Дело №60RS0015-01-2024-000184-96
Производство №2-169/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Опочка 2 июля 2024 года
Псковская область
Опочецкий районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Иванова А.В.,
при секретаре Васильевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ругодевской Надежды Петровны к ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница» об установлении специальной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратилась Ругодевская Н.П. с иском к ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница» об установлении специальной социальной выплаты в размере 8000 рублей ежемесячно с 01.01.2023 по 29.12.2023, обязании направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области уточненные сведения по специальной социальной выплате с установлением ее в размере 8000 рублей, обязании выплатить проценты за задержку специальной социальной выплаты.
В исковом заявлении истец указала, что по состоянию на 01.01.2023 и по день ее увольнения 29.12.2023 она работала в должности специалиста со средним медицинским образованием <данные изъяты>. В период с января 2023 года по декабрь 2023 года ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница» не предоставляла в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области реестр сведений для назначения истцу специальной социальной выплаты. В реестр специальной социальной выплаты Ругодевскую Н.П. ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница» не включала, в получении данной выплаты ей отказано. Полагает, что она входит в перечень медицинских работников для получения специальной социальной выплаты. Действия работодателя ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница» по неустановлению ей максимальной ежемесячной специальной социальной выплаты в размере 8000 рублей с 01.01.2023 по 29.12.2023 по п.п. «е» и «ж» п. 2, п. 3 Постановления Правительства РФ №2568 от 31.12.2022 считает незаконными. Указанные обстоятельства явились причиной обращения истца в суд с заявленными исковыми требованиями.
В судебном заседании истец Ругодевская Н.П. и её представитель Лепаловская Н.Г. подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и просили заявленные требования удовлетворить.
Ругодевская Н.П. указала на то, что она отвечала за санэпидрежим в больнице, участвовала в обходах больных, в организации проведения диспансеризаций, возила больных на обследование, по совместительству осуществляла лечение больных в физиотерапевтическом отделении Опочецкой межрайонной больницы, то есть непосредственно оказывала медицинские услуги населению. В связи с чем имеет право на установление социальной выплаты.
При этом представитель истца пояснила, что должностная инструкция Ругодевской Н.П. не соответствует профстандарту, утверждённому приказом Минтруда России от 31.07.2020 № 479н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации сестринского дела». Ругодевская Н.П. исполняла и другие обязанности, не указанные в должностной инструкции. Представитель истца считала, что должность Ругодевской Н.П. не относится к руководящему составу, поскольку она непосредственно подчиняется заместителю главного врача по медицинской части. Ругодевская Н.П. проходила различного рода аттестации и повышала свою квалификацию.
Представитель ответчика Анисимова Л.А. исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать по причине того, что должность <данные изъяты> Ругодевской Н.П. относилась согласно номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утверждённой приказом от 2 мая 2023 года № 205н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников» к должности руководителей медицинских организаций, что исключает специальную социальную выплату согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568. Кроме того, согласно должностной инструкции <данные изъяты> Ругодевской Н.П., с которой она ознакомлена под роспись, у неё отсутствуют обязанности связанные с непосредственным оказанием медицинской помощи населению, в инструкции указаны лишь административно-распорядительные функции, присущие руководящим работникам. Исполнение обязанностей медицинского работника по оказанию медицинской помощи больным по совместительству в ГБУЗ также не даёт права Ругодевской Н.П. на специальную социальную выплату, поскольку это противоречит п. 1 Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 марта 2023 года № 99н «Об утверждении разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования». Её позицию поддержала представитель ответчика по доверенности Перова А.И.
Суд, выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 01.01.2023 установлена специальная социальная выплата определённым категориям медицинских работников, в том числе предусмотрена в отношении специалистов со средним медицинским образованием, работающих с врачами, указанными в п.п. «б» п. 2 постановления Правительства РФ № 2568, а также оказывающих первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикреплённому населению и (или) осуществляющих диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Исходя из п. 3 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, специалистам со средним медицинским образованием, указанным в п.п. «е» и «ж» п. 2 настоящего постановления, установлен максимальный месячный размер специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику – 6500 рублей.
Согласно п. 3 Правил осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной страховой выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 (далее Правила) специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счёт средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчётного месяца в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра (п. 8 Правил).
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что медицинская организация несёт ответственность за предоставление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, в котором содержатся аналогичные положения.
Судом установлено, что Ругодевская Н.П. работала в должности <данные изъяты> с 10.02.2020 по 21.07.2023 и с 04.09.2023 по 29.12.2023. В связи с занятием указанной должности Ругодевская Н.П. повышала свою квалификацию в ООО «НПФ «Институт профессиональной подготовки и повышения квалификации» по специальности «Организация сестринского дела». При поступлении на работу она дважды 10.02.2020 и 04.09.2023 была ознакомлена под роспись с должностной инструкцией, в которой указано, что её должность относится к категории руководителей. Из текста инструкции усматривается, что её должность предусматривает выполнение организационно-распорядительных функций. В должностной инструкции отсутствуют обязанности, связанные с оказанием медицинской помощи больным.
Согласно номенклатуре должностей медицинских работников, утверждённой приказом Министерства Российской Федерации от 2 мая 2023 № 205н, должность <данные изъяты> относится к руководителям медицинских организаций и вследствие чего не подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 № 2568 о том, что с 1 января 2023 года устанавливается специальная социальная выплата медицинским работникам (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения, участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Ссылка истца и его представителя о том, что Ругодевская Н.П. иногда временно исполняла обязанности, связанные с оказанием медицинских услуг населению, как на основание установления специальной социальной выплаты, является несостоятельной, поскольку она некоторое время исполняла обязанности <данные изъяты> по совместительству на основании приказа руководителя медицинского учреждения, оставаясь при этом в должности <данные изъяты>. Несмотря на то, что Ругодевская Н.П. оказывала непосредственные медицинские услуги населению, но указанное выше исключает данную выплату по основаниям, указанным в п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 № 2568.
В судебное заседание стороной ответчика был представлен приказ главного врача ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница» от 03.02.2023 № 58-р «Об установлении специальной социальной выплаты Работникам ГБУЗ «Опочецкая МБ», в пункте 2 которого указано, что расчёт специальной социальной выплаты проводится только по основной должности. Основной должностью Ругодевской Н.П. в спорный период была должность <данные изъяты>, что само по себе исключает указанную выплату.
Доводы стороны истца о том, что Ругодевская Н.П. в силу того, что имеет среднее специальное образование не может занимать должность <данные изъяты> не соответствуют действительности, поскольку, как следует из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н, определены следующие требования к квалификации работника, необходимые для выполнения обязанностей по должности <данные изъяты>: высшее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Управление сестринской деятельностью", стаж работы по специальности не менее 5 лет или среднее профессиональное образование по специальностям "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности "Организация сестринского дела", стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 10 лет.
Всеми указанными признаками Ругодевская Н.П. на момент занятия должности <данные изъяты> обладала.
В связи с изложенным Ругодевской Н.П. не может быть установлена социальная выплата по п.п. «е» и «ж» п. 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, поскольку её должность не соответствует критериям, указанным в данных подпунктах.
Других заслуживающих внимание доказательств, дающих возможность установить социальную выплату Ругодевской Н.П., стороной истца не представлено и в суде не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ругодевской Надежды Петровны к ГБУЗ «Опочецкая межрайонная больница» об установлении специальной социальной выплаты и процентов за задержку её выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 3 июля 2024 года.
Судья А.В. Иванов