Дело №2-1132/2022 УИД 89RS0002-01-2022-001665-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2022 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Сукач Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Петраускайте В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" о признании действий незаконными и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" (далее по тексту – АО "Харп-Энерго- Газ") о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в водный объект – река Собь (бассейн реки Обь) с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ, возложении обязанности обеспечить сброс сточных вод в пределах допустимого уровня загрязняющих веществ, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 27 февраля 2018 года №89-15.02.03.001-Р-РСВХ-С-2018-05252/00.
В обоснование иска прокурором указано, что на основании решения Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении водного объекта в пользование от 27 февраля 2018 года №89-15.02.03.001-Р-РСВХ-С-2018-05252/00 ответчик осуществляет использование водного объекта – река Собь (бассейн реки Обь) для сброса сточных вод. По указанному решению установлены уровни предельно допустимых концентраций веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект: по сухому остатку – 214 мг/дм3; железу – 0,1 мг/дм3; нитрату-аниону – 0,08 мг/дм3, по фосфатам по Р – 0,1 мг/дм3. Вместе с этим, фактическая концентрация сбрасываемых АО "Харп-Энерго-Газ" в водный объект загрязняющих веществ составила в 1 квартале 2022 года по сухому остатку – 271 мг/дм3 (превышение составило 57 мг/дм3); по железу – 0,11 мг/дм3 (превышение на 0,01 мг/дм3); по нитрату-аниону – 0,2 мг/дм3 (превышение на 0,12 мг/дм3), по фосфатам по Р – 0,24 мг/дм3 (превышение на 0,14 мг/дм3). Несоблюдение требований водного законодательства, в части нарушения требований к охране водных объектов, влечет негативное влияние на водные объекты, приводит к их засорению и истощению.
В судебном заседании представитель истца – помощник Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Вихарев С.А., на исковых требованиях настаивал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика АО "Харп-Энерго-Газ" Новиков А.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Администрации г.Лабытнанги Ломакина Н.В., действующая на основании доверенности, также полагала исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнив, что ответчиком в добровольном порядке выполняются все необходимые мероприятия.
Третье лицо Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО своего представителя для участия в судебном заседании не направило, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представив в суд письменный отзыв относительно предмета спора, в котором полагают требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Указанной норме корреспондирует статья 58 Конституции Российской Федерации об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ВК РФ) предусмотрено, что сброс сточных вод в водные объекты осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно ст.ст.21, 22 ВК РФ, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений уполномоченных органов, содержащее предусмотренные сведения. При этом решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; объемы допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Согласно ч.ч.1, 4 ст.35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч.2 ст.39 ВК РФ, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды (ч.1 ст.44 ВК РФ).
Также одним из требований охраны водных объектов, предусмотренных частью 6 ст.56 ВК РФ, является запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту – Федеральный закон №7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Пункт 4 ст.23 Федерального закона №7-ФЗ устанавливает, что выбросы и сбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №881 Министерством природных ресурсов РФ утверждены Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (далее по тексту – Методические указания).
Согласно абз.2 п.4 Методических указаний нормативы допустимого воздействия на водные объекты предназначены для установления безопасных уровней содержания загрязняющих веществ, а также других показателей, характеризующих воздействие на водные объекты, с учетом природно-климатических особенностей водных объектов данного региона и сложившейся в результате хозяйственной деятельности природно-техногенной обстановки.
Таким образом, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать превышение установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Согласно п.5 "Правил охраны поверхностных водных объектов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 февраля 2016 года №79 (далее по тексту – Правила №79), мероприятия по охране водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Как следует из материалов дела АО "Харп-Энерго-Газ" на основании решения Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО о предоставлении водного объекта в пользование от 27 февраля 2018 года №89-15.02.03.001-Р-РСВХ-С-2018-05252/00 осуществляет использование водного объекта – река Собь (бассейн реки Обь) для сброса сточных вод.
Из анализа норм права регулирующих спорные правоотношения следует, что водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать превышение установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в сточных водах.
В ходе проведенной Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проверки соблюдения АО "Харп-Энерго-Газ" требований водного законодательства установлено, нарушение требований указанного законодательства, так как общество при осуществлении водопользования допускает сброс сточных вод в водный объект с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущены превышения концентрации вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах в 1 квартале 2022 года, установленные соответствующей разрешительной документацией.
Так, по решению от 27 февраля 2018 года №89-15.02.03.001-Р-РСВХ-С-2018-05252/00 устанавливались уровни предельно допустимых концентраций веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект: по сухому остатку – 214 мг/дм3; железу – 0,1 мг/дм3; нитрату-аниону – 0,08 мг/дм3, по фосфатам по Р – 0,1 мг/дм3.
Вместе с этим, фактическая концентрация сбрасываемых АО "Харп-Энерго- Газ" в водный объект загрязняющих веществ составила в 1 квартале 2022 года по сухому остатку – 271 мг/дм3 (превышение составило 57 мг/дм3); по железу – 0,11 мг/дм3 (превышение на 0,01 мг/дм3); по нитрату-аниону – 0,2 мг/дм3 (превышение на 0,12 мг/дм3), по фосфатам по Р – 0,24 мг/дм3 (превышение на 0,14 мг/дм3).
Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлен незаконный сброс АО "Харп-Энерго-Газ" сточных вод в водный объект с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, чем водному объекту реке Собь (бассейн реки Обь) причинен вред, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Суд не может принять во внимание довод представителя ответчика, что настоящий иск является преждевременным, поскольку, как следует из материалов гражданского дела и не опровергнуто ответчиком, факты сброса сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в водный объект - река Собь (бассейн реки Обь) имели место на протяжении длительного периода времени.
Указанное свидетельствует, что АО "Харп-Энерго-Газ" не обеспечивает сброс сточных вод в водный объект – реку Собь (бассейн реки Обь) с содержанием загрязняющих веществ в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользовании от 27 февраля 2018 года №89-15.02.03.001-Р-РСВХ-С-2018-05252/00.
В силу ст.198 ГПК РФ в решении суда должно быть указано на распределение судебных расходов.
Из ч.1 ст.103 ГПК РФ следует, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика не освобожденного от ее уплаты.
В связи с удовлетворением иска неимущественного характера, с ответчика в соответствии со ст.103 ГПК РФ надлежит взыскать в доход бюджета муниципального образования государственную пошлину в сумме 6 000 руб. 00 коп., от уплаты которой при обращении в суд в силу закона истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░-░░░░░░-░░░" (░░░░ 1058900013369 ░░░ 8901016850) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░░░ (░░░░░░░ ░░░░ ░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ №89-15.02.03.001-░-░░░░-░-2018-05252/00.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░-░░░░░░-░░░" (░░░░ 1058900013369 ░░░ 8901016850) ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░░░ (░░░░░░░ ░░░░ ░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ №89-15.02.03.001-░-░░░░-░-2018-05252/00.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░-░░░░░░-░░░" (░░░░ 1058900013369 ░░░ 8901016850) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.