Дело № 11-57/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Лабинск 29 августа 2019 г.
Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Сафонова А.Е.
при секретаре судебного заседания Пикус М.М.,
с участием представителя от истца – МУП Лабинского городского поселения Лабинского района "Тепловые сети" – Забудько О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Трофимович Ларисы Николаевны на решение мирового судьи судебного участка № 73 города Лабинска Краснодарского края от 13 июня 2019 года по гражданскому делу по иску муниципального унитарного предприятия Лабинского городского поселения Лабинского района "Тепловые сети" к Трофимович Ларисе Николаевне о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию,
установил:
решением мирового судьи судебного участка № 73 города Лабинска Краснодарского края от 13 июня 2019 года удовлетворены исковые требования муниципального унитарного предприятия Лабинского городского поселения Лабинского района "Тепловые сети" (далее – МУП города Лабинска "Тепловые сети") о взыскании с Трофимович Л.Н. задолженности по оплате за тепловую энергию в период с 01 октября 2016 года по 31 октября 2019 года в размере 16676 рублей 72 копейки, а также удовлетворены требования о возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 667 рублей 10 копеек.
Не согласившись с указанным решением, Трофимович Л.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просила суд отменить решение, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в 2006 году Трофимович Л.Н., выполнив все необходимые рекомендации и согласование в органах местного самоуправления, произвела переоборудование принадлежащей ей <...>, в городе Лабинске, установив автономную систему отопления от газового оборудования, после чего, при отсутствии задолженности за коммунальную услугу по отоплению, на основании письменного заявления расторгла договорные отношения с поставщиком тепловой энергии – МУП города Лабинска "Тепловые сети". С 2006 года Трофимович Л.Н. производила оплату поставленного для отопления газа его поставщику на основании показаний учета прибора газа, задолженности по коммунальным платежам не имела. В связи с расторжением договора с МУП города Лабинска "Тепловые сети" Трофимович Л.Н. перестала потреблять коммунальную услугу по отоплению квартиры и не получала поставляемую МУП <...> "Тепловые сети" тепловую энергию. Оспариваемым решением суд в нарушение норм материального права, без доказательств, подтверждающих предоставление истцом услуги по поставке тепловой энергии в квартиру, взыскал с Трофимович Л.Н. задолженность по оплате такой энергии, тем самым возложил на Трофимович Л.Н. обязанность двойной оплаты коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям.
В судебное заседание ответчик Трофимович Л.Н. и её представитель – Фонарева В.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания суда (л.д. 135, 136), не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Руководствуясь частью 4 статьи 167 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и её представителя.
В судебном заседании представитель от истца – МУП города Лабинска "Тепловые сети" – Забудько О.А. (по доверенности – л.д. 134), просила решение мирового судьи судебного участка № 73 города Лабинска Краснодарского края от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Трофимович Л.Н. – без удовлетворения, полагая, что решение суда является законным и обоснованным по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу (л.д. 124-127).
Представитель от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, надлежащим образом извещенный о времени и месте заседания суда, не явился, сведений о причинах неявки не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. В возражениях на апелляционную жалобу (л.д. 122) представитель от третьего лица – Кацук Д.В. (по доверенности – л.д. 123), просил оставить решение мирового судьи без изменения, как законное и обоснованное.
Суд, выслушав представителя от истца, исследовав доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети.
Как установлено в судебном заседании Трофимович Л.Н. является собственником жилого помещения – одной второй доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...> (л.д. 7-8).
Истец МУП города Лабинска "Тепловые сети" как теплоснабжающая организация оказывает услуги по теплоснабжению многоквартирного жилого <...>.
Ответчик Трофимович Л.Н. является абонентом с лицевым счетом 644/3 (л.д. 3).
В 2006 году в квартире было установлено автономное отопление от газового оборудования, путем отключения от централизованной сети отопления истца, что подтвердила ответчик, представив суду документальные доказательства (л.д. 58-101). О факте переоборудования квартиры ответчик уведомила истца письмом (л.д. 81, 105).
