Дело № 2-307/2022 22RS0054-01-2022-000459-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2022 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Костырченко Т.А.,
с участием заместителя прокурора Третьяковского района Артюхова Д.А.,
при секретаре Раченковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности привести объекты теплоснабжения в надлежащее техническое состояние,
у с т а н о в и л:
Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности привести объекты теплоснабжения в надлежащее техническое состояние, ссылаясь на то, что прокуратурой Третьяковского района в соответствии с организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры Алтайского края проведена проверка исполнения на территории района законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Установлено, что в собственности муниципального образования «Третьяковский район Алтайского края» находятся котельные, посредством которых в период отопительного сезона обеспечивается теплоснабжение населения и объектов социально-экономической инфраструктуры района, в том числе:
котельная № <адрес>А-2);
котельная № <адрес>);
котельная № <адрес>);
котельная № <адрес>);
котельная № <адрес>А);
котельная № <адрес>);
котельная <адрес>);
котельная <адрес>);
котельная <адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией района данные объекты переданы МУП «Третьяковский коммунальщик» на праве хозяйственного ведения.
По результатам проведенной Сибирским управлением Ростехнадзора оценки готовности муниципального образования «Третьяковский район Алтайского края» к отопительному сезону 2022-2023 гг., выявлен ряд нарушений технических норм при эксплуатации зданий вышеуказанных котельных, а именно:
1) отсутствуют отмостки вокруг зданий котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной <адрес>, котельной на <адрес>, котельной <адрес> согласно СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий», чем нарушен п.3.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ПТЭ ТЭУ);
2) не проведено техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций здания котельной в <адрес>, чем нарушен п.3.3.9 ПТЭ ТЭУ;
3) по результатам проведенного специализированной организацией технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной <адрес> установлено, что в нарушение требований п.3.3.1 ПТЭ ТЭУ здание котельной находится в аварийном состоянии. При дальнейшей эксплуатации объекта необходимо выполнить рекомендации по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий, в том числе: разработать проект по усилению несущих ограждающих конструкций силами специализированной организации, а также выполнить работы согласно проекту; необходимо проведение работ по ремонту существующего кровельного покрытия; провести работы по инъектированию трещин безусадочным раствором повышенной марки и восстановление отделочных покрытий внутренних помещений здания;
4) по результатам проведенного специализированной организацией технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной <адрес> установлено, что в нарушение требований п.3.3.1 ПТЭ ТЭУ здание котельной находится в ограниченно работоспособном состоянии. При дальнейшей эксплуатации объекта необходимо выполнить рекомендации по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий, в том числе: выполнить ремонтные работы стеновых панелей, восстановить защитный слой, предварительно удалив ослабленный состав и очистив арматуру от продуктов коррозии; выполнить восстановление кирпичной кладки столбов сопряжения стеновых панелей; необходимо выполнить ремонтные работы кровли; предусмотреть установку наружного организованного водостока, устройство вертикального ограждения и снегозадержателей; необходимо разработать проект по усилению конструкций перекрытия здания; необходимо очистить поверхность плит перекрытий от следов копоти и гари; необходимо выполнить ремонтные работы, восстановить защитный слой, предварительно удалив ослабленный состав и очистив арматуру от продуктов коррозии. Работы необходимо проводить силами специализированных организаций по предварительно разработанной проектной документации.
Ненадлежащее техническое состояние зданий котельных, в том числе аварийное состояние здания котельной на <адрес>, может привести к чрезвычайным ситуациям в зимний период, создает угрозу безопасного прохождения отопительного сезона.
В силу положений п. 6 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, является вопросом местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации теплоснабжения на соответствующей территории относится, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях сельских поселений, входящих в состав района, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возлагается на собственника.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон №68-ФЗ), чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (п.п. «г», «ж» п. 2 ст. 11 Федеральный закон №68-ФЗ).
С учетом изложенного, на администрации Третьяковского района лежит обязанность по приведению объектов теплоснабжения в надлежащее техническое состояние в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях сельских поселений, входящих в состав района.
Однако данная обязанность администрацией района исполняется ненадлежащим образом. Как следствие, указанные выше объекты теплоснабжения в должное техническое состояние до начала отопительного сезона 2022-2023 гг. не приведены.
Непринятие мер по ремонту и содержанию объектов теплоснабжения создает реальную угрозу срыва отопительного зимнего сезона, может привести к чрезвычайной ситуации в период его прохождения, что затрагивает законные интересы неопределенного круга лиц.
Отсутствие финансирования не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от решения вопросов местного значения, действующим законодательством в качестве такового не предусмотрено.
Ссылаясь на со ст. ст. 45, 131, 211 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просил возложить на администрацию <адрес> обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по устранению нарушений требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ПТЭ ТЭУ), при эксплуатации зданий котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной <адрес>, котельной на <адрес>, котельной <адрес>, а именно:
- выполнить устройство отмосток согласно СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» по периметру зданий котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной <адрес>, котельной на <адрес>, котельной <адрес>;
- организовать проведение специализированной организацией технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной в <адрес>;
- обеспечить проведение ремонтных работ и компенсирующих мероприятий в отношении здания котельной <адрес>, а именно разработать проект по усилению несущих ограждающих конструкций силами специализированной организации, а также выполнить работы согласно проекту; провести работы по ремонту существующего кровельного покрытия; провести работы по инъектированию трещин безусадочным раствором повышенной марки и восстановление отделочных покрытий внутренних помещений здания;
- обеспечить разработку проектной документации и проведение в соответствии с ней ремонтных работ и компенсирующих мероприятий в отношении здания котельной <адрес>, а именно выполнить ремонтные работы стеновых панелей; выполнить восстановление кирпичной кладки столбов сопряжения стеновых панелей; выполнить ремонтные работы кровли; предусмотреть установку наружного организованного водостока, устройство вертикального ограждения и снегозадержателей; разработать проект по усилению конструкций перекрытия здания; очистить поверхность плит перекрытий от следов копоти и гари.
В судебном заседании представитель истца зам. прокурора Артюхов Д.А. доводы искового заявления поддержал по основаниям, изложенным в иске, при этом уточнив срок исполнения решения суда ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Администрации Третьяковского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, ходатайств об отложении не заявили.
Представитель третьего лица МУП «Третьяковский коммунальщик» не явился, ходатайств об отложении не заявил.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений п. 6 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, является вопросом местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации теплоснабжения на соответствующей территории относится, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях сельских поселений, входящих в состав района, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон №68-ФЗ), чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (п.п. «г», «ж» п. 2 ст. 11 Федеральный закон №68-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что в собственности муниципального образования «<адрес>» находятся следующие котельные: котельная № в <адрес>, котельная № в <адрес>, котельная № в <адрес>, котельная№ в <адрес>, котельная № в <адрес>, котельная <адрес>, котельная на <адрес>, котельная <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> данные объекты переданы МУП «Третьяковский коммунальщик» на праве хозяйственного ведения.
Посредством указанных котельных в период отопительного сезона обеспечивается теплоснабжение населения и объектов социально-экономической инфраструктуры района.
