2-3464/2021
N
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2021 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Перовских И.Н.,
при секретаре Набиевой А.Е.,
с участием представителя истца помощника прокурора Абрамёнок Е.А.
представителя ответчика Некрасова С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечения выполнения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
УСТАНОВИЛ:
Бугурусланский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, указав, что органами прокуратуры района проведена проверка исполнения требований законодательства при организации и осуществлении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: ...
... Фондом модернизации ЖКХ по ... заключен договор ... с ООО «Куюргазинское ремонтно-строительное управление» на капитальный ремонт крыш 3 МКД ..., ...) срок выполнения работ с ... по ....
Согласно пункту 4.6.1.16 Правил, по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, работы по смене кровли должны быть организованы таким образом, чтобы не допускать увлажнения перекрытий зданий атмосферными осадками. К ремонту крыш с раскрытием кровли разрешается приступать только при наличии на месте всех необходимых строительных материалов, заготовок и благоприятного прогноза погоды.
В нарушение данного требования законодательства, в результате ненадлежащей организации работ по капитальному ремонту крыш вышеуказанных многоквартирных домов, допущено увлажнение перекрытий атмосферными осадками, повлекшее возникновение протечек в жилых помещениях и причинение ущерба жителям многоквартирных домов.
..., ..., ... (в рамках договора ... ОТ ...) заказчиком осуществлено авансирование работ в размере ... на общую сумму ... рубля путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «КРСУ», что подтверждается платежными поручениями N, N, N, N.
Из-за срыва срока исполнения обязательств подрядной организацией ООО «Куюргазинское РСУ» ... НО «Фонд модернизации ЖКХ по ...» расторгнут договор от ... ... на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в 3-х многоквартирных домах ... ..., срок выполнения которого с ... по ....
В целях проведения ремонта в указанных домах региональным оператором заключен договор подряда от ... № ... с ООО «Маруся Строй». Срок выполнения работ 100 календарных дней с момента заключения договора, т.е. до ....
На момент приостановки работ по капитальному ремонту ... ... ... работы выполнены на ..., работы по капитальному ремонту ... ... выполнены на ..., крыши раскрыты. Выявлены многочисленные факты причинения ущерба гражданам в результате протечек в жилых помещениях, что создает непосредственную угрозу их жизни, здоровью и имуществу.
При этом заказчик НО «Фонд модернизации ЖКХ ...» не только не обеспечил понуждение подрядной организации к своевременном) исполнению обязательств, но и не принял надлежащих мер к предотвращению фактов причинения ущерба жителям вышеуказанных многоквартирных домов, возникновению угрозы их жизни и здоровью.
Составленные на объектах акты простоя не повлияли на ситуацию и не способствовали исполнению подрядчиком принятых обязательств.
В связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами НО «Фонд модернизации ЖКХ ...» своих должностных обязанностей в нарушение требований статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и заключенных договоров, не обеспечен контроль за выполнением подрядной организацией работ по капитальному ремонту крыш, чем причинен ущерб гражданам, проживающих в многоквартирных домах, созданы условия для причинения вреда их жизни и здоровью.
Факт невыполнения капитального ремонта в установленные договорами сроки свидетельствует о бездействии фонда по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества.
Просил суд признать незаконным бездействие Некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства ...», выразившееся в невыполнении в установленные сроки капитального ремонта общего имущества (крыш) в многоквартирных домах, расположенных в ..., ..., ...; возложить на Некоммерческую организацию «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства ...» обязанность обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества (крыш) в многоквартирных домах, расположенных в городе ..., ... ....
В судебном заседании представитель истца - помощника прокурора Абрамёнок Е.А. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - Некрасов С.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, просил суд отказать в их удовлетворении, ссылаясь на принятие ответчиком всех надлежащих мер по контролю и обеспечению исполнения договоров.
Представители третьих лиц ООО "Жилищно-эксплуатационный комбинат", ООО "Перспектива" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом. от ООО «Перспектива» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ от ... N «О прокуратуре РФ», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В соответствии с ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Согласно ч. 1, 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;
5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;
7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;
8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;
10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;
12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В силу пункта 2.5.3 Устава, утвержденного распоряжением Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 23.10.2013 № 22, 110 «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счетах фонда.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 10.10.2019 № 774-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах» на 2020 - 2022 годы», в который включены работы по капитальному ремонту крыш в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ... по которому работы по капитальному ремонту крыш должны быть выполнены в 2020 году.
Основанием для обращения прокурора с настоящим иском послужили результаты проведенных проверок, которыми установлено, что несмотря на установленный срок окончания производства работ ..., капитальный ремонт объектов не окончен по момент рассмотрения дела в суде, что свидетельствует о бездействии Фонда модернизации ЖКХ.
