Дело № 2-198/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19.01.2022 г.
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
Председательствующего судьи Федяковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В.
с участием помощника Сальского городского прокурора Суворова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУ культуры Сальского района «Сельский дом культуры Новоегорлыкского сельского поселения», Администрации Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению Культуры Сальского района «Сельский дом культуры Новоегорлыкского сельского поселения», Администрации Новоегорлыкского сельского поселения об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания, указывая на то, что в соответствии с указанием прокурора области от 21.08.2018 № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры
В ходе проведенной проверки установлено, что по адресу: <адрес>, находится сельский дом культуры <адрес>, по адресу <адрес> которые являются структурными подразделениями Муниципального бюджетного учреждения культуры Сальского района «Сельский дом культуры Новоегорлыкского сельского поселения»
Согласно паспорту безопасности МБУК «СДК» <адрес>, объекту присвоена 3 категория опасности.
В нарушение пп. «в» п. 25 Требований структурные подразделения МБУК «СДК» (сельский дом культуры <адрес>) Новоегорлыкского сельского поселения» не оборудованы системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Учреждениями не обеспечены безопасные условия в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения оборудования системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов ( территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с положениями Устава МБУК СДК является юридическим лицом, наделяется имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, штампы и бланки со своим наименованием, круглую печать со своим полным наименованием.
Учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «Новоегорлыкского сельского поселения» Сальского района.
Финансовое обеспечение деятельности МБУК СДК осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Новоегорлыкского сельского поселения» и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена Учреждению законодательством.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из норм действующего законодательства обязанность по устранению выявленных городской прокуратурой нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасных условия в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), возложена на МБУК СДК, как на юридическое лицо, на Администрацию Новоегорлыкского сельского поселения, наделенную полномочиями учредителя.
В данном случае основанием для обращения прокурора в суд явились нарушения в сфере законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБУК СДК.
Состав лиц, посещающих МБУК СДК, непостоянен и персонально изменчив, в связи с чем, данное исковое заявление предъявлено прокурором района в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, истец просит обязать МБУ культуры Сальского района «Сельский дом культуры Новоегорлыкского сельского поселения», Администрацию Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района Ростовской области оборудовать структурные подразделения МБУ Сальского района «Сельский дом культуры Новоегорлыкского сельского поселения», расположенные по адресу: <адрес> (сельский дом культуры <адрес>), по адресу <адрес> (сельский дом культуры <адрес>) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями действующего законодательства
В судебном заседании помощник Сальского городского прокурора Суворов Н.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик МБУ культуры Сальского района «Сельский дом культуры Новоегорлыкского сельского поселения», о дате и времени судебного разбирательства извещен в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждается судебной распиской (л.д.59).
Представитель ответчика Администрации Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района Ростовской области в судебном заседании участие не принимали, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, в адрес суда поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.
Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п.4 ч.2 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов.
Так, в соответствии с указанной нормой, постановлением правительства Российской Федерации от 11.02.2017 г. № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно п.2,3 Требований антитеррористической защищенности для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, а также иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных ли, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
Подпунктом «в» пункта 25 Требований установлено, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия, в том числе оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму установлены в ст. 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пп. 1 - 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с данным Кодексом. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пп. 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет собственник соответствующего имущества.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, МБУК Сальского района «Сельский дом культуры Новоегорлыкского сельского поселения» по своей организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества МБУК является муниципальное образование «Новоегорлыкского сельского поселения» Сальского района Ростовской области.
Учредитель МБУК осуществляет в рамках своей компетенции установленной нормативным правовым актом Администрации Новоегорлыкского сельского поселения. МБУК находится в введении Администрации Новоегорлыкского сельского поселения.
Прокурор в силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По настоящему делу прокурор предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в результате проведенной проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности МБУК «СДК» <адрес> являющихся домом культуры, создаются предпосылки к причинению вреда, в нарушении ст. 3, 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» п. «в» п.25 Требований МБУК «СДК» не оборудованы системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не проведение данных мероприятий отрицательно сказывается на обеспечение комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объектов, что может привести к неблагоприятным последствиям.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами федерального Закона о противодействии терроризму, установив неисполнение ответчиками мероприятий в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Суд считает, в связи с дотационным характером местного бюджета и поскольку действующим законодательством срок, в течение которого правообладатель здания или сооружения обязан осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом его категории составляет 2 финансовых года, следующим за текущим, при установлении срока, в течение которого ответчик обязан принять меры по оборудованию учреждения системой оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, суд считает разумным установить срок выполнения указанных мероприятий до 31.12.2022г.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать МБУ культуры Сальского района «Сельский дом культуры Новоегорлыкского сельского поселения», Администрацию Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района Ростовской области оборудовать структурные подразделения МБУ Сальского района «Сельский дом культуры Новоегорлыкского сельского поселения», расположенные по адресу: <адрес> (сельский дом культуры <адрес>), по адресу <адрес> (сельский дом культуры <адрес>) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 31.12.2022 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
Мотивированное решение изготовлено 20 января 2022 года.