№ 2-48/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Лоухи 11 февраля 2020 года
Лоухский районный суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Васильева Д.В.,
при секретаре Геннадьевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах (далее Управление Роспотребнадзора по РК) в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Лоухский коммунальный центр» (далее МУП «ЛКЦ»), администрации Лоухского муниципального района о признании бездействия противоправным, обязании выполнять обязательные требования санитарного законодательства, обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения, разработать проект зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зон, обеспечить проведение лабораторного производственного контроля качества питьевой воды,
установил:
иск обоснован следующими обстоятельствами: в собственности муниципального образования «Лоухский муниципальный район» находятся водоразборное сооружение (водонасосная станция первого подъёма ...), передаточное устройство и сети водоснабжения .... Данное имущество в соответствии с договором от ХХ.ХХ.ХХ передано МУП «ЛКЦ» для осуществления хозяйственной деятельности. Источником водоснабжения в ... является оз. Б.. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии данного водного объекта, используемого в качестве источника централизованного водоснабжения ..., санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта отсутствует. Также установлен факт отсутствия проекта зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения ..., который до настоящего времени не разработан, и санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны на объект водоснабжения в .... По данному поводу в адрес МУП «ЛКЦ» было выдано предписание в срок до ХХ.ХХ.ХХ, которое до настоящего времени не исполнено. При осмотре территории возле водозабора были установлены нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства, а именно: рядом со зданием водонасосной станции на берегу имеются хозяйственные постройки, лодочный гараж. Со стороны акватории имеется обратный сток (сброс) воды из трубопровода в озеро, который происходит из-за наличия дефектов труб. Место водозабора в акватории не имеет предупредительных знаков, не ограждена буями. Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что для данного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны. МУП «ЛКЦ» не осуществляются мероприятия по производственному контролю качества питьевой воды.
С учётом изложенного истец просит суд признать противоправным бездействие администрации Лоухского муниципального района, выразившееся в не определении источника питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения в ..., обязать администрацию Лоухского муниципального района РК определить такой источник; обеспечить администрации Лоухского муниципального района РК и МУП «ЛКЦ» наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта (озеро Б.) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; обязать администрацию Лоухского муниципального района и МУП «ЛКЦ» разработать проект зон санитарной охраны источника водоснабжения ..., переданных во временное пользование МУП «ЛКЦ», получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения, входящего в состав территории ..., в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями; обеспечить МУП «ЛКЦ» проведение лабораторного производственного контроля качества питьевой воды системы водоснабжения ... в соответствии с согласованной рабочей программой производственного контроля.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по РК Красикова Е.Л., действующая на основании письменной доверенности, исковые требования поддержала, дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в иске.
Представитель ответчика администрации Лоухского муниципального района РК Рыбальченко Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала частично. Признала наличие фактов нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Вместе с тем указала, что первые два пункта требований искового заявления удовлетворению не подлежат, поскольку администрация Лоухского муниципального района свои полномочия по определению источника питьевого водоснабжения в ... исполнила, что подтверждается Решением Номер сессии Номер созыва Совета Лоухского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ, которым утверждён генеральный план ... сельского поселения, в том числе определён источник водоснабжения ... – озеро Б.. Полагает, что исполнение остальных требований следует возложить на МУП «ЛКЦ», а на администрацию Лоухского муниципального района РК подлежит возложению обязанность профинансировать указанные в иске мероприятия.
Представители ответчика МУП «ЛКЦ» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд установил:
собственником водоразборного сооружения (водонасосная станция первого подъёма ...), передаточного устройства и сети водоснабжения ... является МО «Лоухский муниципальный район». Указанное имущество в дальнейшем было передано собственником в хозяйственное ведение МУП «ЛКЦ» на основании договора от ХХ.ХХ.ХХ.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального Закона РФ № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. Ч. 1, 3 ст. 18 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Вопросы установления границ зон санитарной охраны регулируются, в том числе нормами водного законодательства и законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 ВК РФ).
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - Санитарные правила, САНПИН 2.1.4.1110-02).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее также - ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).
Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 (абзац третий этого же пункта).
Границы второго пояса зон санитарной охраны водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий. Боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии при равнинном рельефе местности - не менее 500 м. Граница второго пояса ЗСО на водоемах по территории должна быть удалена в обе стороны по берегу на 3 км или 5 км в соответствии с пунктом 2.3.2.5 и от уреза воды при нормальном подпорном уровне (НПУ) на 500 - 1000 м в соответствии с пунктом 2.3.2.4 (раздел II Санитарных правил).
Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В соответствии с пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Определение границ зоны и составляющих ее поясов содержится в текстовой части проекта зон санитарной охраны (пункты 1.6, 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Подпунктом «а» пункта 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что санитарные мероприятия должны выполняться:а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно ч. 1 ст. 32 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно ч.ч. 1, 2, 5 ст. 25 ФЗ РФ № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Вместе с тем, проверкой, проведённой Управлением Роспотребнадзора по РК, установлено, что санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемого в качестве источника централизованного водоснабжения ... – оз. Б., санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, отсутствует.
Также отсутствуют проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения ..., который до настоящего времени не разработан, и санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны на объект водоснабжения в ....
Кроме этого установлено, что МУП «ЛКЦ», в ходе оказания услуги по водоснабжению ..., не осуществляет производственный контроль качества питьевой воды систем водоснабжения ... в соответствии с согласованной рабочей программой производственного контроля, которая была утверждена ХХ.ХХ.ХХ и.о. директора МУП «ЛКЦ» Л. и согласована ХХ.ХХ.ХХ с начальником Управления Роспотребнадзора по РК Г.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, сторонами не оспаривались, в связи с чем суд полагает данные обстоятельства установленными.
Таким образом, исковые требования об устранении данных нарушений в указанной части суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Установлено, что полномочия по водоснабжению населения ... переданы из ... сельского поселения в МО «Лоухский муниципальный район».
С целью исполнения данного полномочия, администрацией Лоухского муниципального района РК в хозяйственное ведение МУП «ЛКЦ» передано имущество, в том числе водоразборное сооружение (водонасосная станция первого подъёма ...), передаточное устройство и сети водоснабжения ....
Согласно п. 1.1 Устава МУП «ЛКЦ», предприятие осуществляет функции по оказанию услуг по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов.
Таким образом суд приходит к мнению, что в силу действующего законодательства и принятых на себя обязательств, МУП «ЛКЦ» обязано устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства, являющиеся предметов исковых требований.
В силу ст. 11 ФЗ РФ N 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 2 ст. 2 данного закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно положениям статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
Исходя из указанных норм, обязанность по обеспечению наличия санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта как источника централизованного водоснабжения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, также лежит на органе местного самоуправления, вне зависимости от того, кому и на каких условиях переданы объекты водоразборных сооружений, передаточных устройств и сетей водоснабжения.
При этом суд учитывает доводы представителя истца о том, что МУП «ЛКЦ» находится в тяжёлом финансовом положении, не оплачивает административные штрафы, в связи с чем в будущем возможна смена исполнителя коммунальных слуг по водоснабжению в ....
Вместе с тем, оценивая исковые требования о признании противоправным бездействие администрации Лоухского муниципального района РК, выразившееся в не определении источника хозяйственно – бытового водоснабжения ..., и обязании администрации Лоухского муниципального района РК определить такой источник, суд полагает, что правовые основания для удовлетворения данных требований отсутствуют.
Как следует из представленных стороной ответчика доказательств, источник водоснабжения ... определён в соответствии Решением Номер сессии Номер созыва Совета Лоухского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ.
Как следует из доводов представителя администрации Лоухского муниципального района РК Рыбальченнок Е.В., оз. Б. используется в качестве поверхностного источника водоснабжения ... исторически.
Согласно доводов представителя истца Красиковой Е.Л., их вывод об отсутствии определённого источника водоснабжения основан на том, что в отношении оз. Б. отсутствует санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного использования водного объекта, об обеспечении которого ими заявлено в иске отдельным требованием.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учётом финансового состояния ответчиков, длительности требуемых к исполнению мероприятий, суд полагает необходимым установить срок их исполнения – 2 года с момента вступления судебного решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55-57, 103, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Лоухский коммунальный центр» и администрацию Лоухского муниципального района РК:
обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта (озеро Б. – как источника централизованного водоснабжения ...) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения, входящего в состав территории ... сельского поселения, а именно ..., переданных во временное владение МУП «Лоухский коммунальный центр»;
получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения, входящего в состав территории ... сельского поселения, а именно ..., в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,
в срок 2 (два) года с момента вступления судебного решения в законную силу.
Обязать Муниципальной унитарное предприятие «Лоухский коммунальный центр» осуществлять проведение лабораторного производственного контроля качества питьевой воды системы водоснабжения ... в соответствии с согласованной рабочей программой производственного контроля.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Лоухский коммунальный центр» в пользу бюджета Лоухского муниципального района РК госпошлину в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через Лоухский районный суд в Верховный Суд Республики Карелия в апелляционном порядке.
Председательствующий судья: Д.В. Васильев
Решение в окончательной форме принято 17.02.2020.