Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2022 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,
с участием прокурора Никитиной Е.С.,
представителей административного истца Урванцевой О.Г., Якубяк Ю.Ю.,
представителя Думы г.о.Самара Плаксюк С.А.,
представителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара Дубовицкой Е.И.,
представителя Главы г.о.Самара Кривошей Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-728/2022 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Аква-Строй» к Думе городского округа Самара об оспаривании в части нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Думы городского округа Самара от 08 августа 2019 года № 444 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районного городского округа Самара.
Пункт 7 части 1 статьи 5 Правил благоустройства указывает, что работы по содержанию и благоустройству территории городского округа в порядке, определенном настоящими Правилами, осуществляют на участках теплотрасс, воздушных линий электропередачи, газопроводов и других инженерных сетей и коммуникаций – собственники, владельцы или пользователи, если указанные объекты переданы им на каком-либо праве.
ООО «Аква-Строй» обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим пункт 7 части 1 статьи 5 Правил благоустройства территории г.о.Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 08 августа 2019 года № 444 со дня его принятия, обязать Думу городского округа Самара в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать в официальном средстве массовой информации или в средстве массовой информации, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сведения о настоящем решении суда.
В обоснование требований общество указало, что ему на праве собственности принадлежит магистральный водопровод Д-500 мм, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 2353 м, кадастровый номер №. Водопровод расположен в границах нескольких земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию г.о.Самара. В нарушение действующего законодательства, неизвестными лицами была осуществлена посадка зеленых насаждений в границах указанного земельного участка, в охранной зоне водопровода, непосредственно над местом прохождения трассы линейного сооружения. Посадка зеленых насаждений непосредственно над местом пролегания трассы водопровода повлечет в дальнейшем повреждение водопровода, что, в свою очередь, приведет к приостановке водоснабжения микрорайона Крутые Ключи и ЖК «Шведская Слобода». Прокуратура Красноглинского района г.о.Самара в ответ на обращение административного истца, указала, что работы по содержанию и благоустройства территории городского округа в порядке, определенном Правилами благоустройства, осуществляют на участках инженерных сетей и коммуникаций – собственники, владельцы или пользователи, если указанные объекты переданы им на каком-либо праве. Общество полагает, что оспариваемая норма противоречит ст.ст.210, 261 ГК РФ, 42 ЗК РФ. Возложение на владельцев инженерных сетей, не являющихся собственником земельного участка, на котором находятся эти коммуникации, обязанности по обеспечению своевременной вырубки деревьев и кустарников, обрезке ветвей на не принадлежащем ему земельном участке, противоречит нормам федерального законодательства и не входит в компетенцию представительного органа муниципального образования.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности от 21 февраля 2022 года Урванцева О.Г. и по доверенности от 17 января 2022 года Якубяк Ю.Ю. поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным выше.
Представитель административного ответчика Думы городского округа Самара по доверенности 26 апреля 2021 года № 190-д Плаксюк С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что оспариваемое решение принято в соответствии с нормами действующего федерального законодательства и законодательства Самарской области, не нарушает права и законные интересы заявителя. Оспариваемая норма по своему смыслу не обязывает третьих лиц содержать земельные участки, не принадлежащие им на каком либо праве, обязанность по содержанию участков теплотрасс, воздушных линий электропередачи, газопроводов и других инженерных сетей и коммуникаций возложена именно на лиц, которым эти участки принадлежат на каком либо праве.
Представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара по доверенности от 30 декабря 2021 года № 1-03/2-06-01/19875 Дубовицкая Е.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что оспариваемая норма не противоречит действующему федеральному законодательству, относится к понятиям лиц, осуществляющих работы по содержанию и благоустройству. Обязанность осуществлять весь комплекс агротехнических мер по уходу за зелеными насаждениями и т.д. законодатель возложил на собственников земельных участков специальной нормой – ст.31 Главы 7 Правил благоустройства.
Представитель Главы городского округа Самара по доверенности от 03 января 2021 года № 1-01/00-01 Кривошей Д.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что оспариваемая норма не противоречит положениям федерального законодательства, так как не возлагает на третьих лиц, не обладающих каким-либо правом на земельные участки, обязанности по содержанию этого земельного участка и не применяется к истцу. Нормы Правил благоустройства обязывают содержать земельные участки, в том числе и осуществлять снос зеленых насаждений, только лиц, у которых эти земельные участки находятся в собственности или принадлежат им на каком-либо праве.
Представители Администрации Красноглинского, Советского, Железнодорожного, Кировского, Промышленного, Октябрьского, Самарского, Ленинского, Куйбышевского внутригородских районов городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представители Администрации Красноглинского, Ленинского, Самарского, Железнодорожного, Советского, Кировского, Куйбышевского внутригородских районов городского округа Самара представили письменные отзывы, в которых просили отказать в удовлетворении заявленных требований, поддерживая позицию административного ответчика.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего подлежащим удовлетворению заявленные административные исковые требования, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.25 ч.1 ст.16 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа
Согласно п.п.36, 38 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населённых пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
На основании п.11 ч.10 ст.35 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, пп. и.2 п.5 ст.23 Устава городского округа Самара, утверждение правил благоустройства территории городского округа Самара отнесено к исключительным полномочиям Думы городского округа Самара, являющейся в соответствии со ст.22 Устава городского округа Самара представительным органом муниципального образования – городской округ Самара с внутригородским делением.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования - это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В связи с изложенным, Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара утверждены решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 года № 444 уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара, в рамках установленной компетенции.
