Дело № 12-75/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Самара 11 мая 2023 г.
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Гороховик О. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица –начальника управления расчетов по оплате труда и иных выплат ГКУ Самарской области «»Центр учета и бюджетной аналитики» Жигаловой О. Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 26 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 07.04.2023 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 26 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 07.04.2023 должностное лицо – начальник управления расчетов по оплате труда и иных выплат ГКУ Самарской области «»Центр учета и бюджетной аналитики» Жигалова О. Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Жигахина О. Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление от 07.04.2023, считает его незаконным, суд привел в постановлении выводы, которые не соответствуют действительности, и вынес решение за недоказанностью вины.
В судебном заседании Жигалова О. Н. и ее представитель жалобу поддержали в полном объеме.
Представители Счетной палаты Самарской области в судебном заседании просили отказать в удовлетворении жалобы.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно положениям части 1 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В примечании 1 к указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предусмотренная этой статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.
При этом в силу примечания 4 к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в числе иного, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
Согласно статье 5 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В силу положений статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса (пункт 1). Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с пунктом 302 Инструкции по применению Единого плана бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее по тексту - Инструкция 157н), расходы, связанные с выплатой по ежегодному оплачиваемому отпуску, за неотработанные дни отпуска отражаются на счете 40150 «Расходы будущих периодов». Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета).
Таким образом, в соответствии с пунктом 302 Инструкции № 157н обязательства по начислению отпускных в текущем отчетном периоде, если работник фактически не отработал период, за который начислены отпускные, отражаются по кредиту счета 130200000 «Расчеты по принятым обязательствам» в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 140150000 «Расходы будущих периодов» (авансом в счет будущих отчетных периодов).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21.03.2019 №152 «О создании государственного казенного учреждения Самарской области «Центр учета и бюджетной аналитики» создано ГКУ «Центр учета», основной деятельностью которого является начисление физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечисление, ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, включая составление и представление бюджетной (бухгалтерской) отчетности, формируемой на основании данных бюджетного (бухгалтерского) учета, обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, а также анализ и оценка эффективности бюджетного процесса в Самарской области.
16.08.2019 между Главным управлением организации торгов Самарской области и ГКУ «Центр учета» заключено соглашение №1, предметом которого являлась передача Главным управлением организации торгов Самарской области полномочий по ведению бюджетного учета, составлению бюджетной и налоговой отчетности ГКУ «Центр учета».
Постановлением Правительства Самарской области от 11.06.2020 № 396 «О передаче министерству управления финансами Самарской области отдельных полномочий органов исполнительной власти Самарской области и подведомственных им казенных учреждений» (далее - Постановление № 396) установлено, что министерство управления финансами Самарской области через ГКУ «Центр учета» осуществляет следующие полномочия органов исполнительной власти Самарской области и подведомственных им казенных учреждений:
а) начисление физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечисление;
б) ведение бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
В соответствии с пунктом 2.15 Положения о единой учетной политики органов исполнительной власти Самарской области и подведомственных им учреждений, утвержденного приказом Минфина от 31.07.2020 №01-07/50 (в редакции приказа от 13.10.2021 № 01-07/62н), порядок взаимодействия субъекта централизованного учета с ГКУ «Центр учета», а также порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бюджетном учете определяются типовым регламентом взаимодействия при осуществлении централизованного бюджетного учета, утвержденным приказом Минфина.
В соответствии с разделом 2 «Порядок предоставления информации и документов» Типового регламента, утвержденного приказом Минфина от 13.10.2021 № 01-07/62н, субъект централизованного учета представляет первичные учетные и другие документы в виде электронных документов, скан-копий в соответствии с Графиком документооборота. После получения первичных и других документов ГКУ «Центр учета» осуществляет проверку их на полноту и корректность в сроки, установленные в Графике документооборота.
Разделом 5 «Оплата труда» Графика документооборота в перечне документов/информации, подлежащей представлению субъектом централизованного учета в ГКУ «Центр учета», предусмотрено предоставление приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска сотруднику (работнику) не позднее 14 рабочих дней до даты начала отпуска в части государственных служащих, не позднее 6 рабочих дней до даты начала отпуска в части иных сотрудников (работников). Ответственным за подготовку/ввод/направление документа/информации определена кадровая службы субъекта централизованного учета.
Специалист Главного управления организации торгов Самарской области подготавливает документы о предоставлении отпуска в соответствии с унифицированной формой, предусмотренной приложениями 65 и 66 к Инструкции по делопроизводству в Администрации Губернатора Самарской области, секретариате Правительства Самарской области и органах исполнительной власти Самарской области, утвержденной распоряжением Губернатора Самарской области от 24.04.2017 №250-р. В унифицированной форме указывается информация о том, за какой период работы предоставляется отпуск.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Счетной палатой Самарской области проведены контрольные мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности Главного управления организации торгов Самарской области за 2020, 2021 годы и истекший период 2022 года», предусмотренного пунктом 1.24 плана работы Счетной палаты Самарской области на 2022 год, в рамках которого установлено следующее.
