Дело №
РЕШЕНИЕ
17 октября 2023 года <адрес>
Судья Свердловского районного суда <адрес> Егошин И.В.,
при секретаре Фотиной Ю.А.,
с участием защитника ФИО6 представителя административного органа ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета» в лице ректора ФИО5 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Заявитель не согласен с вынесенным по делу постановлением, указывая, что необоснованно вменено нарушение пунктов 802, 808 раздела VIII СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней». ФГБОУ ВО «ПГГПУ» в своей жалобе указывает, что является образовательной организацией, а пункт 802 устанавливает санитарные правила для медицинских организаций. Указывает, что не может принуждать работников и студентов к прохождению флюорографии. Полагает, что у образовательной организации отсутствует обязанность осуществлять контроль за своевременным прохождением студентами профилактических осмотров.
Защитник в судебном заседании на доводах жалобы настаивала.
Представитель административного органа в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, заслушав мнение заявителя, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус».
В соответствии с частями 1, 3 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме поводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии со статьёй 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пунктам 786-789 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, туберкулёз представляет собой инфекционное заболевание человека и животных. Возбудители туберкулеза сохраняют свою жизнеспособность в сухом состоянии до 3 лет, при нагревании выдерживают температуру выше 80 °С. Возбудители туберкулеза, находящиеся в мокроте, выживают при кипячении в пределах 5 минут, устойчивы к органическим и неорганическим кислотам, щелочам, многим окислителям, а также к воздействию четвертичных аммониевых соединений (ЧАС) и производных гуанидина, не чувствительны к рассеянному солнечному свету. Источником инфекции являются больные активной формой туберкулеза люди и животные. Наиболее опасными источниками инфекции являются больные туберкулезом легких с наличием бактериовыделения и (или) с деструктивными процессами в легких. Ведущий путь распространения туберкулеза - воздушно-капельный, возможны также воздушно-пылевой, контактный, алиментарный пути передачи, не исключается трансплацентарный путь передачи инфекции. Основным фактором передачи возбудителя туберкулезной инфекции является воздушная среда. Факторами передачи инфекции могут также являться инфицированные материалы от больных, контаминированные возбудителем объекты внешней среды.
В соответствии с пунктом 799 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 в целях раннего выявления туберкулеза у взрослого населения прохождению профилактических медицинских осмотров подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Организация профилактических осмотров для выявления больных туберкулезом и контроль за их проведением осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.
Пунктом 802 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население, обеспечивается проведение профилактических медицинских осмотров населения, прикреплённого к медицинской организации, с целью раннего выявления туберкулёза не реже 1 раза в 2 года. В субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 40 и более случаев на 100 тысяч населения в год – не реже 1 раза в год.
В силу пункта 808 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 контроль за своевременным прохождением сотрудниками организации профилактических осмотров на туберкулёз осуществляется руководством организации в соответствии с установленными Санитарными правилами сроками. Руководство организации должно обеспечивать возможность прохождения сотрудниками, у которых в ходе профилактических осмотров выявлены признаки, указывающие на возможное заболевание туберкулёзом, обследования в медицинской противотуберкулёзной организации в целях уточнения диагноза в сроки, установленные Санитарными правилами.
По результатам рассмотрения дела установлено, что ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не обеспечило контроль за своевременным прохождением флюорографического обследования сотрудников (из представленного списка установлено, что у 16 из 28 человек отсутствуют данные о флюорографическом обследовании за 2022 год) и студентов (из 36 студентов у 18 человек отсутствуют данные о флюорографическом обследовании за 2022 год) факультета информатики и экономики, расположенного по адресу: <адрес>, что нарушает требования пунктов 802, 808 раздела VIII СанПиН 3.3686-21, статей 10, 11, частей 1, 3 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
Вина ФГБОУ ВО «ПГГПУ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: экстренным извещением на случай инфекционного заболевания № от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием о проведении санитарно-эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания от ДД.ММ.ГГГГ №; информацией по контактным студентам ПГГПУ (факультет информатики и экономики) от ДД.ММ.ГГГГ №; протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования №-ЦА от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге туберкулёза в ФГБОУ ВО «ПГГПУ», проведённые силами ФГБОУ ВО «ПГГПУ» по выполнению требований раздела VIII СанПиН 3.3686-21 при осуществлении деятельности проводятся не в полном объёме (отсутствует контроль за своевременным прохождением флюорографического обследования сотрудников и студентов); протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Довод ФГБОУ ВО «ПГГПУ» об отсутствии обязанности контролировать прохождение работниками и студентами флюорографического обследования основаны на неверном толковании закона. Согласно пункту 800 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 профилактические медицинские осмотры подразделяются на проводимые в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке. Обследование всего населения <адрес> 1 раз в год проводится в массовом порядке, этим обследованиям подлежит все население в соответствии с п. 802 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Требования о проведении осмотров, указанных в пп. 809-811 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 имеет указание об осмотрах, проводимых по эпидемиологическим показаниям, поэтому кратность, периодичность и задействованные контингенты для осмотра в массовом порядке данные пункты не регулируют. Пункт 808 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 возлагает обязанность контролировать своевременное прохождение сотрудниками организации профилактических осмотров на туберкулёз.
Постановление отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 6.3 КоАП РФ является справедливым и соразмерным содеянному.
Таким образом, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении в отношении судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» оставить без изменения, жалобу ректора ФИО5– без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья И.В. Егошин