Дело №12-516/2019 мировой судья Щетинкин Е.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
6 ноября 2019 года г. Чебоксары
Судья Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Мордвинов Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Григорьева А.А. на постановление мирового судьи судебного участка №7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Международный Аэропорт Чебоксары»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №7 Калининского района г. Чебоксары от 19 сентября 2019 года производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Международный Аэропорт Чебоксары» (далее – Общество, юридическое лицо) прекращено по основанию, предусмотренному ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Общество, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освобождено от административной ответственности с объявлением устного замечания.
На данное постановление заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары принесен протест. В протесте прокурор просит отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на отсутствие законных оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения.
Изучив доводы протеста и материалы дела, заслушав объяснения прокурора – помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары Александровой Н.В., поддержавшей протест, защитников Ким А.В. и Крыловой О.В., возражавших против удовлетворения протеста, прихожу к следующему.
Статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары 19 июля 2019 г. в отношении Общества проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки установлено, что 18 сентября 2018 г. между Обществом в лице генерального директора ФИО3 и ФИО4 заключён трудовой договор №, в соответствии с которым последняя с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты>, о чем был издан приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ
Ранее ФИО4 замещала должность федеральной государственной службы, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, являясь участковым уполномоченным полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних <данные изъяты> по <адрес> (дата увольнения ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам проверки прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары сделан вывод о том, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" генеральным директором Общества - ФИО3 не сообщено в Министерство внутренних дел по Чувашской Республике в десятидневный срок о заключении трудового договора с ФИО4, замещавшей ранее должность федеральной государственной службы.
29 августа 2019 г. постановлением заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в отношении Общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для признания мировым судьей судебного участка №7 Калининского района г. Чебоксары постановлением от 19 сентября 2019 г. Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем, учитывая, что ФИО4 была уволена из Общества 28 сентября 2018 г., то есть до истечения срока для направления уведомления, мировой судья пришёл к выводу о том, что бездействие Общества не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции, и признал допущенное последним нарушение малозначительным.
Между тем выводы мирового судьи не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу частей 1 и 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Предусмотренной частью 4 статьи 12 названного закона обязанности работодателя корреспондирует закрепленная в части 2 этой статьи обязанность гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 данной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
В ходе производства по настоящему делу защитники Ким А.В. и Крылова О.В. указывали на то, что в трудовой книжке не была указана должность ФИО4, данные обстоятельства отражены и в возражении на протест.
При трудоустройстве в Общество ФИО4 была предъявлена трудовая книжка, в которой отсутствовали сведения о занимаемых ею в период службы в Министерстве внутренних дел по Чувашской Республике должностях. В трудовой книжке содержалась лишь запись о прохождении службы в органах внутренних дел непрерывно <данные изъяты>.
Кроме того, в уведомлениях Общества в адрес Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения поступлении которого отсутствуют, и от ДД.ММ.ГГГГ №, поступившем адресату ДД.ММ.ГГГГ, Общество указывало на отсутствие сведений в отношении ФИО4 о занимаемой должности в Министерстве внутренних дел по Чувашской Республике.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств того, что гражданин при заключении трудового договора сообщил работодателю полные сведения о последнем месте службы, а именно, о занимаемых должностях в период службы в органах внутренних дел.
Следовательно, у Общества отсутствовали сведения о том, что ФИО4 ранее замещала должность федеральной государственной службы, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отсутствие у работодателя сведений о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым, с учетом того, что обязанность по сообщению сведений о замещаемой гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в Перечни, возложена на бывшего государственного (муниципального) служащего, невыполнение данной обязанности указанным лицом при отсутствии у работодателя сведений о ранее замещаемой им должности государственной (муниципальной) службы, включенной в Перечни (например, отсутствие указанных сведений в трудовой книжке, документах воинского учета, военном билете, заполняемой гражданином при трудоустройстве анкете), свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения работодателя к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (части 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Изложенное также согласуется с правовым подходом, сформулированным Верховным Судом Российской Федерации в пунктах 6 и 7 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016.
В частности, в пункте 7 названного Обзора обращено внимание на установленный частью 3 статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации запрет требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Положения Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" не возлагают на работодателя, заключающего трудовой договор с бывшим государственным или муниципальным служащим, обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного или муниципального служащего, занимаемой им ранее.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 сентября 2019 года подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Протест заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Григорьева А.А. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 сентября 2019 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Международный Аэропорт Чебоксары» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Протест заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Григорьева А.А. оставить без удовлетворения.
Судья Е.Н. Мордвинов