановой Е.Н., Житниковой О.В.,
с участием прокурора – Скажутиной Н.О.,
при помощнике судьи – Бирюковой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терхановой Е.А. к ГУ - Отделению пенсионного фонда России по Самарской области о признании права на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации и пенсии по случаю потери кормильца,
по апелляционной жалобе Терхановой Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 14 декабря 2022 года.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терханова Е.А. обратился в суд с иском к ГУ - Отделению пенсионного фонда России по Самарской области о признании права на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации и пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является вдовой Терханова Ю.А., призванного на специальные военные сборы и участвовавшего в ликвидации последствий аварии в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС в период с 08.01.1987г. по 01.03.1987г., получившего воздействие радиационных факторов, инвалида <данные изъяты> вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой, и умершего ДД.ММ.ГГГГ Терханова Е.А. имеет статус вдовы умершего инвалида <данные изъяты> вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой. Полагает, что при указанных обстоятельствах истец имеет право на пенсию по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), предусмотренной п.3 ч.1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.4 ст.15 ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О Государственном пенсионном обеспечении в РФ», установленной в размере 200% размера социальной пенсии, указанного в пп.1 п.1 ст.18 Закона №166-ФЗ и полагающейся истице с 04.08.2005г., но назначенной только с 01.12.2007г. и выплачиваемой до настоящего момента времени в меньшем размере, чем предусмотрено законом; а также право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной ч.2 ст.14 Закона №1244-1 в размере, равном 50% от ЕДК, определенной в п.15 ч.1 ст.14 Закона №1244-1 для инвалида <данные изъяты>, полагающейся истице с 04.08.2010г., но выплачиваемой только с 28.06.2022г. и в меньшем размере, чем предусмотрено Законом №1244-1.
Индексация ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п.15 ч.1 ст.14 Закона №1244-1 для инвалида <данные изъяты> в нарушении требований ч.3 ст.5 Закона не была осуществлена за период с 01.01.2002г. по 31.12.2004г. на коэффициенты индексации, исчисленные исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ, а была осуществлена на коэффициенты индексации, исчисленные из уровня инфляции, которые для истицы не являются благоприятными и это не согласуется с требованиями определения Конституционного Суда РФ от 04.10.2005г. № 364-О, которые обязывают при индексации оспариваемой ЕДК применять благоприятный критерий индексации. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. №11-П определено, что на период с 01.01.2002г. по 31.12.2004г. ежегодная индексация денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью должны осуществляться на коэффициенты индексации, исчисленные исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.
В результате выплат по пенсии и ЕДК в размере, меньшем, чем предусмотрено законом, перед истицей образовалась задолженность.
Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнений, истец просила:
1. Признать право Терхановой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы Терханова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, на назначение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона N 1244-1 в сумме 3 498 рублей 70 копеек с 04.08.2010 года за счет бюджета (казны) РФ с последующей ее ежегодной индексацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
2. Обязать ГУ-Отделение ПФ России по Самарской области назначить Терхановой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдове Терханова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991г. N1244-1, с 1 октября 2022 года в сумме 7 216 рублей 59 копеек за счёт бюджета (казны) Российской Федерации с последующей её ежегодной индексацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
3. Взыскать с ГУ-Отделение ПФ России по Самарской области за счёт бюджета (казны) Российской Федерации в пользу Терхановой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы Терханова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона РФ N1244-1 в меньшем размере, чем предусмотрено законом за период с 04.08.2010г. по 30.09.2022г. в сумме 725 658 рублей 35 копеек.
4. Признать право Терхановой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы Терханова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, на назначение выплат пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 года N1244-1 за период с 04.08.2005 в сумме 1 661 рубль 81 копейка за счет бюджета (казны) РФ с последующей ее ежегодной индексацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
5. Обязать ГУ-Отделение ПФ России по Самарской области назначить Терхановой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдове Терханова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, назначить выплаты пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 года N1244-1 за период с 01.10.2022г. в сумме 13 849 рублей 62 копейки с последующей ее ежегодной индексацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
6. Взыскать с ГУ-Отделение ПФ России по Самарской области за счёт бюджета (казны) Российской Федерации в пользу Терхановой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы Терханова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида <данные изъяты> умершего ДД.ММ.ГГГГ года, образовавшуюся задолженность по выплатам пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы (ранения. Контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), по причине ее выплат в меньшем размере, чем предусмотрено законом за период с 04.08. 2005 по 30.09.2022 года в сумме 612 261 рублей 11 копеек (л.д.44-46).
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 14 декабря 2022 года исковые требования Терхановой Е.А. оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Терханова Е.А. в лице представителя по доверенности Кузнецова А.В. просит отменить решение и вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Кузнецов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Прокурор Скажутина Н.О. в заседании суда апелляционном инстанции с решением суда согласилась, считает его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 и ст.327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2022 Федерального закона от 06.12.2021 N 409-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлений действия отдельных положений ст.4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на Пенсионный фонд Российской Федерации возложены функции по установлению и выплате пособий отдельным категориям граждан, в том числе ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ЕДК).