Возражая против заявленных требований, стороной ответчика в возражениях на исковое заявление указано, что в целях исполнения региональной программы по проведению капитального ремонта МКД, по результатам электронных аукционов между Фондом и ООО «Куюргазинское РСУ» заключен договор от ... № ... на выполнение работ по капительному ремонту в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... 2 микрорайон ... срок выполнения работ с ... по ....
На основании пунктов 5.1.4, 5.1.5, 5.1.6 договоров Заказчик принял на себя обязательства обеспечить в течение всего периода выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах контроль в соответствии с условиями договора; осуществлять силами привлеченной организации строительный контроль за выполнением работ в соответствии с утвержденной ПСД, НПА, условиями настоящего договора; контролировать сроки завершения работ по объекту и договору, а также соответствие и качество работ требованиям и условиям настоящего договора, ПСД, НПА.
Со стороны ООО «Куюргазинское РСУ» выявлено неоднократное нарушение договорных обязательств: в ходе осуществления строительного контроля за выполнением строительно-монтажных работ выявлено отсутствие работников подрядчика на объектах, отсутствие материалов для выполнения работ на объектах.
Региональный оператор во исполнение своих обязательств по договорам предпринял действия к побуждению подрядной организации исполнить условия заключенных договоров: в адрес ООО «Куюргазинское РСУ» направлены письма с требованием о соблюдении договорных обязательств; ..., принято решение об одностороннем расторжении договоров подряда от ... ...
Региональным оператором в Управление Федеральной антимонопольной службы по ... направлено уведомление о включении ООО «Куюргазинское ремонтно-строительное управление» в реестр недобросовестных поставщиков. Решением Оренбургским УФАС России от от ... региональному оператору был отказано в удовлетворении требований Фонда в связи с отсутствием доказательств уклонения лица от исполнения договора по срокам исполнения договора.
Вместе с тем, указанные меры не являются достаточными и исчерпывающими со стороны ответчика, имеет место бездействие некоммерческой организации «Фонд модернизации ЖКХ ...».
Исходя из изложенного, ответчик полагает, что предпринял все действия в рамках своих обязательств при осуществлении работ подрядчиками по капитальному ремонту общего имущества, поэтому исковые требования о признании бездействия незаконным полагает несостоятельными. В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств в подтверждение своих доводов не представил.
Судом установлено, что ... между Фондом модернизации ЖКХ по ... и ООО «Куюргазинское ремонтно-строительное управление» заключен договор ... на капитальный ремонт крыш 3 МКД ..., ... ...) срок выполнения работ с ... по ....
Из-за срыва срока исполнения обязательств подрядной организацией ООО «Куюргазинское РСУ» ... НО «Фонд модернизации ЖКХ по ...» расторгнут договор от ... ... на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в 3-х многоквартирных домах ..., 2 микрорайон ..., срок выполнения которого с ... по .... Указанные обстоятельства подтверждаются многочисленными актами простоя.
В целях проведения ремонта в указанных домах региональным оператором заключен договор подряда от ... ... с ООО «Маруся Строй». Срок выполнения работ 100 календарных дней с момента заключения договора до .... ... ООО «Маруся Строй» приступило к выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества данных многоквартирных домов. С декабря ... ООО «Маруся строй» работы по капитальному ремонту крыш указанных многоквартирных домов приостановила.
Из претензионных писем Фонда в адрес ООО «Маруся Строй» от ..., ... следует, что на объектах работы не ведутся, что подтверждено многочисленными актами простоя.
На момент приостановки работ по капитальному ремонту ... ... ... работы выполнены на ..., работы по капитальному ремонту ... ... ... выполнены на ...
Согласно актам осмотра жилого/нежилого помещения в многоквартирном доме по адресу: ..., ... ..., предоставленным управляющей компаний ООО «ЖЭК», в управлении которой находится многоквартирный дом за 2020 год зафиксировано 13 случаев протекания крыши: ... в квартирах №N, ... в квартирах №N ... в ..., ... в квартирах №N, ... в квартирах N,... в .... В истекшем периоде ... года зафиксировано 6 фактов протекания крыши ... в ..., ... в ..., N, что подтверждается актами фиксации аварийно ситуации управляющей компанией.
В многоквартирном ... ..., управляющей компанией которого является ООО «Перспектива» ... зафиксировано протекание крыши в трех квартирах №N
Постановлением Госстроя РФ от ... N утверждены правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 4.... правил, работы по смене кровли должны быть организованы таким образом, чтобы не допускать увлажнения перекрытий зданий атмосферными осадками. К ремонту крыш с раскрытием кровли разрешается приступать только при наличии на месте всех необходимых строительных материалов, заготовок и благоприятного прогноза погоды.
