31RS0№-41 №2-235/2024(№2-5273/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2024 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Котелевской Г.Д.,
при секретаре судебного заседания Жуковой А.В.,
с участием помощника Старооскольского городского прокурора Никулина А.А., представителя садоводческого некоммерческого товарищества «Автомобилист» - председателя Лапиной Н.Н., действующей на основании протокола общего собрания членов СНТ «Автомобилист»,
в отсутствие представителя третьего лица – ООО «Центр Экологической Безопасности», своевременно и надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старооскольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Автомобилист» о возложении обязанности заключить договор по обращению с твердыми коммунальными отходами, организовать места накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Старооскольский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать СНТ «Автомобилист» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО), а также оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов на территории садового товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, в том числе, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2021 №3; приказом Минстроя России от 14.10.2019 №618/пр «Об утверждении СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)».
В обоснование требований прокурор указывает, что по результатам проведенной Старооскольской городской прокуратурой проверки установлено, что СНТ «Автомобилист» не реализуются требования федерального законодательства в сфере осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Старооскольского городского округа, выразившиеся в отсутствии на территории товарищества оборудованных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и соответствующих контейнеров, что приводит к нарушению экологической безопасности неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Старооскольского городского прокурора Никулин А.А. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика СНТ «Автомобилист» - председатель СНТ Лапина Н.Н. пояснила, что товарищество, не против заключить с ООО «Центр Экологической Безопасности» договор на утилизацию твёрдых отходов, но СНТ расположено на неудобном земельном участке, на горе, поэтому большегрузам сложно подняться в гору, где практически отсутствует дорога.
Третье лицо – представитель ООО «Центр Экологической Безопасности» в судебное заседание не явился, извещён почтовым отправлением с идентификатором №, №, о причине неявки не известил, о рассмотрении дела в его отсутствие и отложении судебного разбирательства не просил.
Суд, руководствуясь ст.ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица – ООО «Центр Экологической Безопасности», извещенного о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом..
Исследовав обстоятельства дела по представленным лицами, участвующими в деле, доказательствам, дав им оценку в силу ст.67 ГПК РФ суд приходит к следующему.
Проанализировав положения статьи 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, вышеуказанное исковое заявление предъявлено Старооскольским городским прокурором в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3).
Такие санитарно-эпидемиологические требования установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с п.5 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости и иные объекты, используемые для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Усматривается, что правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.
К полномочиям правления товарищества относятся, в том числе, принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества; принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.п. 5,6 п.7 ст. 18 Федерального закона №217-ФЗ).
Согласно п. 5.10 Свода правил СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства», утвержденных Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр, на территории ведения садоводства и за её пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для не утилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов. Также площадки должны иметь глухое ограждение с трех сторон высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
Таким образом, бремя создания, организации и содержания мест накопления и сбора ТКО, в том числе контейнерных площадок на территории садоводческих и (или) огороднических некоммерческих товариществ, лежит на данных некоммерческих товариществах.
СНТ «Приморье» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 16.08.2004 (выписка из ЕГРЮЛ от 05.10.2023).
Как следует из материалов дела, СНТ «Автомобилист» не заключал с ООО «ЦЭБ» договор в письменном виде (отсутствие обращения на заключение договора со стороны СНТ) по обращению с ТКО (ответ от 11.10.2023).
По состоянию на 19.10.2023 на территории СНТ «Автомобилист» отсутствуют контейнерные площадки для накопления ТКО (акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ помощника Старооскольского городского прокурора ФИО6 при участии старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО7).
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт нарушения СНТ «Автомобилист» законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку непринятие мер по содержанию площадок для сбора твердых коммунальных отходов нарушает гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы истца, суд считает необходимым удовлетворить требования Старооскольского городского прокурора.
По смыслу ст. 206 ГПК РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Предложенные прокурором сроки для исполнения решения суда являются разумными и обеспечивают соблюдение баланса интересов сторон, учитывают организацию проведения необходимых работ.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Старооскольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Автомобилист» о возложении обязанности заключить договор по обращению с твердыми коммунальными отходами, организовать места накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Автомобилист» (ОГРН: №) заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на вывоз твердых коммунальных отходов, а также оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов на территории садового товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, в том числе, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2021 №3; приказом Минстроя России от 14.10.2019 №618/пр «Об утверждении СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Г.Д. Котелевская
Решение в окончательной форме принято 22 января 2024 года.