Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-505/2024 (2-3099/2023;) ~ М-3122/2023 от 12.12.2023

Дело № 2-505/2024 (№ 2-3099/2023)

УИД 42RS0002-01-2023-004307-05

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Белово Кемеровская область- Кузбасс 7 мая 2024 года


Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Логвиненко О.А.

при секретаре Каториной Е.М.,

с участием: представителя истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Земченкова Н.А.,

- представителя ответчика по доверенности отДД.ММ.ГГГГ Агалаковой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Греховой НН к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

НН обратилась в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что жилой дом по <адрес> принадлежит ей, Греховой НН, на праве собственности на основании решения Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за .

В указанном доме она стала постоянно проживать с больными родителями с 2000 года, в связи с постоянным уходом. После их смерти оформила наследственные права на дом и проживает по настоящее время.

Дом находится на территории горного отвода, ликвидированного АООТ «Шахта «Пионерка» в зоне влияния горных работ.

Дом стал ветхим и непригодным для проживания, имеет деформации, по-стоянно подтапливается грунтовыми водами. Производимый ремонт дома к положительным результатам не приводит. По данным Филиала БТИ Беловского городского округа и ведовского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ физический износ дома составляет 98 %.

Считает, что причиной ветхого состояния дома являются горные работы ликвидированной шахты «Пионерка».

При обращении в Администрацию Беловского городского округа с просьбой о включении в списки жильцов, которым должна быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ей было разъяснено, что внесение в дополнительные списки осуществляется после получения в специализированной организации заключения о степени влияния горных работ на техническое состояние дома.

При обращении в специализированную организацию ООО «Научный центр Горной Геомеханики и Маркшейдерского Дела» <адрес>, ей был дан ответ, что данные заключения выдаются на основании определения суда о проведении экспертизы.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования.

Пунктом 8 указанного постановления предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечений занятости населения шахтерских городов и поселков среди которых:

а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности;

б) содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию про-грамм местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно п. 3 указанных правил, иные межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетом шахтерских городов и поселков, в том числе и Администрации Беловского городского округа.

В соответствии с п. 5 Правил, иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, одним из которых является содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Согласно п. 8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ. Одним из оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является:

- проживание гражданина в неучтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.

В соответствии с п.11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Размер социальной выплаты предоставляемой гражданину в соответствии с п. 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с п. 10 Правил и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания граждан переселяемым из ветхого жилья.

Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, в соответствии с п. 10 Правил, для одиноких граждан составляет 33 кв. м.

В соответствии с п. 12 Правил, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме устанавливаемой Министерством энергетики РФ

Гражданин в пределах срока действия такого договора имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть) либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Из приведенных норм следует, что право на предоставление социальных выплат возникает при наличии следующих условий: признании жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченных иным жильем.

Согласно ст. 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом.

На основании изложенного в соответствии со статьями 11 ГК РФ, Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь ст.ст. 131-132 ГПК РФ, просит:

1. Обязать Администрацию Беловского городского округа, включить Грехову НН, в список граждан подлежащих переселению из сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Пионерка», жители которых имеют право на содействие в приобретении жилья взамен сносимого, за счет средств Федерального бюджета выделяемых на ликвидацию шахт, в качестве проживающей в жилом доме по <адрес>

2. Обязать Администрацию Беловского городского округа заключить с Греховой НН договор на предоставление социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, как гражданину подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности.

3. Назначить проведение судебной экспертизы в ООО «Научный центр Горной Геомеханики и Маркшейдерского Дела» <адрес> на определение степени влияния горных работ на техническое состояние жилого дома по <адрес>

Истец НН, извещенная надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без своего участия.

В судебном заседании представитель истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Земченков Н.А. поддержал, дал суду пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении. Кроме того, пояснил, что моментом принятия решения о ликвидации шахты «Пионерка» следует считать дату, указанную в решении Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено признать ликвидируемого должника- АООТ Шахта «Пионерка» банкротом и открыть конкурсное производство. Пояснил, что оплата услуг экспертов истцом произведена.

Представитель ответчика- Администрации Беловского городского округа по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Агалакова Г.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, считает, что истцом должны быть представлены доказательства того, что жилой дом подработан горными работами ликвидированной шахты, а именно заключение специализированной организации, а также доказательства проживания в жилом доме на момент ликвидации шахты. Пояснила, что при предоставлении истцом таких доказательств, против удовлетворения исковых требований возражать не будет.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерства энергетики Российской Федерации, извещенного надлежащим образом о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Представителем третьего лица по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ МАА в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому у Администрации Беловского городского округа <адрес>- Кузбасса нет правовых оснований для включения истца в Список граждан, заключения договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- ФГБУ «ГУРШ», извещенного надлежащим образом о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав участников судебного заседания, показания свидетелей ЧЕС, КЛМ, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Беловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску НН к Администрации Беловского городского округа о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования жилой дом общей площадью кв.м., жилой площадью кв.м. с кадастровым номером расположенный по <адрес> принадлежит по праву собственности истцу НН (л.д. 11-16).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Греховой Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по праву собственности принадлежит здание жилого дома, площадью .м., с кадастровым номером расположенный по адресу<адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрациил.д. 22-23).

Указанной выпиской из ЕГРН также подтверждается, что иных жилых помещений в собственности у Греховой Н.Н. не имеется.

Согласно справке, выданной Филиалом БТИ Беловского городского округа и Беловского муниципального района ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» ДД.ММ.ГГГГ за , по данным правовой регистрации объектов недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ Грехова Н.Н. не числится собственником объектов недвижимого имущества <адрес>

Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ здание жилого дома (лит. А) по <адрес>, год постройки – ДД.ММ.ГГГГ имеет износ (л.д. 79-86).

Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ здание жилого дома (лит. А) по адресу<адрес> год постройки – ДД.ММ.ГГГГ имеет износ (л.д. 71-78).

Как следует из домовой книги, по <адрес> Грехова Н.Н. зарегистрирована в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-29).

Согласно справке ГБУЗ «Беловская городская многопрофильная больница» от ДД.ММ.ГГГГ Грехова Н.Н. проживала с больной матерью ТРП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и осуществляла уход постоянно за родителями в течение всей их жизни до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

Согласно справке заведующего ст. «Шахтер» Грехова Н.Н. действительно работала с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год на стадионе «Шахтер» по соглашению рабочей по пошиву и ремонту спортивной продукции и проживала по адресу<адрес>

Согласно заключению ООО «Научный центр горной геомеханики и маркшейдерского дела ДД.ММ.ГГГГ даны ответы на поставленные вопросы:

Вопрос «Каково техническое состояние жилого дома, расположенного <адрес> создаёт ли указанный дом угрозу жизни и здоровью проживающих в нём граждан?»

Согласно п. 2.2 «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:

  • каменные дома с физическим износом свыше 70 %;

  • деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.

Жилой дом по адресу: <адрес> на основании данных технического паспорта БТИ инвентарный от ДД.ММ.ГГГГ, имеет физический износ то есть является ветхим.

По вопросу, создаёт ли указанный дом угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нём, принимает решение только межведомственная комиссия, согласно п. 7 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённое Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года»..

Вопрос «Подработан ли жилой дом, расположенный по <адрес> горными работами ликвидированной АООТ «Шахта Пионерка», если да, то оказало ли подрабатывание территории влияние на техническое состояние жилого дома?»

Анализом горно-геологических материалов ликвидированного АООТ «Шахта «Пионерка» установлено, что жилой дом по адресу<адрес> находится в зоне влияния подземных горных работ ликвидированного АООТ «Шахта «Пионерка».

Согласно выполненным расчётам, приведённым в таблице 3.1 раздела 3, подземные горные работы ликвидированного АООТ «Шахта «Пионерка» повлияли на техническое состояние жилого дома по <адрес> с суммарными горизонтальными деформациями земной поверхности, превышающими допустимые значения.

Вопрос «Пригоден ли жилой дом, расположенный но <адрес> для дальнейшего проживания по критериям безопасности?»

Согласно и. 2.2 «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:

- каменные дома с физическим износом свыше 70 %;

- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.

Жилой дом по адресу: <адрес> на основании данных технического паспорта БТИ инвентарный от ДД.ММ.ГГГГ, имеет физический износ 68 %, то есть является ветхим.

