Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-353/2023 ~ М-328/2023 от 03.08.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2023 года            г. Нестеров

Нестеровский районный суд Калининградской области в составе

председательствующего судьи Кравец И.В.,

при секретаре Горбач И.А.,

с участием представителя истца ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Алпатовой А.В.,

ответчика Чукаева И.С-Х.,

представителя третьего лица администрации муниципального образования «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области»        Логинова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» к Чукаеву С.С.-Х., третьи лица - Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», Министерство социальной политики Калининградской области, Правительство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области, администрация МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», Болотова Е.Ю., о признании социального контракта недействительным, применении последствий недействительности сделки, взыскании денежной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обратилось в суд с исковым заявлением к Чукаеву И.С.-Х., указав, с учетом уточненных исковых требований, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением социальной защиты населения администрации МО «Нестеровский муниципальный округ» и ответчиком был заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи гражданину, признанному малоимущим, который по независящим от него причинам имеет среднедушевой доход ниже прожиточного минимума на душу населения, установленного Правительством Калининградской области, в целях стимулирования его активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, сроком действия на 6 месяцев, до ДД.ММ.ГГГГ.

Для реализации мероприятий по ведению личного подсобного хозяйства ответчику перечислены денежные средства в размере 100 000 рублей.

В ходе проведенной Министерством социальной политики Калининградской области дополнительной проверки правомерности заключения социального контракта были выявлены факты предоставления государственной помощи с нарушением требований действующего законодательства.

Так, органом социальной защиты населения не проверены предоставленные ответчиком сведения о составе семьи, ответчик не указал доход, полученный <данные изъяты> в качестве пенсии в размере 13 154,72 рублей, на дату заключения контракта был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы, безработным признан не был, <данные изъяты> была зарегистрирована в целях подходящей работы с ДД.ММ.ГГГГ, в качестве малоимущей семья ответчика зарегистрирована не была, соответственно уважительности причин отсутствия трудовой занятости, дохода у него и <данные изъяты> не было. Задекларированный доход супруги от реализации продукции личного подсобного хозяйства в сумме 3508,50 рублей документально не подтвержден. При составлении органом социальной защиты населения Акта обследования жизни условий гражданина указано на состав семьи из 4 человек, двое из которых (дочери), ведут отдельное совместное хозяйство. Из п. 10 этого же акта следует, что в <адрес> <адрес> проживает семья ФИО6 составом 3 человека, при этом членом семьи ответчика указана не была. При указании ответчиком о приобретении 10 овец не представлены документы, подтверждающие оплату овец. Отсутствие дохода от приобретения овец, по мнению истца, свидетельствует о том, что овцы приобретены не были, тем самым ответчиком не исполнены мероприятия программы социальной адаптации. Кроме того ответчиком указан только один объект недвижимости, тогда как у него в собственности имеется два объекта недвижимости

Ссылаясь на положения п. 6.1, п.п. 1 п. 6.8 Социального контракта,      п.п. 1 п. 44, п. 53 Условий и порядка, п. 1 ст. 168, п. 2 ст. 167 ГК РФ, учитывая, что уведомление, направленное ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика о необходимости возврата единовременной денежной выплаты в размере 100 000 рублей, не исполнено, просит суд признать Социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между органом социальной защиты населения и Чукаевым И.С.-Х. недействительным, применить последствия недействительности сделки и взыскать с Чукаева И.С.-Х. в пользу ОГКУ КО «Центра социальной поддержки населения» бюджетные денежные средства в виде единовременной денежной выплаты в размере 100 000 рублей.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной политики Калининградской области, Правительство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области, администрация МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», должностное лицо, исполняющее на период заключения Социального контракта обязанности начальника Управления социальной защиты населения администрации                  МО «Нестеровский городской округ» Болотова Е.Ю.

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, Алпатова А.В., уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик Чукаев И.С.-Х., с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что предоставил все требуемые от него документы, потратил перечисленные ему денежные средства на приобретение овец, которые ему необходимы были для их выращивания, в дальнейшем реализации населению и питанию собственной семьи. Его <данные изъяты>, указанные в Акте обследования жизни гражданина действительно живут с ним и <данные изъяты>, на дату заключения социального контракта они были <данные изъяты>, собственного дохода не имели. <данные изъяты> ФИО8 ведет самостоятельный образ жизни.

Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных прав требований относительно предмета спора, - администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» Логинов А.А. полагал действия Управления социальной защиты населения законными, вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на рассмотрение суда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных прав требований относительно предмета спора, - Управление социальной защиты населения администрации МО «Нестеровский муниципальный округ», извещенное о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, заявлений, ходатайств не представило, направило в суд отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласилось.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных прав требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Калининградской области и Министерство социальной политики Калининградской области, извещенные о существе, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, представили отзывы, в которых доводы искового заявления поддержали, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных прав требований относительно предмета спора, - Правительство Калининградской области, Болотова Е.Ю., извещенные о существе, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направили, заявлений, ходатайств не представили.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц и Болотовой Е.Ю.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы личного дела Чукаева И.С.-Х., суд приходит к следующему.

Из положений ст.ст. 309, 310 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В силу ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 179-ФЗ «О государственной социальной помощи» под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальным контрактом считается соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина, и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанными пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Правовые основы предоставления мер социальной поддержки в Калининградской области, а также государственной социальной помощи на основании социального контракта установлены Законом Калининградской области от 07 октября 2019 года № 318 «Социальный кодекс Калининградской области», в пункте 8 которого установлено, что получателями государственной социальной помощи являются лица, относящиеся к категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом «О государственной социальной помощи», определяются Правительством Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от                           17 февраля 2021 года № 66 утверждены Условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, перечисления денежных средств при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Согласно п. 1 Условий и порядка получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта являются проживающие на территории Калининградской области малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане Российской Федерации, которые по независящим от них причинам, указанным в перечне, определенном постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2019 года № 907 «О регулировании вопросов определения нуждаемости в предоставлении некоторых мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Калининградской области от 07 октября 2019 года № 318 «Социальный кодекс Калининградской области», имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного Правительством Калининградской области для соответствующих социально-демографических групп населения».

Из п. 2 Условий государственная социальная помощь оказывается в целях стимулирования малоимущих семей и граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации. Информация об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта вносится органами социальной защиты населения в Единую государственную систему социального обеспечения.

Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущей семьи и дохода малоимущего одиноко проживающего гражданина, определение состава семьи осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (п. 3 Условий).

Пунктом 4 Условий и порядка определено, что виды доходов, учитываемых при расчете такого дохода, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Пунктом 5 Условий и порядка установлен перечень мероприятий с целью которых предоставляется социальная помощь: по поиску работы; для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; по ведению личного подсобного хозяйства; иные мероприятия (приобретение товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства и т.д.)

Решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта или об отказе, об определении срока действия социального контракта принимается органом социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина по представленному в форме электронного документа либо в письменной форме заявления по форме утвержденной приказом Министерства социальной политики Калининградской области с приложением копии паспорта, иного документа, удостоверяющего личность заявителя. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащие (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг (п. 7, 8 Условий).

Согласно п. 10, 11, 12 Условий предоставленные документы могут быть проверены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения. При этом орган социальной защиты населения осуществляет проверку следующих сведений: о месте жительства или пребывания членов семьи, одиноко проживающего гражданина; об их доходах; степени родства и (или) свойства, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; об имуществе, принадлежащем на праве собственности, для чего направляет межведомственные запросы в органы государственной власти, местного самоуправления, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения.

В силу п. 42 Условий и порядка гражданин несет ответственность за исполнение условий социального контракта и программы социальной адаптации, за нецелевое расходование денежных выплат, полученных на основании социального контракта.

Критерии определения нуждаемости в предоставлении мер социальной поддержки определены пунктом 5 Социального кодекса Калининградской области, согласно которому при определении такой нуждаемости учитывается размер среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина), не превышающий предельную величину среднедушевого дохода, установленную Правительством Калининградской области; количество и виды движимого и недвижимого имущества, наличие которого в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) исключает возможность предоставления мер социальной поддержки; размер суммы денежных средств по счетам (вкладам) членов семьи в кредитных организациях; причины, не зависящие от членов семьи (одиноко проживающего гражданина), по которым семья (одиноко проживающий гражданин) имеют (имеет) среднедушевой доход ниже предельной величины среднедушевого дохода.