Решение Думы городского округа Самара от 08.08.2019 года № 444 опубликовано в газете «Самарская газета» от 13.08.2019 года № 157.
Административным истцом не оспаривается процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и порядок его опубликования.
Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районного городского округа Самара разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Самара Самарской области, иными нормативными правовыми актами, СНиПами, ГОСТами.
Правила устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов благоустройства, надлежащему содержанию территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц и направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории городского округа.
Инженерные сети и коммуникации (подземные и наземные) – комплекс инженерных систем, прокладываемых на территории и в зданиях, используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, кондиционирования, телефонизации с целью обеспечения жизнедеятельности.
Пункт 7 части 1 статьи 5 Правил благоустройства указывает, что работы по содержанию и благоустройству территории городского округа в порядке, определенном настоящими Правилами, осуществляют на участках теплотрасс, воздушных линий электропередачи, газопроводов и других инженерных сетей и коммуникаций – собственники, владельцы или пользователи, если указанные объекты переданы им на каком-либо праве.
Из материалов дела следует, что ООО «Аква-Строй» является собственником магистрального водопровода Д-500 мм, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 2353 м, кадастровый номер №. Водопровод расположен в границах нескольких земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию г.о.Самара, что подтверждается договором купли-продажи от 01 июня 2012 года, заключением кадастрового инженера от 04 апреля 2022 года № 22.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г.о.Самара.
Кадастровым инженером установлено, что в границах указанного земельного участка по адресу: <адрес>, между ул.Мира и ул.Маршала Устинова, вдоль бульвара Ивана Финютина расположены сети магистрального водопровода и канализации, кадастровый номер №, принадлежащего ООО «Аква-Строй». В ходе наложения координат расположения сети магистрального водопровода, канализационной сети и координат расположения зеленых насаждений, было установлено нахождение указанных зеленых насаждений в охранной зоне линейной сети (кадастровый номер №), на расстоянии менее одного метра от сетей, в нарушение приказа Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации».
Из сообщений Администрации Красноглинского внутригородского района г.о.Самара, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара следует, что санитарные мероприятия по выносу зеленых насаждений из охранной зоны водопровода должны осуществляться собственником водопровода, в соответствии с Правилами благоустройства.
Суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку возлагает, на него обязанность по содержанию и благоустройству территории на участках коммуникаций и инженерных сетей.
Согласно п.1 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок осуществления права собственности определяется гражданским законодательством.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.3 ГК РФ, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии ним иных федеральных конов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым Правила благоустройства не относятся, или договором.
В силу пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи (владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования), землевладельцы (владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения) и арендаторы земельных участков.
Исходя из положений статей 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных законоположений, а также предписаний Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статей 37 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанность по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в собственности или владении на основании договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который включены: водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п.п.2, 3).
Договор по содержанию территории, на котором расположены сети водопровода, с административным истцом не заключался.
Говоря об охранных зонах, федеральный законодатель устанавливает в числе прочих охранную зону объектов систем газоснабжения, охранную зону электрических сетей (ЛЭП), охранную зону железных дорог, охранную зону теплоснабжения, охранную зону инженерных сетей (коммуникаций), охранную зону водопровода, охранную зону кабельных линий и охранную зону трубопроводов (статья 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом по смыслу Земельного кодекса Российской Федерации особенностью охранных зон является порядок пользования земельным участком. Земельные участки в границах охранных зон у собственников не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (ограничивающего или запрещающего те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон).
Согласно ч.2 ст.12 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Оспариваемые обществом, являющимся собственником объектов, размещение которых в силу ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации допускается на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, положения Правил благоустройства устанавливают для него дополнительное бремя по содержанию не принадлежащего ему имущества, что может устанавливаться только федеральным законом или договором.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у административного ответчика не имелось полномочий для урегулирования рассматриваемого вопроса.
Доводы административного ответчика о том, что оспариваемые положения Правил благоустройства возлагают обязанности проведения работ по содержанию и благоустройству территории на собственников или законных владельцев земельных участков, суд полагает необоснованными, поскольку из буквального прочтения нормы следует, что указанная обязанность возложена на собственников, владельцев или пользователей водопроводов и других инженерных сетей.
Одновременно суд считает подлежащим удовлетворению требования административного истца о признании недействующим п.7 ч.1 ст.5 Правил благоустройства в части слов «других инженерных сетей и коммуникаций», поскольку в этой части затрагиваются права и законные интересы административного истца, который является собственником магистрального водопровода.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части, со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемая норма Правил благоустройства применялась ранее, суд полагает, что она подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ООО «Аква-Строй» к Думе городского округа Самара об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 7 части 1 статьи 5 в части слов «других инженерных сетей и коммуникаций» Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 8 августа 2019 года № 444.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Самарская Газета» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 04 мая 2022 года.
Судья: М.А.Панкова