После переоборудования квартиры ответчик не получила в установленном порядке разрешение органа местного самоуправления на переустройство жилого помещения (квартиры).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учёта, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
МУП города Лабинска "Тепловые сети" с октября 2016 года произвело расчёт платы за коммунальную услугу-отопление по квартире ответчика на основании норм действующего законодательства РФ, изложенных в Правилах предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила). В силу пункта 40 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 23 февраля 2019 года № 184, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Предыдущая редакция пункта 40 Правил предусматривала, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за её потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Конституционного суда РФ от 28 декабря 2018 года №46-П абзац 2 пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 – 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нём нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за её потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключённом к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
В соответствии с принятым Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 года Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 2019 года № 184 внесены изменения относительно расчётов. Объём (количество) потреблённой за расчётный период тепловой энергии, приходящейся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие i-е жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-е жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществлённого в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определённых схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Подпункт "в" пункта 53 ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, также запрещал потребителю вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 26 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент установки в квартире автономного отопления, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводились с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе – заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).
В соответствии со статьей 28 ЖК РФ завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приёмочной комиссии.
Согласно письму № 1128/02-18 от 07 марта 2019 года и списку, предоставленному администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района (л.д. 40-43), квартира ответчика не значится в списке абонентов, установивших автономное отопление в соответствии со статьями 26 и 28 ЖК РФ.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
В силу части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в статье 154 ЖК РФ и включает, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объёма здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым – невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого, плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 ЖК РФ). Поскольку, обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях, и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.
Согласно пункту 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, запрещено: самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией.
Многоквартирный жилой дом по <...>, в городе Лабинске оборудован системой централизованного отопления, посредством которой производится отопление не только жилых помещений (квартир), но и общего имущества этого многоквартирного жилого дома.
Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения, не является правовым основанием для освобождения потребителя услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению, поскольку указанные собственники остаются потребителями тепловой энергии и не изменяет нормативно введённый порядок предоставления коммунальной услуги и расчёта оплаты за данную услугу, соответствующий Правилам предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователем в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354.
Факт уведомления ответчиком истца об установке в квартире автономного отопительного оборудования не может служить основанием для расторжения договора теплоснабжения в силу пункта 1 статьи 546 ГК РФ, поскольку переустройство (переоборудование) квартиры ответчиком произведено без соблюдения статей 26, 28 ЖК РФ.
Отсутствие подписанного между сторонами договора теплоснабжения не свидетельствует о том, что ответчик не является потребителем тепловой энергии.
Доказательств, подтверждающих переход на автономное отопление с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, ответчик суду первой инстанции не представила.
Незаконность переустройства квартиры подтверждается решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 08 ноября 2016 года по гражданскому делу № 2-1348/2016, вступившим в законную силу 31 января 2017 года, которым Трофимович Л.Н. и ФИО6 – собственники <...>, в городе Лабинске, были обязаны привести квартиру в прежнее до переустройства состояние, касающееся системы газоснабжения, в соответствии с проектным решением по внутридомовому газоиспользующему оборудованию, путем демонтажа самовольно установленного дополнительного газового оборудования (л.д. 25-39).
Признав требования истца обоснованными, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по оплате за тепловую энергию по квартире (пропорционально доле в праве общей долевой собственности) в период с 01 октября 2016 года по 31 октября 2018 года в размере 16767 рублей 72 копейки в соответствии с представленными истцом расчетами (л.д. 9-101, 47-57), которые ответчик не оспорила.
В силу положений статьи 98 ГПК РФ мировой судья правомерно взыскал с ответчика в пользу истца документально подтвержденные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 667 рубля 10 копеек (л.д. 4, 6).
Доводы подателя жалобы о том, что квартира отключена от системы централизованного отопления, в квартире не использовалась тепловая энергия истца с 2006 года, задолженность по оплате за тепловую энергию отсутствовала, не могут быть признаны обоснованными, поскольку собственники квартир в многоквартирном доме в силу приведенных выше положений закона обязаны нести расходы по теплоснабжению, в том числе расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения мировым судьей не допущено.
Поэтому суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого ответчиком решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 73 города Лабинска Краснодарского края от 13 июня 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Лабинского городского поселения <...> "Тепловые сети" к Трофимович Ларисе Николаевне о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Трофимович Ларисы Николаевны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья________________А.Е.Сафонов