Дело № 2-986/2020
УИД 16RS0041-01-2020-003447-53
Учёт 2.175
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года город Лениногорск Республики Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ивановой С.В., при секретаре судебного заседания Касимовой Э.М., с участием истца Матвеева А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеев А.К. к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «Мичуринское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан об установлении родственных отношений, об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, о включении земельного участка в состав наследственной массы, о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л :
Матвеев А.К. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «Мичуринское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан об установлении родственных отношений, об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, о включении земельного участка в состав наследственной массы, о признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1 Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности на землю, ФИО1 был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок 5А, в пожизненно наследуемое владение. При жизни наследодатель ФИО1 не успела оформить право собственности на вышеуказанное имущество в соответствии с действующим законодательством. После смерти ФИО1 наследником является её дочь ФИО3, других наследников не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3 При жизни ФИО3 в нотариальные органы с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на вышеуказанный земельный участок не обращалась, право собственности на земельный участок не оформляла. Однако она фактически приняла наследство в виде вышеуказанного земельного участка, так как пользовалась им, использовала его по назначению, пользовалась предметами домашнего обихода, несла расходы по содержанию и сохранности земельного участка. Таким образом, ФИО3 фактически приняла наследство, открывшееся после смерти матери ФИО1
После смерти ФИО3 наследником по завещанию является истец Матвеев А.К., который обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в принятии заявления ему было отказано, поскольку право собственности надлежащим образом не было оформлено и он не смог документального подтвердить факт принадлежности его ФИО3 Кроме того, ему необходимо доказать родственные отношения между ФИО1 и ФИО3, так как по вине работников ЗАГСа в свидетельстве о рождении ФИО3 имя матери записано ошибочно как «ФИО6» вместо правильного «ФИО7». В связи с указанной ошибкой необходимо установить факт принадлежности правоустанавливающих документов – свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Мичуринским сельским Советом, и выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной муниципальным образованием «Мичуринское сельское поселение», так как в вышеназванных документах на имя правообладателя ФИО1, ошибочно указано имя «ФИО6». Каких либо документов, подтверждающих смену имени ФИО1 не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, Матвеев А.К. просит суд установить, что ФИО3, умершая ДД.ММ.ГГГГ, приходится родной дочерью ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Установить факт принадлежности правоустанавливающих документов: свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Мичуринским сельским Советом, и выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной муниципальным образованием «Мичуринское сельское поселение» ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Включить в состав наследственной массы после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок 5А. Признать за Матвеев А.К. право собственности в порядке наследования на земельный участок расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок 5А, после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, фактически принявшей, но неоформившей своих наследственных прав после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Матвеев А.К. в судебном заседании исковые требования поддержал, дал пояснения согласно иску.
Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Републики Татарстан на судебное заседание не явился, письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.
Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «Мичуринское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования признал.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте слушания данного дела.
Суд, выслушав мнение истца, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта родственных отношений.
Пунктом 5 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
В соответствии со статьей 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в свидетельстве о рождении ФИО3 в графе "мать" записано неверно "ФИО1" (л.д. 21).
В материалах дела имеется копия свидетельства о смерти, где указано имя как «ФИО7».
Допрошенные в суде свидетели ФИО9, ФИО10 подтвердили, что матерью ФИО3 является ФИО2. При жизни они проживали совместно по адресу: <адрес>.
Совместное проживание ФИО1 и ФИО3 подтверждается также справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Главой МО «Мичуринское сельское поселение» (л.д. 12).
В выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) и в свидетельстве на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй выданного Мичуринским сельским Советом (л.д.15-16) имя правообладателя значится «ФИО6», вместо верного «ФИО7».
Факт принадлежности выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй выданного Мичуринским сельским Советом подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), свидетельством о рождении ФИО1 (л.д. 21).
Таким образом, соответствие личностных данных с другими документами, позволяет суду сделать вывод, что выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй, выданы Мичуринским сельским Советом на имя ФИО1, принадлежат ФИО2.
Установление факта принадлежности правоустанавливающего документа имеет для Матвеев А.К. юридическое значение, так как позволяет ему оформить наследственные права.
При таком положении суд считает возможным удовлетворить исковые требования Матвеев А.К. об установлении родственных отношений и об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа.
Разрешая исковые требования в части включения недвижимого имущества в состав наследств и признании на него права собственности за истцом, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания или заключения наследственного договора.
Пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. В силу пункта 4 названной статьи, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Исходя из позиции, изложенной в пункте 8 указанного Постановления при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, надлежащим способом защиты права на наследование до истечения срока принятия наследства являются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, требования о признании права собственности в порядке наследования.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 20). Наследственное дело после смерти ФИО1, не заводилось. Наследником после смерти являлась её дочь ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 21).
Однако ФИО3 в установленный законом шестимесячный срок с заявлением о принятии наследства не обратилась, при этом фактически приняла наследство в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок 5А, так как пользовалась им, использовала его по назначению, пользовалась предметами домашнего обихода, несла расходы по содержанию и сохранности земельного участка.
Согласно свидетельству о смерти, ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3 (л.д.22). Истец является наследником по завещанию (л.д.23). В установленный законом срок Матвеев А.К. обратился в нотариальные органы с заявлением, но в выдаче свидетельства на праве на наследство на земельный участок было отказано, поскольку право собственности не было оформлено надлежащим образом.
Вышеуказанные обстоятельства подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО9, ФИО10 Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется.
При жизни ФИО1 владела и пользовалась вышеуказанным объектом недвижимости как собственник, в установленном порядке свое право собственности не зарегистрировала, что подтверждается выпиской ЕГРН (л.д.18-19), ввиду чего в состав ее наследства указанное имущество включено не было.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что ФИО3 при жизни открыто и постоянно владела и пользовалась вышеуказанным земельным участком как собственник, при этом притязаний третьих лиц не имеется, однако право собственности в установленном порядке не зарегистрировала, считает, что земельный участок по адресу: <адрес>, земельный участок 5А, надлежит включить в состав наследства ФИО3
Поскольку судом спорный земельный участок включен в состав наследства ФИО3, факт принятия истцом наследства после смерти ФИО3 установлен, суд считает возможным признать за истцом право собственности на вышеуказанный земельный участок в порядке наследования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Матвеев А.К., удовлетворить.
Установить родственные отношения между ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, а именно что ФИО3, умершая ДД.ММ.ГГГГ, приходится родной дочерью ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Установить факт принадлежности ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, правоустанавливающих документов: свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Мичуринским сельским Советом, и выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной исполнительным комитетом муниципального образования «Мичуринское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, на имя ФИО1.
Включить в состав наследственной массы после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок 5А.
Признать за Матвеев А.К. право собственности в порядке наследования на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок 5А, после смерти ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, фактически принявшей, но не оформившей своих наследственных прав после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Лениногорского городского суда
Республики Татарстан Иванова С.В.
Мотивированное решение суда составлено 08 сентября 2020 года.
Копия верна: судья Иванова С.В.
Решение вступило в законную силу «__»____________ 2020 г.
Секретарь______________________________________
Подлинник данного документа подшит в деле № 2-986/2020 г., хранящегося в Лениногорском городском суде Республики Татарстан