Из материалов личного дела 02-23 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Чукаев И.С.-Х. подал на имя начальника Управления социальной защиты населения администрации МО «Нестеровский городской округ» заявление по форме, утвержденной приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 24 февраля 2021 года № 10, об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта по ведению личного подсобного хозяйства, указав, что является самозанятым, свой доход не указал, указал доход <данные изъяты> в размере 3508,50 рублей, как прочий доход (от реализации продукции личного подсобного хозяйства, сдачу жилья в наем и т.п.), наличие в собственности жилого дома в <адрес>. В качестве членов семьи указал <данные изъяты> Свидетель №3, <данные изъяты> Свидетель №1, Свидетель №1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

К заявлению приложил копию паспорта, справку о составе семьи, согласно которой его семья состоит из <данные изъяты> Свидетель №3, <данные изъяты> Свидетель №1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> Свидетель №2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и <данные изъяты> Свидетель №1 и Свидетель №1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, копии свидетельства о заключении брака, копию паспорта <данные изъяты>, свидетельство о регистрации по месту пребывания <данные изъяты> копии свидетельств о рождении <данные изъяты>, страховые свидетельства на себя, <данные изъяты> и <данные изъяты>, копию свидетельства о присвоении ИНН на себя и <данные изъяты>, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, справку ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что его <данные изъяты> не является получателем пособий и выплат в качестве мер социальной поддержки, а также о том, что она зарегистрирована в целях поиска подходящей работы с ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете, аналогичную справку на себя от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из ЕГРН о наличии в собственности жилого дома в <адрес>, выписку из ЕГРН о наличии в собственности жилого дома в <адрес>, реквизиты для перечисления денежных средств.

В материалах личного дела также имеется Акт обследования условий жизни гражданина и его семьи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Чукаев И.С.-Х. проживает в <адрес>, ведет совместное хозяйство с <данные изъяты> и <данные изъяты>.

Указание в Акте о ведении <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отдельного хозяйства, суд полагает ошибочным, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> было 13 лет и вести отдельное совместное хозяйство, в силу возраста, не могли.

Ответчиком представлен план ведения личного подсобного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Чукаев И.С.-Х. планирует купить овец для сбыта мяса физическим лицам с целью получения дополнительного дохода и потребления семьей, согласие на обработку персональных данных.

Согласно произведенному Управлением социальной защиты населения Нестеровского района запросу, Чукаев И.С.-Х. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлся плательщиком дохода на профессиональный доход (самозанятым).

Управлением социальной защиты населения на основании предоставленных ответчиком документов и указанных им сведений произведен расчет дохода семьи Чукаева И.С.-Х., согласно которому его доход в месяц составил 0 рублей, доход его <данные изъяты> 1169,50 рублей, <данные изъяты> по 0 рублей.

Уведомлением начальника Управления социальной защиты населения администрации МО «Нестеровский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ Чукаев И.С.-Х. проинформирован, что по результатам проверки заявления об оказании государственной социальной помощи он приглашен для подписания социального контракта. Требования со стороны Управления о предоставлении дополнительных документов не предъявлялись.

ДД.ММ.ГГГГ между Чукаевым И.С.-Х. и Управлением социальной защиты населения администрации МО «Нестеровский городской округ» заключен Социальный контракт , согласно которому Гражданин обязуется выполнить мероприятия программы социальной адаптации по ведению личного подсобного хозяйства, а Управление социальной защиты обязуется оказывать Гражданину содействие в выполнении мероприятий программы, при этом социальная помощь предоставляется в виде денежной выплаты в размере 100 000 рублей, выплату которой осуществляет ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения». Срок действия контракта установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Полученные Чукаевым И.С.-Х. денежные средства, в соответствии с условиями Социального контракта, были потрачены на приобретение 10 овец - с целью ведения личного подсобного хозяйства, то есть условия Социального контракта выполнил в полном объеме.

Впоследствии проверкой, проведенной 06 апреля 2023 года Коллегией Министерства социальной политики Калининградской области по результатам 2021 года, а также в рамках методического сопровождения и мониторинга деятельности по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта органами социальной защиты населения в муниципальных образованиях Калининградской области установлено, что Управлением социальной защиты населения Нестеровского района Калининградской области при расчете СДД не учитывался полный состав семьи заявителя, отсутствуют сведения об уважительности причин отсутствия дохода за три предшествующих подаче заявления месяцев, СДД рассчитан только из сведений, представленных заявителем, в делах отсутствуют межведомственные запросы, акты проверок, в программы социальной адаптации не включена планируемая деятельность, отсутствуют конкретные мероприятия, нет приложений с перечнем приобретаемых товаров, услуг, нет проектов по аналогии с бизнес-планами, ежемесячной отчетности.

Указано, что выявленные нарушения стали возможны по причине формального заполнения разделов программ социальной адаптации, отсутствия планов, неисполнения работниками Управления СЗН контрольных мероприятий, определенных Порядком.

