№ 2-2950/2023
УИД 22RS0015-01-2023-003642-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Новоалтайск 21 сентября 2023 г.
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сергеевой И.В.,
при секретаре Ермоленко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новоалтайска к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Новоалтайска Алтайского края обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах Ефимовой О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, просит признать незаконным бездействие ответчика по необеспечению Ефимовой О.В., 24.01.1959 года рождения техническими средствами реабилитации и обязать предоставить ей технические средства: <данные изъяты>.; взыскать в пользу Ефимовой О.В. компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб. Решение суда в соответствии со ст. 212 ГРКРФ обратить к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований указано, что Ефимова О.В. является инвалидом детства 1 группы бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации. Ефимова О.В 04.12.2022 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей <данные изъяты>, однако указанные средства истцу выданы не были. Действиями ответчика Ефимовой О.В. причинен моральный вред.
Ссылаясь на положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, ст.ст. 151, 1099 Гражданского кодекса РФ, прокурор просит обязать ответчика обеспечить Ефимову О.В. положенными ей техническими средствами реабилитации и взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда.
В судебном заседании помощник прокурора г.Новоалтайска Алтайского края – Кузовенко Ю.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Материальный истец Ефимова О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, о чем свидетельствует ее подпись в извещении о получении судебной повестки.
Ответчик - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю своего представителя в судебное заседание не направил, извещен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, направил в дело письменный отзыв на исковое заявление.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как установлено в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе, специальные средства для ухода.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно пунктам 2 - 3 указанных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил, в редакции на момент спорных отношений, предусмотрено, что уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Судом установлено, что Ефимова О.В. является инвалидом, это подтверждается справкой МСЭ-2022 №1127014 от 21.10.2022.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №740.1.22/2022 от 19.04.2022 Ефимовой О.В. рекомендованы технические средства реабилитации: <данные изъяты>
04.12.2022 Ефимова О.В. обратилась в филиал №5 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации – экзопротез молочной железы – 1 шт., бюстгальтер (лиф-крепление) для фиксации экзопротеза молочной железы – 1 шт.
06.12.2022 Ефимова О.В. поставлена на учет для обеспечения техническим средством реабилитации, что не оспаривается ответчиком. Однако необходимыми техническими средствами реабилитации истец не обеспечена до сих пор.
Как отражено ответчиком в письменном отзыве, им были приняты меры по заключению соответствующего государственного контракта, такой контракт был заключен 16.11.2022 между ГУ-АРО ФСС РФ и ООО «Стан», - государственный контракт № 02171000001220003040001 на выполнение работ по обеспечению инвалидов <данные изъяты>. Однако он был расторгнут в одностороннем порядке ввиду неисполнения своих обязательств исполнителем по контракту.
Для обеспечения инвалидов экзопротезом молочной железы и бюстгальтером (лиф-креплением) и/или грацией (полуграцией) для фиксации экзопротеза молочной железы, Отделением Фонда в 2023 году неоднократно размещались запросы ценовой информации о стоимости данных средств реабилитации. Вместе с тем, информация от потенциальных исполнителей по указанным запросам не поступила.
Выдать Ефимовой О.В. направления на обеспечение <данные изъяты>., в рамках заявления от 04.12.2022 и индивидуальной программы реабилитации от 19.04.2022, в которой содержатся соответствующе рекомендации, с 24.01.2023, не представилось возможным в виду отсутствия действующих государственных контрактов на дату поступления заявления, в рамках исполнения которых возможно было бы их выдать.
Принимая во внимание указанное выше правовое регулирование возникшего спора, суд не соглашается с доводами ответчика, содержащимися в письменном отзыве, как перечисленными выше, так и с тем, что Ефимова О.В. для соблюдения социальных прав могла воспользоваться альтернативными способами обеспечения техническими средствами реабилитации, приобретя их за свой счет, а затем обратиться за их компенсацией, либо электронным сертификатом.
Именно на ответчике лежит обязанность по обеспечению инвалида необходимыми ему средствами реабилитации. Неисполнение указанной обязанности с соблюдением установленных законом сроков нарушает право инвалида на их своевременное получение в рамках гарантируемой государством социальной защиты, причиняя тем самым нравственные страдания. Наличие или отсутствие у инвалида возможности самостоятельно приобрести средства реабилитации не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку заявление истца было зарегистрировано в уполномоченном органе, следовательно, ответчик обязан своевременно обеспечить инвалида средствами реабилитации согласно его заявлению в установленный срок и в точном соответствии с назначенной конструкцией и параметрами. Истец выбрал способ реализации прав. При этом электронный сертификат ограничен определенной суммой и не исключает возможность несения личных расходов инвалидом.
Статьей 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что по выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из содержания указанной нормы следует, что приобретение технических средств реабилитации и (или) их оплата с использованием электронного сертификата является правом инвалида и такой способ может быть выбран только по его желанию. В исковом заявлении указано на отсутствие возможности самостоятельного приобретения истцом необходимых средств реабилитации, в связи с тем, что выплата денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства значительно ниже их рыночной стоимости.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что Ефимова О.В. в установленные срок и периоды не была своевременно и в полном объеме обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой реабилитации, и восстановление ее нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления технических средств реабилитации в натуре.