В нарушение данного требования законодательства, в результате ненадлежащей организации работ по капитальному ремонту крыш вышеуказанных многоквартирных домов, допущено увлажнение перекрытий атмосферными осадками, повлекшее возникновение протечек в жилых помещениях и причинение ущерба жителям многоквартирных домов.
На основании уведомления Фонда от ... договор с ООО «Маруся Строй» по дому ... ..., расторгнут в одностороннем порядке только с ... в связи с тем, что в период с ... по ... работы на объекте не велись, о чем оставлены многочисленные акты простоя, по состоянию на ... объем работ выполнен на ...
Таким образом, многочисленными актами проверки установлено, что работы на объекте надлежащим образом не организованы, крыши раскрыты. Выявлены многочисленные факты причинения ущерба гражданам в результате протечек в жилых помещениях, что создает непосредственную угрозу их жизни, здоровью и имуществу.
При этом НО «фонд модернизации ЖКХ ...» не только не обеспечил понуждение подрядной организации к своевременному исполнению обязательств, но и не принял надлежащих мер к предотвращению фактов причинения ущерба жителям вышеуказанных многоквартирных домов, возникновению грозы их жизни и здоровью.
Составленные на объектах акты простоя не повлияли на ситуацию и не способствовали исполнению подрядчиком принятых обязательств.
Из представленного договора ... (Е) на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах от ..., заключенного между Фондом и ООО «Трест «БРС» на выполнение работ по капитальному ремонту невентилируемой крыши на вентилируемую крышу многоквартирного жилого дома по адресу: ..., ..., .... Срок выполнения работ установлен с даты заключения договора (...) на ... календарных дней.
Ответчиком в материалы дела не представлено актов приемки выполненных работ, свидетельствующих о завершении капитального ремонта объектов.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком в нарушение положений ст. 182 ЖК РФ допущено бездействие, выразившееся в отсутствии надлежащего и своевременного контроля за выполнением работ подрядными организациями, применении своевременных мер реагирования к контрагентам, нарушающим сроки производства работ, что привело к затягиванию капитального ремонта кровли и фасадов многоквартирных домов. Результатом такого необоснованного бездействия явилось в том числе причинение ущерба гражданам: в материалы дела приобщены многочисленные акты осмотров жилых помещений, находящихся в спорных домах, о залитиях, допущенных при производстве работ по капитальному ремонту крыш.
Доводы стороны ответчика о том, что им предпринимались все возможные меры к понуждению подрядчиков к выполнению договорных обязательств, суд признает необоснованными. Так, исходя из материалов дела, расторжение договоров с первичным подрядчиком ООО «Куюргазинское РСУ» имело место ..., тогда как срок окончания работ по договору от ... был установлен до ....
К моменту рассмотрения настоящего дела по существу работы не завершены, акты приемки выполненных работ не подписаны, в материалы дела не представлены, несмотря на то, что срок проведения капитального ремонта указанных объектов был запланирован на 2020 г.
Признавая допущенное бездействие Фонда незаконным, суд считает необходимым возложить на него обязанность обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества - общего имущества (крыш) в многоквартирных домах, расположенных в ..., ...
С возражениями ответчика о том, что у прокурора отсутствуют полномочия по подаче иска в суд, поскольку критерии определения неопределенного круга лиц в ГПК РФ отсутствуют, суд не соглашается, поскольку установить конкретно лиц, чьи права могут быть нарушены, не представляется возможным, поскольку не исключается смена собственников, владельцев и пользователей квартир многоквартирных домов, определить круг лиц, в том числе работников управляющих компаний, осуществляющих обслуживание общего имущества собственников МКД, а иных лиц, посещающих многоквартирные дома в различными целями, не представляется возможным.
Вместе с тем, суд, руководствуясь ст.204 ГПК РФ, учитывая принцип исполнимости решения суда, учитывая, что последним днем исполнения договорных отношений по договору № ... (Е) от ... составляет ..., приходит к выводу об установлении срока выполнения работ до ..., который по мнению суда будет достаточным для исполнения обязательств и устранения недостатков выполненных работ при их наличии.
Таким образом, требования прокурора г. Оренбурга подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечения выполнения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», выразившееся в невыполнении в установленные сроки капитального ремонта общего имущества (крыш) в многоквартирных домах, расположенных по адресу ..., ..., ....
Возложить на некоммерческую организацию «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства ...» обязанность обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества (крыш) в многоквартирных домах, расположенных в ..., ... ... до ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 10 июня 2021 года.
Судья: Перовских И.Н.