Основаниями для признания заключенного Социального контракта недействительным, применении последствий недействительности сделки и взыскании денежных средств истец указывает на предоставление ответчиком при заключении Социального контракта недостоверных сведений.

Раздел 6 Социального контракта предусматривает условия изменения, прекращения и возврат денежной выплаты, в том числе при выявлении факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) на праве собственности имуществе (подп. 10 п. 6.1).

Согласно подп. 1 п. 6.8 Социального контракта выплаченные денежные средства государственной социальной помощи на основании социального контракта подлежат возврату в областной бюджет в случае установления фактов представления заявителем недостоверных сведений (документов), явившихся основанием для заключения социального контракта.

Вместе с тем орган социальной защиты населения, в силу ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» вправе проверить сведения о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина; о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина; о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; о принадлежащем имуществе на праве собственности.

Однако данных о проведении такой проверки материалы дела не содержат, судом такие обстоятельства в ходе рассмотрения спора также не установлены.

В силу ст. 4 Федерального закона № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

При расчете среднедушевого дохода учитывается сумма доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме (ст. 5).

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы (ст. 13).

В пункте 1 постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» указано, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме.

При проверке имущественного положения ответчика судом установлено, что согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ у Чукаева И.С.-Х. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелась в собственности 1/6 доли в праве собственности на жилой <адрес> в                                <адрес>, приобретенная ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи с ограничением в виде ипотеки в силу закона, а также жилой <адрес> в <адрес>, приобретенный ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи.

У ФИО17 1/6 в праве собственности на жилой <адрес> в <адрес>, у Свидетель №2, Свидетель №3 по 1/6 доли в праве собственности на тот же дом, у Свидетель №3 также имелся в собственности земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, участок , площадью 1200 кв.м, приобретенный ДД.ММ.ГГГГ на основании договора безвозмездной передачи земельного участка.

Аналогичные сведения содержатся в ответе «Роскадастра» от                          27 сентября 2023 года.

Согласно справки ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» Согласно справки ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» Чукаев И.С.-Х. в качестве безработного на учете не состоял, пособие по безработице не получал, обратился в ЦЗН ДД.ММ.ГГГГ за содействием в поиске подходящей работы, состоял на учете в качестве гражданина, ищущего работу, ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в связи с регистрацией в качестве плательщика дохода на профессиональный доход (самозанятого).

Свидетель №1 на учете в качестве безработного не состоял, пособие по безработице не получал, 4 мая обратился в ЦЗН за содействием в поиске походящей работы, состоял на учете в качестве гражданина, ищущего работу, ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в связи с регистрацией в качестве плательщика дохода на профессиональный доход (самозанятого).

Свидетель №2 и Свидетель №3 в качестве безработных не состояли, пособие по безработице не получали.

Из сведений, предоставленных Сбербанком, у Свидетель №1 на расчетном счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелся остаток денежных средств в размере 3972,20 рублей, у Чукаева И.С.-Х. в почта Банке остаток составил 0,88 рублей, в феврале и марте имелось движение денежных средств по счету в пределах 4 000 рублей.

Из представленной директором МБУ «Пригородный территориальный отдел» поквартирной карточки следует, что на дату написания заявления на заключение Социального контракта Чукаев И.С.-Х. был зарегистрирован по адресу: <адрес> качестве <данные изъяты> владельца дома, по данному адресу также была зарегистрирована его <данные изъяты>. Кроме них зарегистрированы иные члены семьи владельца дома - всего 13 человек.

Доказательств ведения общего совместного хозяйства Чукаева И.С.-Х. с лицами совместно с ним зарегистрированными, истцом не представлено.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калининградской области предоставило сведения об отсутствии у ответчика, иных членов его семьи пенсионных отчислений, предоставлены сведения о получении <данные изъяты> ответчика страховой пенсии по старости в <адрес>.

Из сведений УПФ РФ следует, что Свидетель №3 получает пенсию на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                    № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ размер выплат составил по 13 154,72 рублей в месяц.

Согласно ответу ГИБДД транспортных средств за Чукаевым И.С.-Х., его <данные изъяты> не зарегистрировано.

Постановлением Правительства Калининградской области от                         01 февраля 2021 года № 41 величина прожиточного минимума в Калининградской области с 1 января 2021 года для трудоспособного населения установлена в размере 13 153 рублей, для пенсионеров - 10 378 рублей, для детей - 11 705 рублей.

