Дело № 2 - 27/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Русская Поляна Омской области «21» февраля 2022 года
Русско - Полянский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Прыгуновой Г.Н.,
при секретаре Сошка Ю.А.
с участием представителя истца - ДОН,
представителя ответчика Администрации Русско - Полянского муниципального района Омской области - САЮ,
представителя ответчика МУП «Водник» - СЕМ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Омской области в Русско - Полянском районе к Администрации Русско - Полянского муниципального района, МУП «Водник» о признании деятельности с нарушениями санитарно - эпидемиологического законодательства незаконной, обязании их устранить,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Омской области в Русско - Полянском районе обратился с исковыми требованиями к Администрации Русско - Полянского муниципального района, МУП «Водник» о признании деятельности с нарушениями санитарно - эпидемиологического законодательства незаконной, обязании их устранить, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки в отношении МУП «Водник» были выявлены нарушения на объектах водоснабжения, а именно, на ряде объектов отсутствовало ограждение, на других оно имелось частично, ряд скважин не оборудованы павильонами, в целях предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, что и просили обязать устранить МУП «Водник» и Администрацию Русско - Полянского муниципального района, признав их деятельность в этой части незаконной.
В судебном заседании представитель истца ДОН, заявленные исковые требования уточнила, просила установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, и указав правильный адрес скважины в <адрес>, в остальной части требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Русско - Полянского муниципального района - САЮ, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку требования истца должны быть исполнены только МУП «Водник», как субъектом, использующим источники водоснабжения.
Представитель ответчика МУП «Водник» СЕМ, в удовлетворении исковых требований просила отказать по той причине, что в хозяйственное ведение организации были переданы только объекты водоснабжения, земельные участки под данными объектами не передавались, что делает невозможным ими установление ограждения на земельных участках не находящихся у них в пользовании.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 приведенного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В силу ч. 3 ст. 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарные правила согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 11, 32 Федерального закона N 52-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены СанПиН 2.1.4.1110-02 (далее - СанПиН).
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.5 СанПиН ЗСО организуются в составе трех поясов: в частности: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
В силу п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
3.2.1.4. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки должностными лицами ТО Роспотребнадзора в Русско - Полянском районе выявлен ряд нарушений на источниках водоснабжения Русско - Полянского муниципального района. Так, водоснабжение осуществляется через скважины и водонапорные башни, расположенные по адресам: <адрес>
Указанные объекты, относящиеся к муниципальной собственности, переданы на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в хозяйственное ведение МУП «Водник», что подтверждается актом приема- передачи имущества в хозяйственное ведение из муниципальной казны Русско - Полянского района Омской области и приложениями к нему.
В силу Устава МУП "Водник" является коммерческой организацией, создано в целях оказания услуг по добыче, передаче и реализации водоснабжения населения, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, находящихся на территории Русско - Полянского муниципального района Омской области, предметом деятельности является оказание услуг по водоснабжению, ремонту, техническому обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры.
Согласно Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ в деятельности МУП «Водник» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении вышеуказанных источников водоснабжения, в результате которых создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Так, на момент поверки территория первого пояса зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (скважины) находящиеся по адресам: <адрес>» не огорожена, не озеленена, отсутствовали дорожки к сооружению с твердым покрытием
Зоны санитарной охраны 1-го пояса находящиеся по адресам: <адрес>», огорожены частично.
Отсутствуют сооружение (павильон) оборудованное с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин расположенных по адресам: <адрес>
Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах правового пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Из этого следует, что возложение обязанности по обеспечению санитарной охраны источников водоснабжения, в том числе питьевого, а именно по соблюдению санитарных правил и гигиенических требований в целях защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайного и умышленного загрязнения и повреждения возможно не только на собственника, но и на других лиц, являющихся владельцами водопроводов и водозаборных участков.
Таким образом, суд полагает, что юридическим лицом, владеющим и осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения, является МУП «Водник», которое в рамках осуществления права хозяйственного ведения несет ответственность за организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Поскольку в ходе проведения должностными лицами Роспотребназдора в Русско - Полянском районе проведен осмотр территорий вышеприведенных объектов водоснабжения и выявлены вышеперечисленные нарушения, то суд приходит к выводу, что МУП «Водник» нарушает действующее санитарное законодательство.
При этом ссылка МУП «Водник» на то, что бремя содержания скважин и иных объектов водоснабжения лежит на собственнике, коим является Русско - Полянский муниципальный район, не является основанием для освобождения МУП «Водник», как организации осуществляющей эксплуатацию источников водоснабжения, от обязанностей, предусмотренных СанПиНом.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ТУ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Русско - Полянскому району, а именно признания деятельности МУП «Водник» с нарушениями санитарно - эпидемиологического законодательства, незаконной; возложения обязанности устранения нарушений санитарного законодательства на МУП «Водник».
Учитывая уточненные требования представителя истца об установлении срока исполнения решения суда, с учетом представленных сведений о размере расходов, необходимых для устранения выявленных нарушений, принимая во внимание положения ст. 206 ГПК РФ, суд считает возможным установить срок, в течение которого указанные действия должны быть исполнены ответчиком - до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, суд находит необходимым исключить из перечня скважин, в отношении которых необходимо принять меры, направленные на соблюдение санитарного законодательства, а именно - скважины, расположенной по адресу: <адрес>, ввиду её консервации.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Представитель ТУО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Русско - Полянском районе при подаче иска был освобожден от оплаты госпошлины, принимая во внимание, что исковые требования носят нематериальный характер, направлены в защиту граждан, суд полагает необходимым взыскать с МУП «Водник» госпошлину, согласно требованиям ст. 333.19 НК РФ в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2022 ░░░░