Дело № 2-4051/2023 копия
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ежовой К.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя истца – ФИО3, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие, разрешении уничтожения оружия,
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> (далее – Управление) обратилось с иском к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие, разрешении уничтожения оружия.
В обоснование иска указано, что должностными лицами УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ изъято огнестрельное оружие ограниченного поражения марки МР-79-9ТМ калибр 9 мм Р.А. №, принадлежащее ФИО1, имевшему лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны серии ЛОа № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с нарушением правил хранения и ношения оружия. В настоящее время указанное оружие находится на складе хранения изъятого оружия ГУ МВД России по <адрес>, никаких действий по возврату либо переоформлению лицензии ФИО1 не совершал, в подразделение лицензионного-разрешительной работы Росгвардии не обращался. При этом бремя содержания оружия легло на ГУ МВД России по <адрес>. Хранения оружия требует определенных затрат, в частности, по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода. В адрес ФИО1 неоднократно направлялись письменные уведомления о принятии решения по изъятому оружию, которые оставлены без ответа. При таких обстоятельствах истец полагает, что оружие фактически является брошенным, бездействие ФИО1 может быть расценено как отказ от права собственности на указанное оружие. На основании изложенного, истец просит прекратить право собственности ФИО1 на огнестрельное оружие ограниченного поражения марки МР-79-9ТМ калибр 9 мм Р.А. №, разрешить Управлению уничтожение указанного оружия.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении требований искового заявления настаивал по изложенным в нем доводам.
Ответчик, извещённый о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом по адресу регистрации места жительства (л.д.26, 27-29), в судебное заседание не явился, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не заявил, о наличии уважительной причины для неявки не сообщил.
В соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При изложенных обстоятельствах, с согласия истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положением ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определённым участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Положением п. 1 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (пп. 2 п. 2 ст. 238 ГК РФ).
В силу ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определённо свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из содержания п. 1, п. 2, п. 3 ст. 238 ГК РФ следует, что если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество, с учётом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определённой судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Согласно преамбулы Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон «Об оружии») указанный Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Из содержания ст. 1 Федерального закона «Об оружии» следует, что оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.
Согласно абз. 14 ст. 13 Федерального закона «Об оружии» гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдаётся разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретённого в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдаётся бессрочно. Продление срока действия разрешения, а также выдача разрешения взамен аннулированного либо взамен разрешения, срок действия которого истек, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона «Об оружии».
Из содержания ст. 22 Федерального закона «Об оружии» следует, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
Юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, а также оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с Федеральным законом «Об оружии», за исключением случаев, установленных Федеральным законом «Об оружии». Такое оружие подлежит немедленной сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
В силу п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в том числе в случаях грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учёта оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положением ст. 28 Федерального закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» лицензии и (или) разрешения, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
Исходя из системного толкования положений п. 2 ст. 129 ГК РФ, ст. 6, 13, 28 Федерального закона «Об оружии» огнестрельное оружие, находившееся во владении ответчика, относится к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, то есть может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи, исходя из установленных ГПК РФ принципов диспозитивности и состязательности, правомерность заявленных исковых требований определяется судом на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование (опровержение) их правовых позиций.
Как следует из материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ношение и хранение оружия серии ЛОа №, согласно которому владелец разрешения имеет право хранения и ношения оружия МР-79-9ТМ калибр 9 мм Р.А. №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
В связи с нарушением ФИО1 правил хранения и ношения оружия (ч. 4 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ОЛРР УМВД России по <адрес> у ФИО1 изъято оружие МР-79-9ТМ калибр 9 мм Р.А. №, о чем составлен протокол изъятия (л.д.12).
Изъятое оружие помещено для его хранения в комнату хранения оружия ОЛРР УМВД России по <адрес> (л.д.13).
Письмами Отделения ЛРР по <адрес> Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, полученным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, полученным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, в адрес ФИО1 направлены уведомления о необходимости явки в целях решения вопроса о реализации, возврате принадлежащего ответчику оружия, при этом ответчику также разъяснено, что в случае непринятия мер по возврату изъятого оружия будут приняты меры для признания оружия бесхозяйным (л.д. 6, 7, 8, 9).
Между тем из материалов дела не следует, что ФИО1 предпринял меры по возврату оружия, при этом, учитывая, что срок действия разрешения на право хранения и ношения оружия МР-79-9ТМ калибр 9 мм Р.А. № выпуска истёк ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют также доказательства того, что ответчик обращался в уполномоченный орган по вопросу продления срока действия разрешения на хранение и ношение оружия.
В этой связи, учитывая, что срок действия разрешения на право хранения и ношения оружия у ответчика истёк, доказательств того, что ответчиком получено новое разрешение, суду не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Управления о признании факта бездействия ФИО1 и отказа от права собственности на оружие МР-79-9ТМ калибр 9 мм Р.А. №, прекращении права собственности ответчика на данное оружие.
Разрешая исковое требование о разрешении Управлению уничтожения вышеуказанного оружия, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данного требования по следующим основаниям.
Статьей 1 Федерального закона «Об оружии» раскрыты понятия оружия, имеющего культурную ценность, старинного (антикварного) оружия, реплики старинного (антикварного) оружия. При этом из материалов дела не следует, что оружие, являющееся предметом спора, может быть отнесено к категории оружия, представляющего историко-культурную ценность.
Согласно п. 82 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814, изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно п. 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещённые к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Таким образом, основания для принятия решения об уничтожении оружия прямо предусмотрено законом. Разрешение вопроса об уничтожении изъятого оружия относится к полномочиям войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Доказательств того, что оружие является непригодным для эксплуатации, самодельным либо переданным, запрещенным к обороту на территории Российской Федерации, в материалах дела не имеется, более того, уничтожение оружия по данному основанию может быть произведено истцом самостоятельно, без обращения в суд.
Положениями п. 2 ст. 238 ГК РФ прямо предусмотрен механизм действий уполномоченного органа в случае, если собственник, который в силу закона не может обладать имуществом, не произвел его отчуждение в течение одного года, для этих случае предусмотрено обращение в суд за принудительной продажей имущества, а не его уничтожением.
Требований в порядке п. 2 ст. 238 ГК РФ в рамках настоящего дела истцом не заявлено.
Принятие судом решения об уничтожении имущества в отсутствие для этого нормы закона, допускающей совершение таких действий, в том числе, по решению суда, является незаконным и необоснованным.
Вследствие этого, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований об уничтожении оружия.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГКП РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истец, являющийся государственным органом, при подаче искового заявления был освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В этой связи, принимая во внимание наличие оснований для удовлетворения иска, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 руб. на основании ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233- 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие, разрешении уничтожения оружия удовлетворить в части.
Прекратить право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт серии 5717 № выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, на огнестрельное оружие ограниченного поражения марки МР-79-9ТМ калибра 9 мм Р.А. №.
В удовлетворении остальной части исковых требований Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> отказать.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт серии 5717 № выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Пермский районный суд Пермского края в течение 7 дней со дня вручения копии заочного решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья /подпись/ К.А. Ежова
Справка
Решение составлено в окончательной форме 25.12.2023.
Судья /подпись/ К.А. Ежова
Копия верна.
Судья –
Подлинник подшит в гражданском деле № 2-4051/2023
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2023-004527-57