Таким образом, семья Чукаевых должна была иметь доход в размере 46 941 рублей в месяц (1 трудоспособный, 1 пенсионер, 2 детей), а имели доход в размере 14 324,22 рубля.

Не указание получение супругой пенсии, суд не расценивает, как сокрытие дохода с целью необоснованного получения денежных средств в рамках Социального контракта, поскольку данный доход не мог являться основанием к отказу в предоставлении семье Чукаевых мер государственной поддержки.

Несмотря на указание ответчиком при написании заявления на имеющийся у него в собственности только один объект недвижимости также не являются основанием для признании контракта недействительным, поскольку ответчиком были представлены документы, подтверждающие наличие у него в собственности двух объектов недвижимости.

Актом проверки условий жизни гражданина установлено, что состав его семьи состоит из супруги и двоих малолетних детей.

Таким образом, доводы искового заявления о том, что Чукаев И.С.-Х., представил недостоверные, неполные сведения, не могут являться основанием для признания заключенного и исполненного Социального контракта недействительной сделкой.

Также суд принимает во внимание, что у Управления социальной защиты населения в случае отсутствия у Чукаева И.С.-Х. права на получение социальной выплаты имелось право принять решение об отказе в заключении Социального контракта.

Как установлено в суде Чукаев И.С.-Х. представил истребуемые у него документы, необходимые для получения социальной выплаты, был приглашен для заключения контракта, то есть выполнил со своей стороны все требующиеся от него действия, реализовал перечисленные ему денежные средства в рамках социальной программы, отчитался об этом в установленном порядке, Социальный контракт был реализован как со стороны ОГКУ КО «Центра социальной поддержки населения» путем перечисления денежных средств, так и со стороны ответчика                Чукаева И.С.-Х., добросовестно исполнившего его условия.

Суд считает установленным, что со стороны Чукаева И.С.-Х., не было совершено каких-либо действий, свидетельствующих о недобросовестности поведения с его стороны, направленном на незаконное получение социальной выплаты.

В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 ст. 168 ГК РФ определено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Пунктом 2 ст. 167 ГК РФ установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В силу ст. 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ «Обязательства вследствие неосновательного обогащения», подлежат применению также к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что в случае применения к сделке последствий ее недействительности, в частности в виде возврата стороной сделки другой стороне всего полученного по сделке, по смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключение их этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Из приведенных выше нормативных положений следует, что осуществляемая в рамках федеральной и региональной целевых программ социальная выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченным гражданам, направлена на улучшение качества их жизни.

Следовательно, социальная выплата, произведенная Чукаевым И.С.-Х., по своей правовой природе, может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подп. 3 ст. 1109 ГК РФ и признана не подлежащей возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина.

Взыскание в сложившейся ситуации выплаченных в рамках поддержки малоимущих граждан денежных средств, не будет отвечать целям государственной политики, направленным на помощь гражданам Российской Федерации, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При подобном подходе предоставление социальной выплаты, по сути, утрачивает характер меры социальной поддержки таких граждан, что противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан.

Таким образом, учитывая целевой характер данной выплаты - на ведение личного подсобного хозяйства, то есть в целях стимулирования малоимущего гражданина к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации, принимая во внимание отсутствие со стороны             Чукаева И.С.-Х., недобросовестности при получении выплаты, суд считает, что в данном случае социальная выплата не подлежит взысканию в силу п. 3 ст. 1109 ГК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» к Чукаеву И.С.-Х., третьи лица - Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», Министерство социальной политики Калининградской области, Правительство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области, администрация МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», Болотова Е.Ю., о признании социального контракта недействительным, применении последствий недействительности сделки, взыскании денежной выплаты, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Нестеровский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме мотивированное решение изготовлено                            22 декабря 2023 года.

Судья                                                                И.В. Кравец

2-353/2023 ~ М-328/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения"
Ответчики
Чукаев Ильяс Сайд-Хасанович
Другие
Администрация МО "Нестеровский муниципальный округ Калининградской области"
Министерство финансов Калининградской области
Болотова Елена Юрьевна
Правительство Калининградской области
УСЗН администрации МО "Нестеровский муниципальный окург Калининградской области"
Министерство социальной политики Калининградской области
Суд
Нестеровский районный суд Калининградской области
Судья
Кравец Инесса Владимировна
Дело на сайте суда
nesterovsky--kln.sudrf.ru
03.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2024Дело оформлено
11.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее