Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2024 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Селивёрстовой Е.Д.,
при секретаре судебного заседания – Шматко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Гуркуша О. С. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица – нотариус Петренко Т. З. о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, -
У С Т А Н О В И Л:
Гуркуш О.С. обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту – Департамент) о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования. Требования мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер Гуркуш С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти которого, открылось наследство в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,10 га. Являясь сыном умершего и наследником первой очереди по закону, истец обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако, нотариусом города Севастополя Петренко Т.З. истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности наследодателя на наследственное имущество. Решением Исполнительного комитета Орлиновского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, за Гуркушем С. В. закреплен, земельный участок площадью 0,10 га по адресу: <адрес> для строительства индивидуального дома. Поскольку при жизни наследодателя был принят указанный распорядительный акт органа государственной власти на предоставление земельного участка, однако право собственности в установленном законом порядке зарегистрировано не было, истец, являясь наследником имущества, просит признать за собой право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ умер Гуркуш С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти серия I-КМ №, выданным отделом записи актов гражданского состояния <адрес> города Севастополя Управления ЗАГС города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Гуркуш О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Гуркуша С.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении серия III-АП № выданным отделом ЗАГС Гагаринского райисполкома г. Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись №.
Таким образом, истец является наследником первой очереди по закону после смерти Гуркуша С.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из материалов наследственного дела, предоставленного по запросу суда нотариусом города Севастополя Петренко Т.З., после смерти Гуркуша С.В., проживающего по адресу: <адрес>, бухта Казачья, <адрес>А, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело № к имуществу умершего. С заявлением о принятии наследства обратились сыновья покойного - Гуркуш А. С., Гуркуш Р. С. и Гуркуш О. С.. Гуркуш А.С. и Гуркуш Р.С. являются родными братьями истца, которые в свою очередь отказались от наследства в пользу последнего. В заявлении истца о принятии наследства, указано, что все причитающееся наследство, оставшееся после смерти его отца, он принимает, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № нотариусом города Севастополя Петренко Т.З., на заявление истца о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок по адресу: <адрес> дано письменное разъяснение, из которого следует, что нотариус выдает свидетельство о праве на наследство при наличии в наследственном деле всех необходимых документов и сведений. На наследуемое имущество должны быть представлены документы, подтверждающие принадлежность наследодателю имущества на праве собственности. Как указывает нотариус, согласно выписке, из ЕГРН выданной Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2024-58573573 запись о регистрации права собственности наследодателя – Гуркуш С.В. на вышеуказанный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует. Также отсутствует кадастровый номер земельного участка. Резюмируя, нотариус рекомендует наследнику обратиться в суд для признания права собственности наследника на объект недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Статья 1142 ГК РФ определяет, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Согласно п. 4 ст. 1151 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
По правилам ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.
Таким образом, законодатель закрепил основное условие для приобретения наследства - его принятие.
Пунктом 1 статьи 1153 ГК РФ закреплено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 3 п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, подавший заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство без указания основания призвания к наследованию, считается принявшим наследство, причитающееся ему по всем основаниям.
Положение абз. 2 ст. 12 ГК РФ закрепляющее признание права в качестве одного из основных способов защиты гражданских прав, направлено на защиту прав и свобод, восстановление нарушенного права, обеспечение надлежащего разрешения дела при наличии спора о праве.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как разъяснено в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Судом установлено, что решением исполнительного комитета Орлиновского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Гуркушу С.В. предоставлен земельный участок площадью 0,10 га. в селе Гончарное на <адрес>, для строительства жилого дома на предельной площади 80 кв. м. и хозяйственно-бытовых построек, на предоставленном земельного участке.
Управлением архитектуры и градостроительства Севастопольского горисполкома ДД.ММ.ГГГГ составлен акт выноса в натуре границ и красных линий земельного участка в районе <адрес> общей площадью 0,10 га выделенный Гуркушу С.В. для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек.
Также Гуркушем С.В. был заказан рабочий проект на индивидуальный жилой дом по <адрес> составленный ООО «Белая Линия», а в последствии, на основании решения исполкома Орлиновского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № получена выкопировка из генерального плана застройки с корректурой села Гончарное, под застройку жилого дома.
Инспекцией государственного архитектурного-строительного контроля <адрес> выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ гр. Гуркуш С.В. на производство основных работ по индивидуальному жилому дому на земельном участке № по <адрес>.
Кроме того, Гуркуш С.В. при жизни оплачивал налог на вышеуказанный земельный участок, что подтверждается квитанциями от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу ч. 12 ст. 6.1. Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» документом, подтверждающим наличие права, возникшего до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащего государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, является изданный (выданный, оформленный) в установленном порядке акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
В соответствии со ст. 6.1. Закона города Севастополя от 25.07.2014 №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке: государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок; заключенный в установленном законом порядке гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, в том числе договор аренды, мены, дарения, раздела, объединения недвижимого имущества; свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное государственным регистратором либо органом приватизации нанимателям жилых помещений в государственном и коммунальном жилищном фонде; свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное органом местного самоуправления или органом исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства; регистрационное удостоверение на объект недвижимого имущества; свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов, выданное нотариусом; свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом; свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов) и свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов), если публичные торги (аукционы) не состоялись, выданные нотариусом; вступившие в законную силу судебные акты; договоры об установлении ограничений (обременений); сертификат на право на земельную долю (пай); акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка; справка жилищно-строительного кооператива с отметкой о регистрации права, выполненной уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства.