В 2021 году отдельным сотрудникам Главного управления организации торгов Самарской области предоставлялся отпуск авансом в счет будущих отчетных периодов. Сумма произведенных расходов по отпускам, выплаченным авансом сотрудникам Главного управления организации торгов Самарской области, не отнесенная на финансовый результат текущего года, по состоянию на 01.01.2022 составила – 72,9 тыс. рублей (без учета начислений на оплату труда).
При анализе отражения в бюджетном учете распоряжений о предоставлении отпусков выявлено, что все расходы по отпускам в 2021 году списывались со счета 140160000 «Резервы предстоящих расходов» в кредит соответствующих счетов аналитического учета счетов 130211000 «Расчеты по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда», 130300000 «Расчеты по платежам в бюджеты». Данный факт отражен в журнале операций расчетов по плате труда, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0504071).
В нарушение пункта 302 Инструкции № 157н суммы обязательств по начислению отпускных в текущем отчетном периоде, если работник фактически не отработал период, за который предоставляется отпуск, не отражались по счету 140150000 «Расходы будущих периодов» и, следовательно, ежемесячно на финансовый результат текущего года не списывались.
Вышеуказанный факт привел к искажению форм годовой бюджетной отчетности Главного управления за 2021 год на 94,9 тыс. рублей (сумма искажения валюты баланса по состоянию на 01.01.2022 с учетом начислений на оплату труда: 72,9 тыс. рублей + 22,0 тыс. рублей (30,2%)), а именно:
1) баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130) – искажение данных по коду строки 160 формы бюджетной отчетности составляет 100 %;
2) справки по заключению счетов бюджетного учета отчета финансового года (ф.0503110) – искажение строк бюджетной отчетности по КОСГУ 211,213 составляет 0,2 %;
3) отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) – искажение данных по коду строки 160 в части информации КОСГУ 211, 213 – 0,2 %, искажение данных по коду строки 400 – 100%.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения начальника управления расчетов по оплате труда и иных выплат ГКУ Самарской области «»Центр учета и бюджетной аналитики» Жигаловой О. Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.15.6 названного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по делу фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Жигаловой О. Н., не усматривается.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В ГКУ «Центр учета», задачи по обеспечению своевременного централизованного начисления выплат по оплате труда и иных выплат физическим лицам, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечисление в отношении субъектов централизованного учета, осуществляет управление расчетов по оплате труда и иных выплат физическим лицам ГКУ «Центр учета».
В соответствии с разделом 5 Положения об Управлении расчетов по оплате труда и иных выплат физическим лицам ГКУ СО «Центр учета и бюджетной аналитики», утвержденного директором ГКУ СО «Центр учета и бюджетной аналитики» 16.02.2021, деятельностью Управления руководит начальник Управления (п.5.2.).
В соответствии с пунктом 6.1. раздела 6 Положения об Управлении расчетов по оплате труда и иных выплат физическим лицам ГКУ СО «Центр учета и бюджетной аналитики», начальник Управления несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на Управление функций.
В соответствии с приказом руководителя ГКУ СО «Центр учета и бюджетной аналитики» от 14.05.2021 № 200, Жигалова О.Н. с 17.05.2021 назначена на должность начальника Управления расчетов по оплате труда и иных выплат физическим лицам ГКУ СО «Центр учета и бюджетной аналитики».
На основании пункта 3.1.2 должностной инструкции начальника Управления расчетов по оплате труда и иных выплат физическим лицам ГКУ СО «Центр учета и бюджетной аналитики», начальник Управления обязан контролировать проверку принимаемых к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни и иных документов в части учета выплат по оплате труда и иных выплат физическим лицам субъектов централизованного учета в отношении формы, полноты оформления, реквизитов.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее деяние, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.15.6 данного Кодекса, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Мировым судьей исследованы все имеющиеся доказательства по делу и им дана надлежащая оценка.
Доводы настоящей жалобы в том числе о том, что в действиях должного лица отсутствует состав административного правонарушения, являлись предметом проверки мирового судьи, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте.
При назначении наказания мировым судьей учтен характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной и допустимой для признания Жигаловой О. Н. виновным в совершении вышеуказанного правонарушения и им дана надлежащая оценка мировым судьей.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки в суде первой инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении, и не ставят под сомнение наличие в действиях Жигаловой О. Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд считает, что выводы мирового судьи о признании Жигаловой О. Н. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, являются правомерными, а назначенное наказание соответствует личности и обстоятельствам правонарушения.
Учитывая изложенное, судом не установлено оснований для отмены постановления об административном правонарушении в отношении Жигаловой О. Н.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 26 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 07.04.2023 о признании виновным в совершении административного правонарушения, к предусмотренного ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу Жигаловой О. Н. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в Самарский областной суд в порядке ст.ст. 30.12 – 30.14 КоАП РФ.
Судья Гороховик О. В.