Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-203/2023 (2-4196/2022;) ~ М-4134/2022 от 13.10.2022

дело №2-203/2023

УИД

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й     Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Наро-Фоминск                                     ДД.ММ.ГГГГ года

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Русаковой А.А., при помощнике Смирной О.В.,с участием представителя истца по доверенности ФИО10., помощника Наро-Фоминского городского прокурора ФИО11

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-203/2023 по иску Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО15, ФИО14, о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, возмещении убытков,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России обратилось в суд с иском к ответчикам ФИО16, ФИО17, в котором просит:

     - признать ответчиков ФИО18, ФИО19 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>

    - выселить ФИО20, ФИО21, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

    - взыскать с ответчиков ФИО22, ФИО23 в пользу Министерства обороны Российской Федерации, денежные средства в размере 501480 руб. 48 коп. за незаконное использование в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. чужого имущества – служебного жилого помещения по адресу: <адрес>

    В обоснование иска указано, что ФИО24 и членам его семьи для временного проживания в связи с прохождением военной службы предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>

     Спорное жилое помещение предоставлено ФИО25 на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года б/н для временного проживания в связи с прохождением военной службы.

      Приказом командира 4 гвардейской танковой дивизии по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО27. был уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (выписка из приказа от ДД.ММ.ГГГГ.). Общая продолжительность военной службы ФИО28. в календарном исчислении при увольнении составляла 31 год 01 месяц 08 дней.

       В период прохождения военной службы ФИО29 в октябре 1999г. была предоставлена социальная выплата, удостоверяемая государственным жилищным сертификатом. В результате, на состав из семьи 3 человека приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, по 1/3 доли каждому.

        В связи с реализацией права на жилищное обеспечение, решением Департамента жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО30. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.

     Таким образом, в связи с увольнением с военной службы и исключением из личного состава воинской части и всех видов обеспечения, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, выданное на период прохождения военной службы, подлежало сдаче в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения установленным порядком.

      До настоящего времени ответчики добровольно спорное жилое помещение не освободили, жилищным органам Минобороны его не сдали, продолжая незаконно им владеть, и остаются в нем проживать без регистрации, что подтверждено Актом фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ.

      Жилое помещение по адресу: <адрес>, находится на праве оперативного управления ФГАУ «Росжилкомплекс».

Площадь незаконно удерживаемого ответчиками спорного жилого помещения составляет 51,9 кв.м. и могло быть распределено истцом другим военнослужащим. Министерство Обороны выплачивает денежную компенсацию за арендуемое военнослужащим на условиях найма жилое помещение в размере фактических размеров, но не выше размеров, определенных из норматива общей площади жилого помещения, установленного постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 909.

Истец считает, что Министерство Обороны РФ понесло убытки, связанные с невозможностью предоставления пользования спорным служебным жилым помещением военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, и вынужденной необходимостью оплачивать им компенсации за наем жилых помещений за счет средств федерального бюджета, которые могли быть заселены в указанное жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства. Согласно расчету истца, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истец выплатил компенсацию за наем жилых помещений другим военнослужащим с составом семьи из 4-х человек в размере 501480,48 руб., которые просит взыскать с ответчиков.

Представитель истца по доверенности ФИО31 в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Ответчики ФИО32 ФИО33 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщили с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращались, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства на основании ст. 233 ГПК РФ.

Помощник Наро-Фоминского городского прокурора ФИО34 указал в заключении о частичной обоснованности исковых требований в части признания утратившими право пользования жилым помещением, выселении, в части возмещения ущерба не подлежащими удовлетворению.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ФКУ «Управление финансового Министерства Обороны РФ по г. Москве и Московской области», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств не поступало.

Изучив доводы истца, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, дав оценку представленным доказательствам, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.

Согласно п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управление ею.

Российская федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.

В этой связи защита интересов Российской Федерации включает в себя также обеспечение сохранности федеральной собственности и возмещение вреда федеральной собственности.

В силу положений ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», незаконное пользование жилым помещением, находящимися в ведении Минобороны России, нарушает права неопределенного круга военнослужащих и членов их семей, которым оно могло быть предоставлено для проживания в связи с прохождением военной службы.

Согласно пункту 2 части 3 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 указанной статьи от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ, то есть органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно части 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296 ГК РФ).

Исходя из положений пункта 12 статьи 1, пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, полномочия по распоряжению имуществом, предоставленным Вооруженным Силам, принадлежат Министерству обороны Российской Федерации в лице его уполномоченных органов.

Как указано в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

До принятия указанного постановления полномочия по закреплению имущества за организациями на праве оперативного управления, изъятия из оперативного управления, передачи имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в отношении имущества Вооруженных Сил Российской Федерации находились в ведении Министерства имущественных отношений Российской Федерации, а впоследствии - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

         В силу статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества.

         В соответствии с частью 1 статьи 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

        Из материалов дела следует, что жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено военнослужащему ФИО35 и членам его семьи: супруге ФИО37, дочери ФИО36, для временного проживания в связи с прохождением военной службы, на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года б/н (

        Приказом командира 4 гвардейской танковой дивизии по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО38 был уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы ФИО39 в календарном исчислении при увольнении составляла 31 год 01 месяц 08 дней, согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.