Исходя из доводов письменного отзыва ответчика, суд отмечает, что реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Истечение срока, в который Ефимовой О.В. следовало предоставить указанные средства технической реабилитации, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида.
То обстоятельство, что поставщики технических средств реабилитации не высказывают намерений поставлять соответствующие технические средства, не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации в натуре.
Своевременность размещения заявок на заключение государственного контракта, обеспечение иных инвалидов средствами реабилитации в 2022-2023 годах не умаляет право инвалида Ефимовой О.В. на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида и не освобождает ответчика от возложенной на него гражданско-правовой ответственности, поскольку названные в отзыве действия Фонда не привели к желаемому результату.
Таким образом, реализация права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств, а недостаточность поступлений на указанные цели не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре. В связи с изложенным сам факт необоспечения инвалида необходимыми ему средствами реабилитации свидетельствует о бездействии ответчика, выразившемся в указанном необеспечении истца полагающимся ей техническими средствами реабилитации, что повлекло нарушение прав инвалида. В материалах дела отсутствуют доказательства принятия ответчиком всех необходимых и достаточных мер к выполнению возложенной на него обязанности. А потому требование прокурора о признании бездействия Фонда незаконным и требование о возложении обязанности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В обоснование возражений ответчик в письменном отзыве указывает, что выдать Ефимовой О.В. направление на получение технических средств реабилитации в срок, предусмотренный пунктом 5 Правил, не представилось возможным, несмотря на наличие действующего контракта на дату ее обращения, по объективным и не зависящим от ответчика причинам, – ввиду неисполнения своих обязательств исполнителем по контракту.
Вместе с тем, ответчиком не представлено достаточных доказательств невозможности исполнения обязанности по обеспечению истца техническими средствами реабилитации в установленный законом срок, в том числе по причине отсутствия финансирования или отсутствия возможности заключить иной государственный контракт, не представлено доказательств того, что в период ожидания истцом технических средств иных действующих контрактов на изготовление этих средств у ответчика не было.
Обязанность по обеспечению средствами реабилитации возлагается именно на Фонд социального страхования Российской Федерации (в настоящее время – Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), а несоблюдение требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и законные интересы истца. Ответчиком не приняты исчерпывающие предусмотренные законом меры для обеспечения инвалида необходимым средством реабилитации.
Конституционные принципы приоритета и высшей ценности прав и свобод человека не допускают ставить права и законные интересы инвалидов в зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на социальное обеспечение органов даже в случае формального соответствия действий последних установленным для них регламентам и иным руководящим документам, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
Разрешая требование о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как показывает анализ приведенного выше правового регулирования, перечисленных норм материального права в их системной взаимосвязи, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета - статья 10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Изложенное позволяет сделать вывод, что предоставление средств реабилитации, абилитации, направлено на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Длительная задержка в предоставлении гарантированных государством средств технической реабилитации повлияла на качество жизни истица, что причинило ему нравственные страдания.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
В силу пункта 1 статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 ГК РФ).
Учитывая, что права Ефимовой О.В. на своевременное обеспечение ответчиком техническими средствами реабилитации нарушены по причине необеспечения последней необходимыми средствами реабилитации при том, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, суд приходит к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по компенсации Ефимовой О.В. морального вреда. При этом суд исходит из того, что в результате бездействия ответчика, выразившегося в длительном непредоставлении установленного программой реабилитации технического средства, нарушены права истца как инвалида, не созданы необходимые для него условия, чем причинены моральные и нравственные страдания, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер и объем причиненных нравственных страданий Ефимовой О.В., ее индивидуальные особенности, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, вид средства реабилитации, в котором нуждалась Ефимова О.В., период нарушения ответчиком сроков обеспечения инвалида средствами реабилитации, принцип разумности и справедливости, и определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, в сумме 5 000 руб.
Сам факт необеспечения своевременно истца техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
При этом вопреки возражениям ответчика о недостаточности объема финансирования, суд приходит к выводу, что реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов и заключения контрактов.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда.
При установленных обстоятельствах и характере возникших правоотношений, суд не находит правовых оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, с учетом специфики процедуры проведения аукциона для дальнейшего обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН: 2225008796) по обеспечению Ефимовой О. В. (СНИЛС НОМЕР) техническими средствами реабилитации – <данные изъяты>
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН: 2225008796) предоставить Ефимовой О. В. (СНИЛС НОМЕР технические средстве реабилитации – экзопротез молочной железы и лиф-крепление для фиксации экзопротеза молочной железы в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН: 2225008796) в пользу Ефимовой О. В. (СНИЛС НОМЕР) компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Сергеева
Решение в окончательной форме изготовлено 28.09.2023.