Порядок предоставления отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, регламентирован Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2022 N 24 «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации»,
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 907 «O социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Изменения, внесенные Постановлением N24, распространяются на
правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
В соответствии со ст. 1 Закона N 409-Ф3 и п. 3 Постановления N 24
компенсации и другие выплаты, назначенные органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.01.2022, предоставляются и выплачиваются ПФР на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы гарантируются гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст.13 Закона N1244-1.
Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда,
причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы) производится Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ст. 14 Закона N 1244-1 и п. 2 Порядка N 607 ежемесячная денежная компенсация выплачивается:
- инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан,
указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 и п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона N 1244-1
- нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего
инвалида.
До 01.02.2016 размеры выплат ежемесячной денежной компенсации ежегодно определялись Правительством Российской Федерации.
После 01.02.2016 г. Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Закона N 1244-1 определяет только коэффициент индексации, который ежегодно пересматривается.
С учетом изложенного, размер ежемесячной денежной компенсации в
зависимости от группы инвалидности с 01.02.2022 составляет:
инвалидам I группы - 23071,70 рублей; инвалидам II группы - 11535,86 рублей; инвалидам III группы - 4614,32 рублей.
В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской
катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п.15 ч. 1 ст. 14 Закона N 1244-1, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан, при этом размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца.
Ежемесячная денежная компенсация может выплачиваться каждому
нетрудоспособному иждивенцу индивидуально (п. 6 Порядка N 607)
В соответствии с п. 7 Порядка N 607 ежемесячная денежная компенсация
назначается и выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Разрешая спор по существу суд указал, что доказательств того, что Терханова Е.А. обращалась за получением ежемесячной денежной компенсации до 28.06.2022г., суду не представлено.
Из материалов дела следует, что Терханова Е.А. обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации лишь 28.06.2022г., представив:
- свидетельство о браке с Терхановым Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., серии №, выданное <данные изъяты>
- свидетельство о смерти Терханова Ю.А. серии №, выданное <данные изъяты>;
- удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, серии №, выданное Терханову Ю.А. Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области посмертно;
- справку серии № об установлении Терханову Ю.А.
инвалидности II группы с причиной инвалидности «увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС», выданную 18.06.1996г.
Ежемесячная денежная компенсация Терхановой Е.А. назначена с 28.06.2022 в соответствии с п. 7 Порядка N 607, с даты подачи заявления со всеми необходимыми документами, в размере 5767,93 руб. (11535,86 руб. (размер ежемесячной денежной компенсации для инвалидов <данные изъяты> с 01.02.2022) : 2 чел. (часть выплаты за исключением доли умершего кормильца)).
В целях реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации член семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы обращается в уполномоченный орган с заявлением о назначении такой выплаты с приложением соответствующих документов, то есть назначение данной выплаты носит заявительный характер.
Ссылка Терхановой Е.А. на ее право на получение указанной компенсации с
04.08.2010 (достижения возраста 55 лет) и обязании Отделения назначить ежемесячную денежную компенсацию с указанной даты не основана на Законе.
Ежемесячна денежная компенсация Терхановой Е.А. назначена со дня
обращения с заявлением (28.06.2022).
Условия назначения ежемесячной денежной компенсации в соответствии с
п. 7 Порядка N 607 не нарушены.
В связи с чем, своевременно неполученные суммы ежемесячной денежной компенсации у Терхановой Е.А. отсутствуют.
Требование истца о взыскании с ответчика задолженности по выплатам
ежемесячной денежной компенсации в размере 725658,35 руб. являются необоснованным, поскольку основания для пересмотра установленного размера и перерасчета ежемесячной денежной компенсации отсутствуют, следовательно, невыплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации не имеется.
Довод истца о применении ответчиком неверных индексов суд нашел несостоятельным ввиду следующего.Из содержания ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
Статьей 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц была предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех- (III группа) либо пятикратной (I и II группы) суммы минимальной заработной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ и от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 руб.).
Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 названного Закона Российской Федерации (в ред. от 18 июня 1992 г.) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" ее размер был определен в твердой сумме - 300 руб. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации. Такое конституционно-правовое толкование действовавшего законодательства было воспринято судами как возможность до внесения изменений в нормативные акты принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, присужденных им сумм с учетом ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат. Таким образом, суды при рассмотрении дел данной категории должны исходить из того, что вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
Довод истца о том, что из логического анализа Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федерального Закона от 07.11.2011г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат»; Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. №11-П; Постановления Конституционного Суда РФ от 20.10.2010г. №18-П в их взаимосвязи следует, что к правоотношениям между истцом и ответчиком необходимо применять по аналогии п.9 ст.3 ФЗ №306-ФЗ, является надуманным и несостоятельным.
Из положений указанных нормативно-правовых актов, вопреки утверждению истца, не следует, что к истцу необходимо применять положения Закона РФ N 1244-1 по аналогии с п.9 ст.3 ФЗ №306-ФЗ.
Данный вывод является субъективным ошибочным суждением истца.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что законных оснований для установления истцу ЕДК со сроков и в размерах, предусмотренных для иных выплат, не имеется.
Требование Истца о взыскании с ответчика задолженности по выплатам
ежемесячной денежной компенсации в размере 863957,84 рублей являются необоснованным, поскольку основания для перерасчета ежемесячной денежной компенсации отсутствуют, следовательно, невыплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации не имеется.
Что касаемо требований истца о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, то суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются
законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию. Согласно пенсионному законодательству все процессуальные действия в части установления пенсии производятся на основании волеизъявления пенсионера путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган ПФР.
Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком (п. 1 ст. 22 Закона N 166-Ф3 и п.18 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884H).
Таким образом, для возникновения правоотношений между гражданином и
территориальным органом ПФР гражданин должен обратиться в территориальный орган ПФР.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона N 1244-1 предусмотрено назначение
пенсии по случаю потери кормильца за участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузий, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-Ф3
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется супруге гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС при достижении ею 50-летнего возраста или при наступлении инвалидности (п.п. 5 п. 3 ст. 3 данного Закона). Им могут устанавливаться государственная пенсия по случаю потери кормильца с учетом норм Закона N 166-ФЗ и страховая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-Ф3 «О страховых пенсиях».
Пенсия по случаю потери кормильца семьям граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Государственная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается
супругу (жене):
- независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени,
прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста или до наступления инвалидности (ч. 3 ст. 29 Закона N 1244-1);
- независимо от продолжительности трудового стажа умершего кормильца, то есть при наличии хотя бы одного дня стажа (п. 4 ст. 10 Закона N 166-Ф3).
Государственная пенсия, независимо от ее вида назначается с 1-го числа
месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее (п. 1 ст. 23 Закона N 166-Ф3).
Размер государственной пенсии по случаю потери кормильца находится в зависимости от причины смерти кормильца.
Социальные пенсии, предусмотренные Законом N 166-Ф3, индексируются
ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
В период с 01.01.2002 по 31.12.2009 размер государственной пенсии по СПК
определялся следующим образом:
- в связи со смертью кормильца вследствие военной травмы - 200 % размера
базовой части трудовой пенсии по старости (п. 1 п. 4 ст. 15 Закона 166-Ф3);
- не зависимо от причины смерти кормильца - 250 % размера базовой части
трудовой пенсии по СПК (п. 3 ст. 17 Закона 166-Ф3).
С 01.01.2010 государственная пенсия по СПК исчисляется исходя из размера
социальной пенсий, предусмотренного п. 1 п. 1 ст. 18 Закона 166-Ф3:
- в связи со смертью кормильца вследствие военной травмы - 200% размера
социальной пенсии (подп. 1 п. 4 ст. 15 Закона N 166-Ф3);
- причина смерти кормильца подтверждается заключением федерального
учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии (п. 105 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н, ч. 2 ст. 24 Закона N 166-Ф3);
- не зависимо от причины смерти кормильца - 125% размера социальной
пенсий, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона N° 166-Ф3 (ч. 3 ст. 17 Закона
N 166-Ф3).
С 01.12.2007 Терхановой Е.А. была назначена государственная пенсия по
случаю потери кормильца в соответствии с Законом N 166-Ф3 в размере 1950 руб.00 коп. (250% базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно: 780 руб. 00 коп. (размер базовой части пенсии по СПК на 01.12.2007) x 250%).
С 01.01.2010 размер пенсий, исчисленных по нормам Закона N 166-Ф3, не
зависит от фиксированного базового размера, а зависит от размера социальной пенсий, которая установлена данным законом.
Перерасчеты пенсии в связи с индексацией социальных и трудовых пенсий производятся по постановлениям Правительства РФ.
Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением
группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера,
категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца или условий назначения социальной пенсии.
Перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения (п. 2 ст. 22, п.п. 2 п. 2 ст. 23 Закона N 166- Ф3).
28.06.2022 Терханова E.A. обратилась в Отделение с заявлением о перерасчете пенсий по государственному обеспечению.
04.07.2022 вынесено решение N 289958/22 об отказе, так как документ,
подтверждающий связь смерти кормильца с военной травмой, представлен не был. Поскольку документов, достаточных для перерасчета назначенной пенсии в сторону увеличения Отделению не представлено, оснований для назначения пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы в размере 200% от размера социальной пенсии не имеется ни на момент первичного обращения, ни в настоящее время.
Суд пришел к выводу о том, что требования истца основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, правовых оснований для их удовлетворения не имеется.
Судебная коллегия соглашается с решением суда и не находит правовых оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку полностью повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к переоценке исследованных доказательств, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловное основание для отмены решения суда, судом допущено не было.
Таким образом, решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Терхановой Е.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи