Дело №2-1551/2023
УИД: 58RS0027-01-2023-001750-34
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2023 года г.Пенза
Октябрьский районный суд г.Пензы в составе
председательствующего судьи Валетовой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Социального управления г.Пензы к Горшкову Александру Юрьевичу о возврате денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Социальное управление г.Пензы обратилось в суд с вышеназванным иском, указывая, что 19.08.2021г. между сторонами заключен социальный контракт № с утвержденной программой социальной адаптации по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта Горшкову А.Ю. выплачено 250 000 руб. Социальное управление г. Пензы осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. На основании заявления Горшкова А.Ю. от 12.09.2021г. в программу социальной адаптации внесены изменения в части переноса закупки товаров с сентября на ноябрь и декабрь 2021г. Документы, подтверждающие расходование единовременной денежной выплаты, полученной в рамках социального контракта на сумму 250 000 руб. Горшковым А.Ю. представлены не были. На почту Социального управления Горшковым А.Ю. направлены фото товаров и товарный чек на сумму 26 900 руб. без кассового чека и не соответствующие бизнес-плану. Данные документы не могут быть приняты как отчетные. Таким образом, план мероприятий социальной адаптации не выполнен. Горшкову А.Ю. неоднократно направлялись уведомления о необходимости явиться в Социальное управление г. Пензы с предъявлением необходимых документов. В связи с невыполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, руководствуясь п. 48-50 раздела VIII Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах, утвержденных Постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2021 № 83-пП «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан» (далее Правила), социальный контракт расторгнут с Горшковым А.Ю. с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области (приказ от 18.08.2022 № №). Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и возврате денежной выплаты от 28.08.2022 № направлено Горшкову А.Ю. Денежные средства Горшковым А.Ю. возвращены не были. Истец просит взыскать с ответчика полученную сумму в размере 250 000 руб.
Представитель истца Социального управления г.Пензы Буйдина К.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требований.
Ответчик Горшков А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён, о причинах неявки суду не сообщил, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснял, что согласно бизнес-плану им всё оборудование приобретено, отчет направлял в электронном виде, однако приобретался товар с рук, чеков нет.
Судом определено рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ) установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» руководствуясь Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области» утверждены Правила оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021 - 2024 годах (далее - Правила).
Пунктом 4 раздела I Правил установлено, что получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть проживающие на территории Пензенской области малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане (далее - заявители), которые по не зависящим от них причинам, предусмотренным пунктом 5 раздела I настоящих Правил, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, установленного в Пензенской области на текущий финансовый год в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Законом Пензенской области от 23 мая 2002 г. № 365-ЗПО «О прожиточном минимуме в Пензенской области».
Государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с настоящими Правилами предоставляется малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) на реализацию, мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, в том числе осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (пункт 6.2 Правил).
Согласно пункту 7.2 Правил государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в форме денежной выплаты гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Программа социальной адаптации разрабатывается уполномоченным органом совместно с гражданином и при необходимости со следующими органами по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности - с органами государственной власти Пензенской области, уполномоченными в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства, в сфере сельского хозяйства, государственными казенными учреждениями центрами занятости населения Пензенской области, органами местного самоуправления и организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Пункт 10.2 Правил).
Согласно пункту 24 Правил государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается уполномоченным органом при наличии заключенного с заявителем социального контракта
В силу пунктов 27, 29-30, 32 Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) уполномоченный орган осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В программе социальной адаптации указываются сроки представления заявителем отчетности по намеченным мероприятиям.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, обязан:
встать на учет в налоговом органе по Пензенской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в уполномоченный орган подтверждающие документы.
При этом до 5% суммы, выплаченной гражданину, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, до 15% - на аренду помещения (включая коммунальные платежи), необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, оставшаяся часть выплаты может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов (сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция и другие материальные ценности, участвующие в процессе производства);
Заявитель обязан своевременно (в соответствии со сроками установленными программой социальной адаптации) предоставлять в уполномоченный орган сведения, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого и целевое расходование предоставленной на эти цели денежной выплаты;
Заявитель в течение срока действия социального контракта, предоставляет в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактические расходы, предназначенные для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого, произведенные в соответствии с программой социальной адаптации по факту произведенных расходов (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида деятельности).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 453 ГК РФ)
Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства (пункт 4 статьи 453 ГК РФ)
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что 09.08.2021г. Горшков А.Ю. обратился в Социальное управление г.Пензы с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Согласно п. 7 заявления ответчиком указана предполагаемая деятельность по выходу из трудной жизненной ситуации – швейная промышленность.
Приказом начальника Социального управления г. Пензы от 19.08.2021 №-ск принято решение об оказании Горшкову А.Ю. государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» и заключении с ним социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации.
19.08.2021г. между Социальным управлением г.Пензы (уполномоченный орган) и Горшковым А.Ю. (заявитель) заключен социальный контракт №, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь, а заявитель реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью настоящего социального контракта (п. 1.1 социального контракта).
Согласно п. 2.2.2 социального контракта, заявитель обязуется:
- выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, повышению денежных доходов и выходу на самообеспечение;
- представлять уполномоченному органу информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на назначение денежной выплаты, предоставляемой в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, и его размер в течение 3-х дней со дня наступления указанных обстоятельств;
- встать на учет в налоговом органе в Пензенской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход и получить выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя;
- приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, и представить в уполномоченный орган подтверждающие документы;
- использовать приобретенные основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принятые имущественные обязательства, исключительно для целей осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности;
- взаимодействовать со специалистами уполномоченного органа, осуществляющим сопровождение в рамках социального контракта;
- уведомить уполномоченный орган о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение 3 рабочих дней со дня наступления указанного обстоятельства;
- возвратить денежную выплату в бюджет Пензенской области в порядке, установленном законодательством, в полном объеме (в случае прекращения в период действия социального контракта);
- представлять по запросу в уполномоченный орган сведения об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта;
- предпринимать необходимые меры для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, повышении денежных доходов по истечении срока действия социального контракта.
В соответствии с п. 3.1 социальный контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 18.08.2022г. включительно в соответствии с программой социальной адаптации.
19.08.2021г. начальником Социального управления г. Пензы утверждена программа социальной адаптации № сроком по август 2022 г.
На основании заявления Горшкова А.Ю. от 12.09.2021г. в программу социальной адаптации внесены изменения в части переноса закупки товаров с сентября на ноябрь и декабрь 2021г.
27.10.2021г. Горшков А.Ю. обратился в Социальное управление г. Пензы с заявлением о назначении ему денежной выплаты в размере 250 000 руб., приложив к заявлению номер счета ПАО Сбербанк, бизнес-план, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе.
27.10.2021г. отделом Социального управления г. Пензы по Октябрьскому району принято решение о назначении Горшкову А.Ю. единовременной денежной выплаты на основании социального контракта в размере 230 000 руб. и 20 000 руб.
Перечисление денежных средств ответчику подтверждается справкой о выплаченных суммах за период 01.01.2021 по 31.12.2021 и выпиской по счету Горшкова А.Ю., представленной ПАО Сбербанк по запросу суда.
Таким образом, Социальное управление г. Пензы выполнило свои обязательства перед Горшковым А.Ю. в полном объеме.
В силу п. 3.2 социальный контракт может быть расторгнут досрочно в случаях, предусмотренных пунктом 40 Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021 – 2023 годах, утвержденных постановление Правительства Пензенской области.
Согласно п. 4.1 социального контракта в случае использования полученных денежных выплат на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации, невыполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также предоставления недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, предоставлении заведомо недостоверной информации, послужившей основанием для заключения социального контракта, досрочного прекращения социального контракта по инициативе заявителя, заявитель обязан возвратить полученные денежные средства в бюджет Пензенской области.
В соответствии с пунктом 40.11 Правил уполномоченный орган прекращает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в следующих случаях использования полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме денежной выплаты на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации
20.12.2021г., 11.05.2022г., 07.07.2022г. Социальным управлением г.Пензы в адрес Горшкова А.Ю. направлены уведомления о представлении в отдел Социального управления г. Пензы документов, подтверждающих расходование денежных средств, осуществление предпринимательской деятельности, документов, согласно программе социальной адаптации; в случае непредоставления документов социальный контракт будет расторгнут с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области.
Документы, подтверждающие расходование единовременной денежной выплаты, полученной в рамках социального контракта на сумму 250 000 руб. Горшковым А.Ю. не представлены. На почту Социального управления Горшковым А.Ю. направлены фото товаров и товарный чек на сумму 26 900 руб. без кассового чека и не соответствующие бизнес-плану. Данные документы не приняты истцом как отчетные.
Приказом начальника Социального управления г. Пензы от 18.08.2022 №-ск принято решение о прекращении оказания Горшкову А.Ю. государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» и досрочном расторжении с ним социального контракта от 19.08.2021г № на основании п. 40.11 Правил.
28.08.2022г. Социальным управлением г.Пензы в адрес ответчика Горшкова А.Ю. направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и предложено возвратить денежные средства в размере 250 000 руб. в течение 5 дней со дня получения уведомления.
Таким образом, ответчиком Горшковым А.Ю. не выполнены условия социального контракта, не представлены документы, подтверждающие факт расходования денежных средств; предпринимательская деятельность не осуществлялась; документы, подтверждающие доход от предпринимательской деятельности не представлены в Социальное управление г.Пензы.
Доводы ответчика о выполнении им обязательств по контракту, предоставлении истцу отчета о его выполнении и отчетных документов несостоятельны.
В судебном заседании ответчиком представлены отчет по закупкам, однако он ответчиком не подписан, доказательств его направления истцу не представлено.
Товарных чеков о приобретении товаров согласно бизнес-плану суду не представлено, за исключением товарного чека на сумму 26900 руб., получение которого истцом подтверждено в иске.
Представленные ответчиком фотографии товаров, квитанции о заказе товаров, детализации заказа не подтверждают приобретение и оплаты им товаров.
В связи с изложенным, как истцу, так и суду не представлено ответчиком Горшковым А.Ю. документов подтверждающих расходование единовременной денежной выплаты, полученной в рамках социального контракта в размере 250 000 руб.
По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
Таким образом, обязанность по доказыванию факта обогащения возлагается на истца, а обязанность подтвердить основание получения денежных средств, то есть законность такого обогащения, либо обстоятельства, при которых неосновательное обогащение не подлежит возврату, лежит на получателе этих средств.
В ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, суду не представлены доказательства законности и обоснованности получения вышеуказанных денежных средств.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что ответчик обязан возвратить истцу неосновательное обогащение в виде полученных им сумм, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина по делу в доход бюджета муниципального образования «г.Пенза» в размере 5700 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Социального управления г.Пензы к Горшкову Александру Юрьевичу о возврате денежных средств - удовлетворить.
Взыскать с Горшкова Александра Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу <адрес>, паспорт серии №, в пользу Социального управления г.Пензы, ИНН: 5836013033, ОГРН: 1035803002510, денежные средства, полученные в рамках оказания государственной социальной помощи, в размере 250 000 руб.
Взыскать с Горшкова Александра Юрьевича государственную пошлину в доход муниципального образования г.Пенза в размере 5700 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме принято 07 июля 2023 года.
Председательствующий