Дело № 5-829/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
15 июля 2021 года город Елец Липецкой области
Судья Елецкого городского суда Липецкой области Стрельцов С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении АО «Ольшанский карьер», юридический адрес: 399770, Липецкая область, г. Елец, пер. Томский, дом №17, ИНН №*** ОГРН №***
УСТАНОВИЛ
Главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах Шевелевой Л.Н. 28.06.2021 составлен протокол об административном правонарушении в отношении АО «Ольшанский карьер». Из протокола следует, что по состоянию на 28 июня 2020 года в 11 часов 00 минут при проведении плановых мероприятий по надзору в отношении АО «Ольшанский карьер», юридический адрес: юридический адрес: 399770, Липецкая область, г. Елец, пер. Томский, дом №17, ИНН №*** ОГРН №*** по адресу фактического осуществления деятельности выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. На предприятии- АО «Ольшанский карьер» нарушаются условия обеспечения безопасности работников промышленного предприятия в период ограничительных мероприятий при наличии рисков инфицирования COVID-19. В нарушение требований Постановления главного государственного санитарного врача по Липецкой области №1374 от 14 августа 2020 года в санитарно-бытовых помещениях, располагающихся на первом этаже административного здания АО «Ольшанский карьер» нет отметок социального дистанцирования (на полу помещений отсутствуют разделительные полосы на расстоянии не менее 1,5 м.; отсутствует укладка с запасом одноразовых масок, дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток; санитарно-бытовые помещения не оснащены бактерицидным облучателем воздуха рециркуляторного типа; в местах установок моечных раковин отсутствуют санитайзеры, антисептики, моющие средства; не представлены свидетельства о государственной регистрации на используемые дезинфицирующие средства. На предприятии АО «Ольшанский карьер» имеются в наличии 4 бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа, но они используются только в административном здании в определенных помещениях, обеззараживание заявленной площади помещений данным количеством облучателей воздуха рециркуляторного типа не подтверждено- график обработок отсутствует. На рабочих местах, в местах установок моечных раковин транспортного цеха, дробильно-обогатительной фабрики, механо-ремонтной мастерской отсутствуют дезинфицирующие салфетки, кожные антисептики для обработки рук, моющие средства. Не подтвержден документально факт обеспеченности работающих гигиеническими масками в достаточном количестве при условии смены масок 3-4 часа. АО «Ольшанский карьер» допустило нарушение ст.ст. 11, 29 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.п. 4.4, 6.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), п. 1.1 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказания услуг», пунктов 1.6,1.7,1.8,1.11,1.12,1.14,1.21 Постановления главного государственного санитарного врача по Липецкой области №1374 от 14 августа 2020 года. Таким образом, АО «Ольшанский карьер» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Генеральный директор АО «Ольшанский карьер» Мачихин Н.Н., представитель АО «Ольшанский карьер» по доверенности Коватева Е.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признали. Объяснили, что допущенные нарушения полностью устранены. Негативные последствия или угроза их возникновения не допущены в связи с принятием оперативных мер по оснащению помещений предприятия необходимыми профилактическими средствами, имущественный ущерб не возник. В связи с тем, что АО «Ольшанский карьер» относится к категории среднего предпринимательства, просили назначить наказание, применив положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, заменив наказание в виде штрафа на предупреждение.
Главный специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах Шевелева Л.Н. в судебном заседании подтвердила обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении. Объяснила, что допущенные нарушения АО «Ольшанский карьер» устранены. Негативных последствий или угрозы их возникновения не возникло. Ранее АО «Ольшанский карьер» не допускало нарушений санитарного законодательства. Просила назначить АО «Ольшанский карьер» наказание с применением положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Заслушав объяснения руководителя и представителя АО «Ольшанский карьер», должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, прихожу следующему.
В силу части 1 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлено, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 29 того же Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года N 65 утверждены СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2. 3146-13».
Согласно пункту 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2. 3146-13» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Пункт 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" предусматривает «при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями».
Пункт 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года N 15) предусматривает, что мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, создания запаса дезинфицирующих средств....
Согласно статье 42 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон ФЗ-52) для установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений) проводятся санитарно-эпидемиологические расследования, даже при отсутствии сведений о нарушениях обязательных требований.
В целях принятия мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в коллективах на предприятиях (в организациях) Липецкой области в условиях сохранения рисков инфицирования принято Постановление главного государственного санитарного врача по Липецкой области №1374 от 14 августа 2020 года «О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в Липецкой области».
Пункт 1 указанного Постановления обязывает руководителей предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей обеспечить реализацию комплекса мероприятий по профилактике COVID-19, в том числе:
1.6. Ограничение контактов между коллективами отдельных цехов, участков, отделов, смен и функциональных рабочих групп, не связанных общими задачами и производственными процессами (принцип групповой ячейки). Разделение рабочих потоков и разобщение коллектива посредством размещения сотрудников на разных этажах, в отдельных кабинетах, организации работы в несколько смен.
1.7. Ограничение перемещения работников в обеденный перерыв и во время перерывов на отдых: выхода за территорию предприятия (организации), перемещение на другие участки, в отделы, помещения, не связанные с выполнением прямых должностных обязанностей.
1.11. Обеспечение работников на рабочих местах, работников, контактирующих при работе с посетителями, запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток. Контроль за использованием указанных средств. Повторное использование одноразовых масок, а также использование увлаженных масок не допускается.
1.12. Проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.
1.14. Применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа. Определение количества облучателей из расчета на объем помещений, а также режима их работы, должно быть определено в соответствии с инструкциями к данным установкам.
1.21. Не рекомендуется допускать превышение предельного количества лиц, которые могут одновременно находиться в одном помещении:
- до 50 кв.м. - не более 5 человек,
- до 100 кв.м. - не более 10 человек,
- до 200 кв.м. - не более 25 человек,
- свыше 200 кв.м. - не более 50 человек.
Данное постановление является правовым основанием для выдачи предписаний о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках расследования случаев заболеваний работников предприятий (организаций) новой коронавирусной инфекцией и привлечения к административной ответственности в случае выявления нарушений положений постановления.
По результатам санитарно-эпидемиологических расследований на основании статей 29, 50 Федерального закона ФЗ-52 должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам, юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Требованиями пункта 2 статьи 24 Федерального закона №52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить, либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В судебном заседании установлено, что АО «Ольшанский карьер» зарегистрировано в качестве юридического лица с 21.06.2002.
АО «Ольшанский карьер» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребназдора по Липецкой области №391/08-07 от 25.05.2021 28 июня 2020 года в 11 часов 00 минут проведена проверка деятельности АО «Ольшанский карьер» по выполнению требований санитарного законодательства по адресу: Липецкая область, г. Елец, пер. Томский, дом №17.
При проведении проверки выявлено, что в АО «Ольшанский карьер» нарушаются условия обеспечения безопасности работников промышленного предприятия в период ограничительных мероприятий при наличии рисков инфицирования COVID-19, что выражается в следующем: в санитарно-бытовых помещениях, располагающихся на первом этаже административного здания АО «Ольшанский карьер» нет отметок социального дистанцирования (на полу помещений отсутствуют разделительные полосы на расстоянии не менее 1,5 м.; отсутствует укладка с запасом одноразовых масок, дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток; санитарно-бытовые помещения не оснащены бактерицидным облучателем воздуха рециркуляторного типа; в местах установок моечных раковин отсутствуют санитайзеры, антисептики, моющие средства; не представлены свидетельства о государственной регистрации на используемые дезинфицирующие средства; в наличии 4 бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа, но они используются только в административном здании в определенных помещениях, обеззараживание заявленной площади помещений данным количеством облучателей воздуха рециркуляторного типа не подтверждено- график обработок отсутствует; на рабочих местах, в местах установок моечных раковин транспортного цеха, дробильно-обогатительной фабрики, механо-ремонтной мастерской отсутствуют дезинфицирующие салфетки, кожные антисептики для обработки рук, моющие средства; не подтвержден документально факт обеспеченности работающих гигиеническими масками в достаточном количестве при условии смены масок 3-4 часа.
На момент рассмотрения дела указанные нарушения устранены.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей АО «Ольшанский карьер», должностного лица, протоколом по делу об административном правонарушении, выписками из ЕГРЮ и Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Уставом АО «Ольшанский карьер», распоряжением о проведении проверки.
В действиях АО «Ольшанский карьер» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вина АО «Ольшанский карьер» в совершении административного правонарушения полностью подтверждается собранными по делу доказательствами.
Правонарушение АО «Ольшанский карьер» совершило в форме бездействия по неосторожности, так как предприятие не предвидело возможность наступления вредных последствий своих действий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения АО «Ольшанский карьер» к административной ответственности не истек.
Санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа либо приостановления деятельности.
Вместе с тем, при определении меры административного наказания принимаю во внимание следующие обстоятельства.
Согласно статье ст. 4.1.1. КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Поскольку АО «Ольшанский карьер» является субъектом среднего предпринимательства, административное правонарушение совершило впервые, нарушения не повлекли причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, полагаю возможным назначить АО «Ольшанский карьер» в соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 29.9-29.11, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░░░. ░░░░░░░, ░.17 (░░░ №***, ░░░░ №***), ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░ 2021 ░░░░.