Согласно письму Сибирского управления Ростехнадзора от 18.11.2022 № 342-1987 и приложению к нему по результатам оценки готовности муниципального образования «<адрес>» к отопительному сезону выявлены следующие замечания, ряд нарушений технических норм при эксплуатации зданий вышеуказанных котельных, а именно:
1) отсутствуют отмостки вокруг зданий котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной <адрес>, котельной на <адрес>, котельной <адрес> согласно СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий», чем нарушен п.3.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ПТЭ ТЭУ);
2) не проведено техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций здания котельной в <адрес>, чем нарушен п.3.3.9 ПТЭ ТЭУ;
3) по результатам проведенного специализированной организацией технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной <адрес> установлено, что в нарушение требований п.3.3.1 ПТЭ ТЭУ здание котельной находится в аварийном состоянии. При дальнейшей эксплуатации объекта необходимо выполнить рекомендации по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий, в том числе: разработать проект по усилению несущих ограждающих конструкций силами специализированной организации, а также выполнить работы согласно проекту; необходимо проведение работ по ремонту существующего кровельного покрытия; провести работы по инъектированию трещин безусадочным раствором повышенной марки и восстановление отделочных покрытий внутренних помещений здания;
4) по результатам проведенного специализированной организацией технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной <адрес> установлено, что в нарушение требований п.3.3.1 ПТЭ ТЭУ здание котельной находится в ограниченно работоспособном состоянии. При дальнейшей эксплуатации объекта необходимо выполнить рекомендации по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий, в том числе: выполнить ремонтные работы стеновых панелей, восстановить защитный слой, предварительно удалив ослабленный состав и очистив арматуру от продуктов коррозии; выполнить восстановление кирпичной кладки столбов сопряжения стеновых панелей; необходимо выполнить ремонтные работы кровли; предусмотреть установку наружного организованного водостока, устройство вертикального ограждения и снегозадержателей; необходимо разработать проект по усилению конструкций перекрытия здания; необходимо очистить поверхность плит перекрытий от следов копоти и гари; необходимо выполнить ремонтные работы, восстановить защитный слой, предварительно удалив ослабленный состав и очистив арматуру от продуктов коррозии. Работы необходимо проводить силами специализированных организаций по предварительно разработанной проектной документации.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Учитывая, что в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания котельных возложено на администрацию Третьяковского района Алтайского края, обязанную осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию Третьяковского района Алтайского края привести объекты теплоснабжения в надлежащее техническое состояние.
Приведение объектов теплоснабжения в надлежащее техническое состояние будет способствовать недопущению срыва отопительного зимнего сезона и недопущения чрезвычайной ситуации в период его прохождения, что в свою очередь будет способствовать недопущению нарушений прав граждан на безопасное и качественное теплоснабжение.
Суд соглашается, что для совершения действий, которые должны быть совершены ответчиком, необходим предложенный стороной истца срок до ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что такой срок является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Уточненные исковые требования прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности привести объекты теплоснабжения в надлежащее техническое состояние удовлетворить.
Обязать <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение работ по устранению нарушений требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ПТЭ ТЭУ), при эксплуатации зданий котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной <адрес>, котельной на <адрес>, котельной <адрес>, а именно:
- выполнить устройство отмосток согласно СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» по периметру зданий котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной № в <адрес>, котельной <адрес>, котельной на <адрес>, котельной <адрес>;
- организовать проведение специализированной организацией технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной в <адрес>;
- обеспечить проведение ремонтных работ и компенсирующих мероприятий в отношении здания котельной <адрес>, а именно разработать проект по усилению несущих ограждающих конструкций силами специализированной организации, а также выполнить работы согласно проекту; провести работы по ремонту существующего кровельного покрытия; провести работы по инъектированию трещин безусадочным раствором повышенной марки и восстановление отделочных покрытий внутренних помещений здания;
- обеспечить разработку проектной документации и проведение в соответствии с ней ремонтных работ и компенсирующих мероприятий в отношении здания котельной <адрес>, а именно выполнить ремонтные работы стеновых панелей; выполнить восстановление кирпичной кладки столбов сопряжения стеновых панелей; выполнить ремонтные работы кровли; предусмотреть установку наружного организованного водостока, устройство вертикального ограждения и снегозадержателей; разработать проект по усилению конструкций перекрытия здания; очистить поверхность плит перекрытий от следов копоти и гари.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.А. Костырченко
Мотивированное решение изготовлено 28.12.2022
Судья Т.А. Костырченко