61RS0017-01-2023-003351-51
Дело № 2-161/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года г. Зверево, Ростовской области
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко М.Л.,
при секретаре Иньковой Н.С.,
с участием прокурора г. Зверево Жакова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Зверево, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Зверево, Отделу имущественных и земельных отношений администрации г. Зверево об обязании привести жилое помещение в надлежащее техническое состояние
УСТАНОВИЛ:
Истец Прокурор г. Зверево, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом его уточнения) к администрации г. Зверево, Отделу имущественных и земельных отношений администрации г. Зверево об обязании привести жилое помещение в надлежащее техническое состояние, ссылаясь на то, что Прокуратурой г. Зверево в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», во исполнение задания прокуратуры Ростовской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий по распоряжению муниципальной собственностью, в том числе муниципальным жилищным фондом, а также жилищного законодательства. В ходе данной проверки выявлены нарушения законодательства, которые выразились в следующем.
Муниципальный жилищный фонд города Зверево, в том числе специализированный жилищный фонд находится в оперативном управлении ОИЗО администрации г. Зверево.
Установлено, что в собственности муниципального образования «Город Зверево» на момент проверки находится 423 муниципальных жилых помещения, в том числе 26 свободных, которые частично находятся в неудовлетворительном состоянии.
Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда показало, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения капитального и текущего ремонта, помещения захламлены, фактически квартиры и комнаты находятся в непригодном для проживания состоянии.
Проверкой установлено, что в муниципальном жилищном фонде города Зверево имеется жилое помещение, расположенное по адресу: г. Зверево,
ул. Чайковского, д. 13, кв. 17, находящееся в неудовлетворительном состоянии, в котором отсутствует санитарно-техническое оборудование, оконные блоки квартиры рассохлись, оконные заполнения разбиты, обои частично отсутствуют, имеются отслоения штукатурного слоя, плесневые образования на стенах, полы повреждены, отсутствует лакокрасочное покрытие, в санузле стены разрушены, санитарно-технические приборы отсутствуют либо неисправны, в кухне стены деформированы, в жилом помещении частично отсутствует коммунальная инфраструктура (водоотведение, -водо, -тепло -газоснабжение). Данное жилое помещение нуждается в проведении капитального ремонта, так как выявленные недостатки и неисправности оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.
Между тем, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма в городе Зверево, состоит более 70 семей, а также 3 гражданина, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, в связи с чем, подобное бездействие администрации по приведению жилых помещений в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, грубо нарушает жилищные права нуждающихся граждан города.
По результатам проведенной проверки, ранее прокуратурой города 26.09.2022 главе администрации г. Зверево внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако, до настоящего времени полномочия администрацией не реализованы, выделение денежных средств на ремонт жилых помещений не запланировано, фактически ремонтные работы не проводились.
С учетом изложенного просит обязать ОИЗО администрации города Зверево выполнить капитальный ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда г. Зверево, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Зверево ул. Чайковского, д. 13, кв. 17, установить срок для добровольного исполнения решения суда восемь месяцев со дня его вступления в законную силу.
Дело было назначено к слушанию, стороны надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, о чем имеются подтверждения в материалах дела.
Дело слушалось с участием представителя истца, в отсутствие ответчиков, в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.
Из отзыва ответчика следует, что он не возражает относительно удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 6 ст. 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан и осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, помимо прочего, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как установлено в ст. 51 Закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 3,4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу с п. 2 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.Так, требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).
Согласно п. 1 данного Положения, оно устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Кроме того, приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр утверждены правила пользования жилыми помещениями (далее – Правила).
Согласно п. 16 Правил, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан, в том числе, использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей; нести расходы на содержание принадлежащего собственнику жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения. Собственник несет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно содержанию статьи 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью.
Статьей 15 ЖК РФ установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения, а именно изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии со ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения (администрация города Зверево) по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ч. 1, 2 ст. 62 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 утвержден типовой договор социального найма жилого помещения, в соответствии с пп. а п. 4 которого наниматель обязан принять от наймодателя пригодное для проживания жилое помещение, в котором проведен текущий ремонт, за исключением случаев, когда жилое помещение предоставляется во вновь введенном в эксплуатацию жилищном фонде.
Данная обязанность нанимателя корреспондируется с обязанностью наймодателя передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям (пп. а п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения).
В соответствии с ч. 1 ст. 676 Гражданского кодекса РФ наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.
В судебном заседании установлено, что муниципальный жилищный фонд города Зверево, в том числе специализированный жилищный фонд находится в оперативном управлении ОИЗО администрации г. Зверево, что в собственности муниципального образования «Город Зверево» на момент проверки находится 423 муниципальных жилых помещения, в том числе 26 свободных, которые частично находятся в неудовлетворительном состоянии.
Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда показало, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения капитального и текущего ремонта, помещения захламлены, фактически квартиры и комнаты находятся в непригодном для проживания состоянии.
Из материалов дела следует, что в муниципальном жилищном фонде города Зверево имеется жилое помещение, расположенное по адресу: г. Зверево, ул. Чайковского, д. 13, кв. 17, находящееся в неудовлетворительном состоянии, в котором отсутствует санитарно-техническое оборудование, оконные блоки квартиры рассохлись, оконные заполнения разбиты, обои частично отсутствуют, имеются отслоения штукатурного слоя, плесневые образования на стенах, полы повреждены, отсутствует лакокрасочное покрытие, в санузле стены разрушены, санитарно-технические приборы отсутствуют либо неисправны, в кухне стены деформированы, в жилом помещении частично отсутствует коммунальная инфраструктура (водоотведение, -водо, -тепло -газоснабжение). Данное жилое помещение нуждается в проведении капитального ремонта, так как выявленные недостатки и неисправности оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.
Также из материалов дела следует, что прокуратурой города 26.09.2022 главе администрации г. Зверево внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако, до настоящего времени полномочия администрацией не реализованы, выделение денежных средств на ремонт жилых помещений не запланировано, фактически ремонтные работы не проводились.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма в городе Зверево, состоит более 70 семей, а также 3 гражданина, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, бездействие ответчика по приведению жилых помещений в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, грубо нарушает жилищные права нуждающихся граждан города, в связи с чем исковые требования об обязании Отдела имущественных и земельных отношений администрации г.Зверево в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, а именно привести жилое помещение, расположенное по адресу: г.Зверево, ул.Чайковского д.13, кв.17, в надлежащее техническое состояние, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора г. Зверево удовлетворить.
Обязать Отдел имущественных и земельных отношений администрации г.Зверево в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, а именно привести жилое помещение, расположенное по адресу: г.Зверево, ул.Чайковского д.13, кв.17, в надлежащее техническое состояние.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Постоянное судебно присутствие в г. Зверево Красносулинского районного суда Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19.01.2024 г.
Судья М.Л. Самойленко