Дело (УИД) № 21RS0019-01-2022-000092-36
Производство № 2-133/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2022 г. г. Ядрин
Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии
в составе:
председательствующего судьи Сокрашкиной А.Г.,
при секретаре Черновой С.Ю.,
с участием:
помощника прокурора Ядринского района Чувашской Республики Петуховой А.Ю.,
представителя ответчика – главы Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики Садикова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Ядринского района Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики об обязании организовать работу по отлову животных без владельцев,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ядринского района Чувашской Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением (уточненным 17.02.2022 г.) к администрации Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, которым просит обязать администрацию Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работу по отлову животных без владельцев на территории Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, заключить договор со специализированной службой на отлов животных без владельцев на территории сельского поселения, в том числе их транспортировку и передачу в приюты для животных, содержание в пункте краткосрочного содержания, стерилизацию безнадзорных собак, ветеринарное лечение, послеоперационный уход, возврат животного владельцу (в случае наличия на то волеизъявления владельца).
Иск мотивирован тем, что при проведении прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики проверки деятельности администраций сельских поселений Ядринского района Чувашской Республики при реализации переданных государственных полномочий по организации проведения на территории поселений мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных было установлено, что администрацией Ювановского сельского поселения в нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 г. №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями», Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2020 г. №102, не проводятся в установленном порядке мероприятия по отлову животных без владельцев. В частности, договор со специализированной службой на отлов и содержание животных без владельцев на территории сельского поселения не заключен, что нарушает права неограниченного круга лиц на охрану здоровья и благополучие окружающей среды, представляет опасность для жизни и здоровья населения района. Данные нарушения до настоящего времени не устранены.
Помощник прокурора Ядринского района Чувашской Республики Петухова А.Ю. в судебном заседании поддержала исковое заявление прокурора по изложенным в нём основаниям и просил его удовлетворить.
Представитель ответчика – глава Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики Садиков Е.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, указал, что им ведутся работы в целях заключения необходимого договора, в настоящее время между Ядринской районной администрацией Чувашской Республики и администрацией Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики было заключено соглашение на предоставление субсидий на осуществление мероприятий по отлову безнадзорных животных на территории Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики. В последующем были заключены два дополнительных соглашения, последнее из которых от ДД.ММ.ГГГГ, в результате которых изменялась сумма и количество животных для отлова. Была подготовлена необходимая документация для проведения процедуры ценового запроса на определение подрядчика для осуществления отлова безнадзорных животных. ДД.ММ.ГГГГ был объявлен ценовой запрос, срок подачи предложений ценового запроса определен до ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо - представитель Ядринской районной администрации Чувашской Республики на судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя районной администрации, возражений против удовлетворения иска не имеет.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1789 раздела «Профилактика бешенства» подраздела «Профилактическая иммунизация людей» санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается.
Подпунктами 49, 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животное без владельца это животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:
1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;
2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;
3) гуманного отношения к животным без владельцев;
4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;
5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;
6) возврата потерявшихся животных их владельцам.
Пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 г. №1180, в качестве исполнителей мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Как следует из п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов и городских округов наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями Чувашской Республики, в том числе, организация на территории поселений, муниципальных округов и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Порядок осуществления органами местного самоуправления поселений, муниципальных округов и городских округов государственных полномочий Чувашской Республики по организации на территории поселений, муниципальных округов и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Согласно п.п. 1.3., 1.4., 1.5. Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики 11.03.2020 г. № 102, организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов, наделенные Законом Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» государственными полномочиями Чувашской Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - уполномоченный орган). В настоящем Порядке регулируется проведение следующих мероприятий: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных (далее - приют); возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места их обитания. Исполнителями мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - исполнители мероприятий), заключившие контракты (договоры) с уполномоченными органами в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного следует, что организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возложена на органы местного самоуправления.
Судом установлено, что прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики в ходе проверки соблюдения администрациями сельских поселений Ядринского района Чувашской Республики законодательства по организации проведения на территории поселений мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев было выявлено, что администрациями сельских поселений Ядринского района Чувашской Республики, в частности, администрацией Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, не проводятся в установленном порядке мероприятия по отлову животных без владельцев, а именно, не заключен договор со специализированными службами на отлов животных без владельцев.
Как установлено судом, до настоящего времени указанная деятельность администрацией сельского поселения не организована.
При таких обстоятельствах, учитывая, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в частности, по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировке и передаче в приюты для животных, администрацией Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики не организованы, чем создается опасность для жизни и здоровья жителей муниципального образования, нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в связи с чем исковые требования прокурора Ядринского района Чувашской Республики подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Ядринского района Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики удовлетворить.
Обязать администрацию Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда организовать работу по отлову животных без владельцев на территории Ювановского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, путем заключения договора со специализированной службой на отлов животных без владельцев на территории сельского поселения, в том числе их транспортировку и передачу в приюты для животных, содержание в пункте краткосрочного содержания, стерилизацию безнадзорных собак, ветеринарное лечение, послеоперационный уход, возврат животного владельцу (в случае наличия на то волеизъявления владельца).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: А.Г. Сокрашкина