Вопросы о возникновении и прекращении прав на земельный участок регулировались Земельным кодексом Украины от ДД.ММ.ГГГГ, Гражданским кодексом УССР от ДД.ММ.ГГГГ, Законом Украины «О собственности» от ДД.ММ.ГГГГ году N 697-XII, Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным Декретом Кабинета Министров Украины сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов обязывались обеспечить в течение 1993 года передачу гражданам Украины в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины (пункт 1).
Из содержания п. 3 Декрета Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ, следовало, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданных им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
В соответствии с ранее действующим законодательством передача земельных участков в собственность граждан производилась местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно.
Подпунктами 1 и 2 ст. 9 Земельного кодекса Украины было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится: передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользование, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса; регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.
Согласно ст. 19 Земельного кодекса Украины, действующего на момент предоставления наследодателю земельного участка, городской совет народных депутатов предоставляет земельные участки (кроме пашни и земельных участков, занятых многолетними насаждениями) для любых нужд в пределах города.
Гражданам по решению сельского, поселкового, городского совета народных депутатов передаются в собственность или предоставляются в пользование земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов, хозяйственных построек, гаражей и дач (статья 67 ЗКУ).
Указанное свидетельствует о том, что действующее законодательство допускало возможность предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов гражданам, в том числе и на праве пользования.
По правилам ст. 7 Земельного кодекса Украины, действующего на момент предоставления наследодателю земельного участка, пользование землей могло быть постоянным или временным.
Постоянным признается землепользование без заранее установленного срока. Временное пользование землей может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным – от трех до двадцати пяти лет.
В случае необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий одного срока согласно краткосрочного или долгосрочного временного пользования.
В постоянное пользование земля предоставлялась Советами народных депутатов из земель, находящихся в государственной собственности: гражданам Украины для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства; сельскохозяйственным предприятиям и организациям; общественным объединениям; религиозным организациям; промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям; организациям, указанным в статье 70 настоящего Кодекса для нужд обороны; для ведения лесного хозяйства специализированным предприятиям; жилым, жилищно-строительным, гаражно-строительным и дачно-строительным кооперативам; совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием украинских, иностранных юридических и физических лицам, предприятиям, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам.
Во временное пользование земля предоставлялась Советами народных депутатов из земель, находящихся в государственной собственности: гражданам Украины для огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям: общественным объединениям: религиозным организациям; организациям, указанным в статье 70 настоящего Кодекса для нужд обороны; сельскохозяйственным предприятиям и организациям; жилым, жилищно-строительным, гаражно-строительным и дачно-строительным кооперативам; совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием украинских, иностранных юридических и физических лиц.
Отсутствие в данной норме закона прямого указания на возможность дополнения вышеуказанного перечня иными субъектами постоянного и временного пользования земельными участками, свидетельствует о том, что перечень, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Абзацем 1 статьи 23 Земельного кодекса Украины предусматривалось, что право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые издаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
В то же время, пунктом 6 Декрета Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено действие ст. 23 Земельного кодекса Украины относительно собственников земельных участков, определенных ст. 1 этого Декрета.
Земельным кодексом Украины от ДД.ММ.ГГГГ, который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, не была установлена императивная норма, обязывающая лиц, получивших до введения его в действие в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек на основании решения органа местного самоуправления, в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков», получить в определенный срок государственный акт на право частной собственности на землю.
Согласно п. 7 раздела X переходных положений Земельного кодекса Украины от ДД.ММ.ГГГГ граждане и юридические лица, получившие в собственность, во временное пользование, в том числе на условиях аренды, земельные участки в размерах, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством, сохраняют права на эти участки.
Таким образом, ни Гражданским кодексом УССР, ни Законом Украины «О собственности» не было предусмотрено в качестве основания для возникновения права собственности на земельный участок, государственной регистрации или выдачи государственного акта на право частной собственности на землю.
В силу п. 5 ст. 3 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременении» право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, приобретенные согласно действующих нормативно-правовых актов до вступления в законную силу этого Закона, признаются государством. При этом, регистрация вещных прав на недвижимость, их обременении осуществлялись только в случае совершения сделок относительно недвижимого имущества, а также по заявлению собственника (владельца) недвижимого имущества.
В соответствии с п. 9. 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй).
Таким образом, в случае, если в решении исполнительного комитета местного самоуправления не указан вид права, на котором наследодателю был предоставлен спорный земельный участок, судам подлежит исходить из того, что в силу абзаца второго пункта 9. 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельный участок следует считать предоставленным наследодателю на праве собственности, в связи с чем он подлежит включению в наследственную массу. Указанное правомерно, в случае, отсутствия сведений о невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность граждан. В таких ситуациях у истца, как наследника, возникает право требования признания за ним права собственности на спорный земельный участок, находящийся в законном владении наследодателя.
Названная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ16-16.
Ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ данных об отмене или изменении решения Исполнительного комитета Орлиновского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка и разрешении строительства индивидуального жилого дома Гуркуш С. В.» не представлено.
Таким образом, оценивая представленные доказательства и установленные обстоятельства по делу, с учётом наличия никем не оспоренного решения органа местного самоуправления о передаче спорного земельного участка наследодателю для строительства индивидуального и обслуживания жилого дома и хозяйственных строений, и сооружений, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Учитывая, что истец не ставит требований о взыскании судебных расходов за требование о расторжение брака с ответчика, суд считает необходимым отнести судебные издержки на счет истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гуркуша О. С. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица – нотариус Петренко Т. З. о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования - удовлетворить.
Признать за Гуркуш О. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> УССР право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 0,10 га, в порядке наследования по закону после смерти Гуркуш С. В., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Судебные издержки отнести на счет истца.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - (подпись)
Копия верна:
Судья Балаклавского районного суда
города Севастополя Е.Д.Селивёрстова
Копия изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.