       В период прохождения военной службы ФИО40 в октябре ДД.ММ.ГГГГ г. была предоставлена социальная выплата, удостоверяемая государственным жилищным сертификатом. В результате, на состав из семьи 3 человека приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, по 1/3 доли каждому.

       Согласно выписке из ЕГРН зарегистрирован переход права собственности по 1/3 доли за каждым на жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> ФИО41., ФИО42., ФИО43 - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.

        В связи с реализацией права на жилищное обеспечение, решением Департамента жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО44 был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания ().

        Таким образом, ФИО45 получив социальную выплату, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом, реализовал свое право на жилищное обеспечение по линии Министерства Обороны РФ.

        В связи с увольнением с военной службы и исключением из личного состава воинской части и всех видов обеспечения, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> выданное на период прохождения военной службы, подлежало сдаче в уполномоченный орган Министерства обороны РФ в сфере жилищного обеспечения установленным порядком.

       Однако до настоящего времени ответчики добровольно спорное жилое помещение не освободили, жилищным органам Минобороны России его не сдали, продолжая незаконно им владеть, и остаются в нем проживать без регистрации, что подтверждено Актом фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д

           ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчикам уведомление о необходимости освобождения жилого помещения (л.

            Жилое помещение по адресу: <адрес>, находится на праве оперативного управления ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны РФ, согласно приказу Директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ (л) и выписке из ЕГРН (л.д

        Служебные жилые помещения по адресу: <адрес> включены в специализированный жилищный фонд, согласно ответу Министерства Обороны РФ на судебный запрос (

        Как следует из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» на судебный запрос, спорное жилое помещение было предоставлено ФИО46 на основании решения Министерства Обороны России 1 отдела ФКГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (уведомление о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений № от ДД.ММ.ГГГГ.) как военнослужащему по месту прохождения службы – <адрес>, в связи с чем был заключен договор найма служебного жилого помещения в общежитии. (л.д.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

В силу ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения найма жилого помещения в общежитии.

Из изложенного следует, что жилые помещения в общежитиях предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определенных обязанностей (работы, службы и т.п.).

В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений (ч. 1 ст. 103 ЖКРФ).

Приказом командира 4 гвардейской танковой дивизии по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО47. был уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Таким образом, предоставленное ФИО48 на период прохождения военной службы спорное жилое помещение подлежало сдаче в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения установленным порядком.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, фактически проживают ФИО49 и его супруга ФИО50 (л.

Согласно выписке по лицевому счету, счет № открыт на имя ФИО61 коммунальные платежи оплачиваются (л.д.

При этом законных оснований для проживания в спорном жилом помещении ответчики не имеют, поскольку оно было предоставлено во временное пользование в связи с прохождением военной службы и ФИО51. реализовал свое право на жилищное обеспечение по линии Министерства Обороны РФ, получив социальную выплату, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом.

Договоры и иные документы, дающие ответчикам право на проживание в указанной квартире как служебной, с ответчиками не заключались, доказательств обратного не представлено.

Право ФИО53. на проживание в данной квартире является производным от права ФИО52 которое так же отсутствует, в связи с чем, суд признает ответчиков утратившими права пользования указанным жилым помещением.

         В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчиков не представлено допустимых и достоверных доказательств в подтверждение права на проживание ФИО54. и членов его семьи в спорном жилом помещении.

      В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Таким образом, требование о выселении ответчиков из незаконно занимаемого жилого помещения суд находит подлежащим удовлетворению.

Требование истца о взыскании с ответчиков убытков в размере 501480,48 руб., якобы связанных с невозможностью предоставления пользования спорным служебным жилым помещением другим военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, и вынужденной необходимостью оплачивать им компенсации за наем жилых помещений за счет средств федерального бюджета, суд находит не подлежащими удовлетворению, так требуемые убытки в нарушение ст. 56 ГПК РФ документально ни чем не подтверждены и не доказаны, носят предположительный характер, наличие же очередников в списке не подтверждают несение истцом убытков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать ФИО55, ФИО56, утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>

Выселить ФИО57, ФИО58, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. <адрес>

Исковые требования в части взыскания денежных средств в размере 501480 руб. 48 коп. оставить без удовлетворения.

Взыскать солидарно с ФИО59, ФИО60 государственную пошлину в доход Наро-Фоминского городского округа в размере 600 рублей.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий :

2-203/2023 (2-4196/2022;) ~ М-4134/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Минобороны России (ФГАУ Росжилкомплекс)
Прокурор Наро-Фоминской городской прокуратуры Московской области
Министерство обороны России
Ответчики
Вознякова Марина Романовна
Возняков Сергей Викторович
Другие
ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г.Москве и Московской области
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ
Суд
Наро-Фоминский городской суд Московской области
Судья
Русакова Алевтина Анатольевна
Дело на странице суда
naro-fominsk--mo.sudrf.ru
13.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2022Передача материалов судье
18.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2022Подготовка дела (собеседование)
10.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.12.2022Предварительное судебное заседание
23.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
06.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
22.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее