Дело №
УИД 53RS0№-33
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 30 сентября 2022 года
Окуловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Петрова А.С.,
при секретаре Федоровой В.Б.,
с участием помощника прокурора <адрес> Цыбы Р.В.,
представителя ответчика ООО «<данные изъяты>» Павловой Т.В.,
представителя ответчика ООО « <данные изъяты>» Константиновой М.А.,
представителя третьего лица ООО «<данные изъяты>» Бородиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес>, действующего в защиту прав, свобод и законнных интересов неопределенного круга лиц, к администрации <адрес>, обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> обществу с ограниченной ответственностью « <данные изъяты>» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Заместитель прокурора <адрес>, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации <адрес> <адрес> (далее также Администрация) об обязании ответчика в течение года со дня вступления решения суда законную силу привести места сбора и вывоза твердых бытовых отходов, расположенные в пределах Окуловского городского поселения в соответствие с требованиями федерального законодательства. В обоснование требований прокурор указывал, что ответчик ненадлежащим образом исполняет обязанность по организации деятельности в области обращения с отходами, что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
С учетом последующих уточнений заявленных требований прокурор просит обязать Администрацию ряд контейнерных площадок оборудовать твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.1.3684-21 в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; а также по ряду контейнерных площадок прокурор просит обязать Администрацию оборудовать их ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.1.3684-21 в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечено ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>
В последующем ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты> определением суда привлечены к участию в деле в качестве соответчиком, в связи с чем суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. ООО «<данные изъяты>» участвует в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Цыба Р.В. уточненные исковые требования поддержал, просил возложить солидарную обязанность по оборудованию контейнерных площадок на Администрацию и ответчиков ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты> в зависимости о того, кто из указанных управляющих компаний числится в реестре собственником контейнерной площадки.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» Павлова Т.В. и представитель ответчика ООО « <данные изъяты>» Константинова М.А. исковые требования не признали, указывая, что обязанность по оборудованию мест сбора и вывоза ТБО возложена на Администрацию.
В судебное заседание представитель Администрации <адрес> <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представлены письменные возражения на иск.
Ответчик ООО <данные изъяты> о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил.
Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» Бородина С.А. в судебном заседании указала, что обязанность по обустройству мест сбора и вывоза ТБО должна быть возложена на Администрацию.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании п/п.18 п.1 ст.14 и п/п.14 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ, участие в организации деятельности по накоплению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений и муниципальных районов относятся к вопросам местного значения городского поселения и муниципального района соответственно.
Согласно статье 9.1 Устава Окуловского муниципального района, Администрация Окуловского муниципального района осуществляет полномочия Администрации Окуловского городского поселения, являющегося административным центром Окуловского муниципального района, в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Окуловского муниципального района.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №89-ФЗ), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В пункте 2 статьи 8 Федерального закона №89-ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к которым относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статья 13.4 Федерального закона №89-ФЗ предусматривает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определены Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Одним из случаев, когда данная обязанность лежит на других лицах, является исполнение обязанностей, связанных с содержанием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Так согласно пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года №290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 октября 2019 года №08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
В соответствии с пунктом 3 раздела II Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Материалами дела, в частности актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что на контейнерных площадках, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <данные изъяты>
у контейнерных площадок, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А в <адрес>, отсутствует ограждение, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
За надлежащее обустройство вышеуказанных мест накопления отходов в соответствии с требованиями закона, как считает суд, ответственна Администрация Окуловского муниципального района.
Сформированный Администрацией реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Окуловского городского поселения, в котором собственниками мест накопления твердых бытовых отходов указаны ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты> не является безусловных основанием для возложения на указанных юридических лиц обязанности по испрашиваемому прокурором оборудованию контейнерных площадок в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
Каких-либо сведений, подтверждающих, что контейнерные площадки входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам, либо расположены на земельных участках под вышеуказанными многоквартирными домами, не представлено, потому суд считает, что обязанность по надлежащей организации мест накопления ТКО, расположенных около вышеуказанных многоквартирных домов, лежит на Администрации Окуловского муниципального района, в связи с чем иск прокурора к Администрации Окуловского муниципального района следует удовлетворить.
Основания для возложения обязанности по организации вышеуказанных мест (площадок) накопления ТКО на ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты> отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск заместителя прокурора <адрес> в части требований к Администрации <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрации Окуловского муниципального района оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> А; <адрес>, в <адрес>, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.1.3684-21 в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрации Окуловского муниципального района оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А, в <адрес>, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствие с санитарно- эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.1.3684-21 в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В части требований к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в удовлетворении иска заместителя прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Окуловский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.С. Петров
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.С. Петров