Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2022г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по обеспечению соответствия дороги установленным требованиям,
у с т а н о в и л:
прокурор Промышленного района г.Смоленска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по принятию мер, направленных на проведение ремонтных работ в отношении участка автомобильной дороги, расположенного на перекрестке <адрес>, путем устранения просадок и выбоин дорожного покрытия, указав, что последнее не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения (имеет разрушения, превышающие допустимые размеры).
Представитель прокуратуры Промышленного района г.Смоленска Шишкова Ю.Е. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.
Представитель Администрации г.Смоленска Петкуте Ю.К., возражая против удовлетворения иска, сослалась на то, что возложение на орган местного самоуправления обязанности по проведению соответствующих ремонтных работ является ограничением права Администрации г.Смоленска на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, вмешательством в ее компетенцию, что недопустимо.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОГИБДД УМВД России по г.Смоленску, извещенное о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направило, возражений на иск не представило.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон спора, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа относит автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч.11 ст.5).
В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог – ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичные положения закреплены в п.5 ч.1 ст.41 Устава г.Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №164, которые относят решение данных вопросов к компетенции Администрации города Смоленска.
В соответствии со ст.ст.6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Срок устранения отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см. и более, глубиной 5 см. и более, площадью равной или более 0,06 кв.м., а также повреждений площадью менее 0,06 кв.м., длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м. в зависимости от категории дорог и группы улиц не должен превышать 20 суток.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с постановлением Администрации г.Смоленска от 25.11.2021 №2937-адм «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Смоленска с идентификационными номерами» автомобильные дороги по ул.Тенишевой и по ул.Исаковского г.Смоленска относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения г.Смоленска.
Проведенной прокуратурой Промышленного района г.Смоленска проверкой установлено, что данная автомобильная дорога на перекрестке <адрес>, названным выше требованиям п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 не соответствует – на проезжей части имеются просадки и выбоины дорожного покрытия площадью более 0,06 кв.м., превышающие допустимые размеры. Наличие данных недостатков подтверждено имеющимися в деле письменными доказательствами, в том числе составленным ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г.Смоленску соответствующим актом.
До настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения действующего законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения Администрацией г.Смоленска не устранены (доказательства обратного в деле отсутствуют).
По смыслу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа предполагает полную ответственность органа местного самоуправления за решение названных вопросов, затрагивающих повседневные проблемы населения данного муниципального образования.
Упомянутое выше бездействие Администрации г.Смоленска, сопряженное с нарушением требований действующего законодательства в области надлежащего содержания автомобильных дорог, создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, в связи с чем суд находит иск прокурора Промышленного района г.Смоленска подлежащим удовлетворению и возлагает на Администрацию г.Смоленска обязанность по принятию в срок до 01.07.2022 исчерпывающих мер, направленных на проведение устраняющих имеющиеся разрушения дорожного покрытия ремонтных работ в отношении участка автомобильной дороги на перекрестке ул.Тенишевой и ул.Исаковского г.Смоленска.
С доводами представителя Администрации г.Смоленска о том, что понуждение органа местного самоуправления к выполнению соответствующих ремонтных работ является по существу ограничением права Администрации г.Смоленска на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, вмешательством в ее компетенцию, суд согласиться не может.
Законодательство Российской Федерации, закрепляя самостоятельность местного самоуправления одновременно исходит из того, что последнее должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации и носить законный характер, в связи с чем не может считаться вмешательством в самостоятельную деятельность органов местного самоуправления возложение на данные органы в судебном порядке обязанности по исполнению нормативных предписаний, которые этими органами не выполняются.
В ходе судебного разбирательства ответчик не представил суду доказательств наличия альтернативных путей разрешения вопроса обеспечения безопасного передвижения пешеходов и транспортных средств по названному участку дороги местного значения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
обязать Администрацию г.Смоленска в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по проведению ремонтных работ в отношении участка дороги на перекрестке <адрес> путем устранения просадок и выбоин дорожного покрытия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья А.В. Кудряшов
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи А.В. Кудряшовсекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска Е.В.Зайцеванаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции 28.01.2022. |
УИД: 67RS0002-01-2021-008856-57
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-1195/2022