УИД 07RS0007-01-2023-000442-85 Дело № 2-355/2023
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.п. Кашхатау 8 сентября 2023 г.
Черекский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - судьи Чочуева Х.К.,
при секретаре Гергове М.А.,
с участием представителя истца Министерства сельского хозяйства КБР Курмановой Т.М., действующей по доверенности № от _____г.,
ответчика Анаева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства КБР к Анаеву А.М. о взыскании суммы предоставленных субсидий,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство сельского хозяйства КБР обратилось в Черекский районный суд КБР с исковым заявлением к Анаеву А.М. о взыскании сумм предоставленных субсидий в размере 168119 руб. 36 коп.
Исковое заявление мотивировано тем, что Анаеву А.М. (далее - Ответчик) Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) предоставлены субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям животноводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей животноводства в КБР.
С Ответчиком заключены Соглашения о предоставлении из республиканского бюджета КБР субсидий на развитие агропромышленного комплекса КБР:
от _____г. № в размере 5 883 руб. (платежное поручение № от _____г.);
от _____г. № в размере 77119 руб. 22 коп. (платежное поручение № от _____г.);
от _____г. № в размере 49992 руб. 80 коп. (платежное поручение № от _____г.);
от _____г. № в размере 35125 руб. 14 коп. (платежное поручение № от _____г.) (далее - Соглашения).
Правила предоставления субсидий на развитие агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики, утверждены постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 марта 2022 г. № 63-ПП.
В соответствии с пунктом 61 Правил Министерство ежегодно оценивает эффективность предоставления субсидий на основании результатов предоставления субсидий, значения которых устанавливаются в заключаемых с получателями субсидий соглашениях в зависимости от вида основных мероприятий в соответствии с утверждаемым Министерством порядком. В соответствии с пунктом 24 Правил, получателями субсидий отчетность о достижении значений результатов предоставлении субсидий формируется и представляется в Министерство в системе «Электронный бюджет» по формам, установленным соглашением, не позднее 15-го рабочего дня, следующего за отчетным финансовым годом.
Сроки и формы представления получателем субсидий дополнительной отчетности предусматриваются Соглашением.
Согласно пункту 4.3.3.1 Соглашений получатель обязуется предоставлять в Министерство отчет о достижении значений результатов предоставления субсидий, показателей результативности по форме, установленной в приложении № к Соглашениям.
Вместе с тем, до настоящего времени Ответчиком соответствующие отчеты в Министерство не представлены.
Ответчик не подтвердил достижение необходимого результата в соответствии с условиями Соглашений.
Согласно пункту 6.2 Соглашение вступает в силу с даты его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему.
Указанные обязательства не только утверждены Порядком, но и указаны в Соглашениях в разделе, регламентирующем обязательства сторон. Заявки на предоставление субсидий, содержащие положения о том, что Ответчик в полной мере ознакомился с правилами предоставления субсидии по указанному направлению государственной поддержки, включая ведомственные акты, подписаны Ответчиком и представлены в Министерство.
Исходя из того, что Ответчиком не исполнены обязательства, предусмотренные Соглашениями, сумма подлежащих возврату в доход республиканского бюджета КБР бюджетных средств составляет 168119 руб. 36 коп., в том числе полученных за счет средств: федерального бюджета - 159713 руб. 39 коп.; республиканского бюджета КБР - 8405 руб. 97 коп..
В виду наличия оснований для возврата субсидий, Министерством приняты необходимые меры по возврату указанных денежных средств в республиканский бюджет КБР согласно пункту 28 Правил.
В порядке досудебного урегулирования спора в адрес Ответчика направлено уведомление (исх. № от _____г.) о необходимости возврата указанной суммы в доход республиканского бюджета КБР.
До настоящего времени указанная в уведомлении сумма в республиканский бюджет КБР не возвращена, в связи с чем Министерство вынуждено обратиться в суд.
Представитель истца Министерства сельского хозяйства КБР Курманова Т.М., в судебном заседании исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Анаев А.М. в судебном заседании иск признал и пояснил, что он не смог своевременно сдать необходимую отчетность.
Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Между Министерством и Анаевым А.М. заключены соглашения о предоставлении из республиканского бюджета КБР субсидий на развитие агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно пункту 4.3.3.1 Соглашений получатель обязуется предоставлять в Министерство отчет о достижении значений результатов предоставления субсидий, показателей результативности по форме, установленной в приложении № к Соглашениям.
В соответствии с ч. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу с ч. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из анализа норм Бюджетного кодекса РФ следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае нарушения условий, установленных для их предоставления, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с пунктом 27 Правил субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, в том числе, в случае неисполнения условий предоставления субсидий и неисполнения обязательств, предусмотренных соглашением.
В соответствии с пунктом 9 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства КБР от 29 июля 2014 года № 167-ПП, Министерство является главным распорядителем средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, направляемых на финансирование агропромышленного комплекса.
Из бюджетных полномочий Министерства следует, что оно обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В рамках реализации названных полномочий Министерство вправе обратиться в суд с требованием о возврате бюджетных средств, в случае нарушения условий их предоставления.
Согласно п. 4.1.8 в случае, если по результатам проведения оценки эффективности предоставления субсидий Представителем выявлено недостижение Получателем субсидий значений результатов предоставления субсидий, Получатель осуществляет возврат средств субсидий в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики из расчета один процент объема субсидий за каждый процент невыполнения результатов предоставления субсидий, установленных соглашением.
В соответствии с пунктом 24 Правил, получателями субсидий отчетность о достижении значений результатов предоставления субсидий формируется и представляется в Министерство в системе «Электронный бюджет» по формам, установленным соглашением, не позднее 15-го рабочего дня, следующего за отчетным финансовым годом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) Ответчик, прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства 24 октября 2022 года.
Указанное обстоятельство является бесспорным доказательством нарушений Ответчиком взятых обязательств по достижению результатов предоставления субсидий, установленных Соглашениями.
При таком положении исковые требования Министерства сельского хозяйства КБР о взыскании сумм предоставленных субсидий, обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку Анаев А.М. не исполнил обязательства, взятые на себя при подписании соглашений № от _____г., № от _____г., № от _____г., № от _____г.. Выполнение истцом условий заключенных с ответчиком соглашений подтверждается платежными поручениями № от _____г., № от _____г., № от _____г., № от _____г..
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ Министерство сельского хозяйства КБР освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного с ответчика Анаева А.М. в доход бюджета Черекского муниципального района КБР подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4562 руб. 39 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства сельского хозяйства КБР к Анаеву А.М. удовлетворить.
Взыскать с Анаева А.М. в пользу Министерства сельского хозяйства УКБР сумму предоставленных субсидий в размере 168119 руб. 39 коп.
Взыскать с Анаева А.М. в доход бюджета Черекского муниципального района КБР государственную пошлину в размере 4562 руб. 39 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КБР в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2023 года.
Председательствующий - подпись Х.К. Чочуев