Дело № АП-12-165/2020
Р Е Ш Е Н И Е
24 августа 2020 г. г.Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,
при секретаре Минаевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бадаева Джангара Александровича на постановление инспектора ОР ДПС ГИБДД МВД по РК от 16 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бадаева Джангара Александровича,
у с т а н о в и л :
Постановлением инспектора ОР ДПС ГИБДД МВД по РК от 16 июля 2020 г. Бадаев Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 руб.
В жалобе Бадаев Д.А. просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что должностным лицом были нарушены нормы материального права, поскольку транспортные средства, зарегистрированные на территории стран членов Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС), не подлежат регистрации на территории Российской Федерации.
В судебном заседании Бадаев Д.А., поддержав доводы жалобы, просил отменить постановление от 16 июля 2020 г. и производство по делу прекратить по ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Представитель ГИБДД МВД по РК, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Ходатайств, заявлений от указанного лица в суд не поступало.
Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса по имеющимся материалам.
Выслушав Бадаева Д.А, рассмотрев настоящее дело, обозрев материалы административного дела, предоставленные ГИБДД МВД по РК, оценив доводы жалобы, суд считает, что постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Привлекая Бадаева Д.А., гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: <данные изъяты>, к административной ответственности, должностное лицо исходило из того, что Бадаев Д.А., управляя 16 июля 2020 г. не зарегистрированным в установленном порядке транспортным средством, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ.
С указанным выводом следует согласиться.
В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090 (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938) предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована).
Административной ответственности по указанным нормам подлежит лицо, управляющее не зарегистрированным в установленном порядке транспортным средством, независимо от того, на ком лежит обязанность по его регистрации.
Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Согласно ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 12.1 настоящего кодекса.
В силу ч. 1. ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с действующим на момент привлечения Бадаева Д.А. к административной ответственности федеральным законодательством владелец транспортного средства, зарегистрированного в странах-участниках Евразийского экономического союза, обязан зарегистрировать его в течение десяти дней со дня ввоза на территорию России на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории России. Эти требования не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. Транспортное средство считается находящимся в «международном движении», если оно принадлежит лицу, имеющему место жительства вне этого государства, не зарегистрировано в этом государстве и ввезено в него на срок менее года. То есть гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц ЕАЭС, не может считаться участником международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт. Для регистрации необходимо наличие действительного паспорта транспортного средства в бумажном или электронном виде, - его оформление осуществляется таможенными органами.
Таким образом, в случае, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве-члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в 10-дневный срок на основании паспортов транспортных средств, выданных таможенными органами.
Отсутствие такой регистрации является административным правонарушением и влечет за собой штраф в размере от 500 до 800 руб., а при повторном нарушении - штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев (часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 16 июля 2020 г. в 10 час. 40 мин. на ФЕД Р 216 305 км в нарушение требований пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации ББадаев Д.А. управлял транспортным средством, состоящем на учете в службе дорожной полиции Республики Армения, марки <данные изъяты>, свидетельство о регистрации транспортного средства <данные изъяты>, выданного службой полиции Республики Армения 18 июля 2019 г., не зарегистрированным в установленном законом порядке. Данное транспортное средство принадлежит на праве собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: <данные изъяты>, которая согласно доверенности серии <данные изъяты> от 14 января 2019 г., выданной сроком на 10 лет и удостоверенной нотариусом Элистинского нотариального округа Республики Калмыкия, уполномочила, в том числе и Бадаева Д.А. управлять и распоряжаться указанным автомобилем, быть представителем ФИО1 в ГИБДД, с обширными правами, которые связаны и с правом регистрации данного автомобиля в ГИБДД.
Обстоятельства, связанные с управлением 16 июля 2020 г. указанного автомобиля, состоящего на учете в Республике Армения, при отсутствии регистрации согласно законодательству Российской Федерации, не оспаривал в судебном заседании Бадаев Д.А.
Судом установлено, что сотрудник ГИБДД МВД по РК, вынесший постановление об административном нарушении, является должностным лицом, на которого в силу п. п. 4, 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» возложены обязанности, в том числе, выявлять причины административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Полномочие Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения предусмотрено Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», который включает в себя осуществление Госавтоинспекцией таких административных процедур, как надзор за дорожным движением, проверка документов, остановка транспортного средства (подпункты "а", "б", "г" пункта 8 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения).
Таким образом, допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации разрешен только после регистрации их в установленном порядке, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.
Судом установлено, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, действия Бадаева Д.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Бадаева Д.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе привлечения Бадаева Д.А. к административной ответственности допущено не было.
Каких - либо иных обстоятельств, которые могли бы повлечь за собой возможность отмены состоявшегося по делу постановления, жалоба не содержит.
Само по себе выраженное Бадаевым Д.А. несогласие с постановлением должностного лица, основываясь на неправильном толковании норм материального и процессуального права, не является препятствием к привлечению лица к административной ответственности при наличии к тому оснований и не свидетельствует об отсутствии факта совершения этим лицом вменяемого административного правонарушения.
При таких данных постановление по делу об административном правонарушении следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л :
Постановление инспектора ОР ДПС ГИБДД МВД по РК от 16 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бадаева Джангара Алексендровича оставить без изменения, жалобу Бадаева Д.А. - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения суда через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Судья: Н.А. Цыкалова