Причиной ветхого состояния жилого дома по адресу:

<адрес> является комплекс влияющих факторов: негативное воздействие морозного пучения грунта на фундамент здания, отсутствие конструктивных мер защиты строения до начала ведения подземных горных работ, подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ликвидированного АООТ «Шахта «Пионерка», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения.

Следовательно, техническое состояние жилого дома по <адрес> находится в причинно-следственной связи с ведением подземных горных работ ликвидированного АООТ «Шахта «Пионерка».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения подземных горных работ ликвидированного АООТ «Шахта «Пионерка», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение относится к категории ветхих (л.д. 131-188).

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении», заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.

Суд, проанализировав результаты судебной экспертизы, исходит из того, что эксперты, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертное заключение содержит сведения о специальности и квалификации экспертов, мотивированные и полные выводы по поставленным вопросам со ссылкой на источники получения необходимой информации и использованных методов исследования.

Между тем, указанное заключение судебной экспертизы, оценивается судом наряду с другими доказательствами по делу, учитывая относимость, допу-стимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, поскольку экспертные заключения не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд полагает указанное экспертное заключение относимым и допустимым доказательством по делу, поскольку выводы экспертов подтверждаются иными, имеющимися в материалах дела письменными доказательствами. Не доверять заключению экспертов у суда оснований не имеется.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что АООТ шахта «Пионерка» прекратило деятельность в связи с его ликвидацией ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99-103). Кроме того, согласно решению Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу ликвидируемый должник – Акционерное общество открытого типа шахта «Пионерка» признан несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.

Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» и принятыми в его развитие Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , вступившего в силу со дня официального опубликования- ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абзацами 1-3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

реструктуризация угольной промышленности - комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в целях создания эффективно функционирующих организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера;

финансовое обеспечение реструктуризации угольной промышленности - финансовые средства, направляемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на выполнение мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности, а также на обеспечение развития и устойчивого функционирования организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в целях удовлетворения потребности экономики и населения в топливе.

Согласно абзацам 1-3 части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (в редакции закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) государственное регулирование и финансирование реструктуризации угольной промышленности основывается на следующих принципах:

самостоятельность определения организациями по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) своей производственной и социальной политики в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

государственное финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и формированию социальной политики в отношении уволенных работников и других категорий лиц до завершения ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, шахтостроительных организаций или организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), если часть акций указанных шахт (разрезов) и организаций находилась в федеральной собственности в период их ликвидации, или до завершения ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, преобразованных в соответствии с решениями Совета Министров РСФСР или Президента Российской Федерации в акционерные общества, или до завершения ликвидации в связи с банкротством шахт (разрезов) угольной промышленности или организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), пакеты акций которых, находившиеся в федеральной собственности, вносились по решению Правительства Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ, или до завершения ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности или организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), пакеты акций которых, находящиеся в федеральной собственности, были проданы, или до завершения ликвидации подразделений военизированных аварийно-спасательных частей.

Во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности принято Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования».

В пункте 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (действующим до ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент предъявления истцом искового заявления) утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

В соответствии с пунктами 5, 8 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых, списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (п. 8 Правил).

Орган местного самоуправления шахтерского города заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п. 12 Правил).

По смыслу п. 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящего в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения гонных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики» утверждена прилагаемая государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики», в приложении 36 к которой приведены Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Из пункта 10 Приложения к Правилам предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков следует, что орган местного самоуправления заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - договор), по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета <адрес> - Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», которые устанавливают порядок, условия предоставления и распределения субсидий из бюджета <адрес> бюджетам муниципальных образований <адрес> в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - субсидии из областного бюджета).

В силу п. 4 указанных Правил предоставления и распределения субсидий из бюджета <адрес> бюджетам муниципальных образований <адрес> субсидии из областного бюджета предоставляются на основании отбора муниципальных образований <адрес> в соответствии с критерием, указанным в пункте 5 настоящих Правил.

Критерием отбора муниципальных образований <адрес> для предоставления субсидий из областного бюджета является наличие на территории муниципального образования <адрес> граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных в рамках реструктуризации угольной промышленности в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами ликвидации угольных шахт и разрезов (далее - ветхое жилье) (пункт 5).

Согласно п. 8 указанных Правил предоставления и распределения субсидий из бюджета <адрес> - Кузбасса бюджетам муниципальных образований <адрес> – Кузбасса… для участия в отборе уполномоченный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования <адрес> - Кузбасса ежегодно до 1 февраля текущего года направляет в Министерство заявку на предоставление субсидии из областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период с приложением следующих документов:

а) утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подлежащих переселению, составленный на основании утвержденных проектов ликвидации угольных шахт и разрезов, устанавливающий размер социальной выплаты по каждой семье, согласованный с Министерством энергетики Российской Федерации;

б) план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидии из областного бюджета (далее - план-прогноз ежемесячного переселения граждан), утвержденный <адрес> – Кузбасса.

В силу пунктов 22, 23 указанных Правил предоставления и распределения субсидий из бюджета <адрес> - Кузбасса бюджетам муниципальных образований <адрес> – Кузбасса… социальные выплаты предоставляются при условии, что:

гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) органу местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты;

гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;

проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

В силу п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса (далее по тексту- ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абзац второй п. 2 ст. 218 и п. 4 ст. 1152 ГК РФ).

В п. 1 ст. 1110 ГК РФ закреплено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного Кодекса не следует иное.

В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Таким образом, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику с момента открытия наследства.

Поскольку из обстоятельств дела следует, что право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в период, предшествующий ликвидации АООТ шахта «Пионерка» ДД.ММ.ГГГГ, принадлежало правопредшественнику истца- её отцу ТНП, умершему ДД.ММ.ГГГГ, приобретено истцом в порядке наследования, то спорное недвижимое имущество считается приобретенным ею в порядке универсального правопреемства, что было установлено Беловским городским судом <адрес> при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Греховой Н.Н. к Администрации Беловского городского округа о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, поэтому в силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела.

То обстоятельство, что на день принятия решения о ликвидации шахты истец Грехова Н.Н. не являлась собственником жилого дома по адресу: <адрес> не исключает возможность включения его в список граждан, подлежащих переселению и предоставление ей в дальнейшем социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, поскольку она является универсальным правопреемником такого собственника.

Свидетели ЧЕС, КЛМ в судебном заседании подтвердили, что истец Грехова Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно проживает по адресу: <адрес> проживала сначала с родителями, а после их смерти проживает одна.

Сведения, которыми располагают свидетели, известны им лично, не доверять показаниям свидетелей у суда оснований не имеется, поэтому суд считает, что их показания соответствуют требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ и могут быть приняты судом в качестве доказательств по делу.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт проживания истца Греховой Н.Н. на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности в неучтенном при разработке проекта ликвидации угольной шахты- АООТ Шахта «Пионерка» доме, являющимся ветхим и непригодным для проживания жильем, который также является единственным ей принадлежащим жилым помещением.

Таким образом, проанализировав собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, требований, учитывая отсутствие возражений стороны ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования Греховой Н.Н. к Администрации Беловского городского округа подлежат удовлетворению.

Прочие доводы и возражения сторон не могут быть приняты во внимание судом в виду необоснованности и поскольку не имеют существенного значения для дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Греховой Натальи Никифоровны к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты удовлетворить.

Обязать Администрацию Беловского городского округа (ИНН 4202007430) включить Грехову НН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ), в список граждан подлежащих переселению из сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Пионерка», жители которых имеют право на содействие в приобретении жилья взамен сносимого, за счет средств Федерального бюджета выделяемых на ликвидацию шахт, в качестве проживающей в жилом <адрес>

Обязать Администрацию Беловского городского округа (ИНН 4202007430) заключить с Греховой НН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) договор на предоставление социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, как гражданину подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ


Судья О.А. Логвиненко




2-505/2024 (2-3099/2023;) ~ М-3122/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Грехова Наталья Никифоровна
Ответчики
Администрация Беловского городского округа
Другие
Земченков Николай Алексеевич
Министерство энергетики Российской Федерации
Министерство угольной промышленности Кузбасса
ФГБУ"ГУРШ"
Суд
Беловский городской суд Кемеровской области
Судья
Логвиненко О.А.
Дело на странице суда
belovskygor--kmr.sudrf.ru
12.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2023Передача материалов судье
14.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2024Подготовка дела (собеседование)
09.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2024Судебное заседание
04.04.2024Производство по делу возобновлено
11.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее