Дело № 2-1792/2022 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Елизово Камчатского края | 28 декабря 2022 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Степаненко А.В., с участием:
представителя истца Дубровиной С.В.,
представителя ответчика Лебедевой О.А.,
представителя третьего лица Харчиковой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1792/2022 по исковому заявлению управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного государственного санитарного врача Господарик ИО1 к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Елизовская районная больница» и министерству здравоохранения Камчатского края о возложении обязанности,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного государственного санитарного врача Господарик Я.Н. обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Елизовская районная больница» (далее – Учреждение либо ГБУЗ КК «ЕРБ») с требованием обязать ответчика при осуществлении медицинской деятельности исполнить требования абз. 1, абз. 2 статьи 11, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 4.4.3. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ предусмотреть оборудование локальных очистных сооружений, предусматривающих обеззараживание сточных вод, перед сбросом в наружные системы общегородской канализации.
В обоснование своих требований сторона истца указала на то, что Учреждение в нарушение требований вышеуказанных нормативных правовых актов осуществляет сброс сточных вод из внутренней системы своей канализации без полной биологической отчистки и обеззараживания на локальных сооружениях в общегородские сети канализации, которые не оборудованы очистными сооружениями, что создает риски контамации микроорганизмами и вирусами водного объекта – реки Авача, а также контамации находящихся в ней водных биологических ресурсов, а соответственно создает угрозу причинения вреда среде обитания и здоровью людей (л.д. 3-5 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ в связи с заявлением Учреждения об отсутствии у него денежных средств на выполнение решения суда в случае удовлетворения иска на основании статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) к участию в деле в качестве соответчика был привлечен учредитель Учреждения Камчатский край в лице Министерства здравоохранения Камчатского края (л.д. 146 том 1).
В судебном заседании представитель истца Дубровина С.В. поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель Учреждения Лебедева О.А. полагала требования истца неподлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в возражения на них, согласно которым строительство локальных очистных сооружений ГБУЗ КК «ЕРБ» уже предусмотрено государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №-ГК. Государственным контрактом холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным ответчиком с Камчатским государственным унитарным предприятием «Камчатский водоканал» (далее по тексту Камчатский водоканал), предусмотрено, что названное юридическое лицо взяло на себя обязательство, в том числе осуществлять отчистку принятых от ответчика сточных вод перед сбросом их в водный объект. Само Учреждение сброс сточных вод в водный объект не осуществляет, так как они принимаются названным контрагентом через канализационные выпуски в централизованную систему. Доказательств того, что наличие в водном объекте обнаруженных в нем микроорганизмов является следствием медицинской деятельности ответчика, истцом не представлено, так как от канализационного выпуска Учреждения до выпуска № «Пивной бар», обслуживаемого Камчатским водоканалом, через который осуществляется сброс сточных вод в водный объект, имеется большой жилищный комплекс, предприятия разных форм собственности и рыбный завод (л.д. 52-55 том 1).
Соответчик Камчатский край в лице Министерства здравоохранения Камчатского края своего представителя в суд не направил, поскольку просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 35, 127 том 2). В ранее представленном отзыве на иск соответчик полагал его неподлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что по аналогичным требованиям в отношении Учреждения уже состоялось решение, вступившее в законную силу, по гражданскому делу №. Здания ГБУЗ КК «ЕРБ» введены в эксплуатацию с 1959 по 1981 годы, в связи с чем требования пункта 4.4.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» на Учреждение не распространяются. Доказательства нарушения санитарного законодательства со стороны ГБУЗ КК «ЕРБ» при осуществлении медицинской деятельности истцом не представлено, а также истцом не учтено, что по общему правилу обеззараживание сточных вод должно осуществляться на общегородских сооружения, ответственность за эксплуатацию которых несет Камчатский водоканал. Кроме того, соответчик довел до сведения суда о том, что в рамках реализации Государственной программы Камчатского края «Развитие здравоохранения Камчатского края» в 2022 году предусмотрено строительство первого этапа объекта «Елизовская районная больница». В рамках исполнения государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №-ГК на выполнение проектных работ по названному объекту проектной организацией выполнена корректировка схемы планировочной организации земельного участка, в том числе с размещением очистных сооружений (л.д. 95-96, 126-129 том 1).
Представитель третьего лица Камчатского водоканала лица Харчикова Э.В. считала исковые требования обоснованными и полагала необходимым их удовлетворить, указывая на то, что выпуски, через которые Камчатский водоканал осуществляет сброс сточных вод в водный объект, очистными сооружениями не оборудованы (л.д. 228-230 том 1, л.д. 86 том 2).
Третьи лица Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края и Министерство финансов Камчатского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили.
При этом Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края причины неявки своего представителя не сообщило и об отложении дела не просило (л.д. 35 том 2).
Согласно представленному отзыву Министерство финансов Камчатского края просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указывая на то, что Законом Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» средства на реализацию мероприятий по строительству локальных очистных сооружений для ГБУЗ КК «ЕРБ» не предусмотрены, не предусмотрены такие средства и проектом закона о краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (л.д. 27-28, 83, 107 том 2).
Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края также просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д. 154-157 том 1, л.д. 85 том 2).
На основании статьи 167 ГПК РФ судебное разбирательство было проведено в отсутствие не явивших представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив иск, выслушав участников процесса, исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, отвечающие признакам относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела по существу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Федеральный закон № 52-ФЗ) главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 1 статьи 24 и пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 4.4.3. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44 и введенных в действие с 1 января 2021 года, предусмотрено, что очистка и обеззараживание сточных вод от медицинских организаций должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии очистных сооружений сточные воды медицинских организаций должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.
В тоже время пунктом 3(1) постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № предусмотрено, что объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящего постановления, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию в случае, если указанные процессы начались до вступления в силу настоящего постановления, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены.
В судебном заседании установлено, что ГБУЗ КК «ЕРБ», ОГРН №, учредителем которого выступает Камчатский край в лице Министерства здравоохранения Камчатского края, осуществляет деятельность больничных организаций, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № № и устав Учреждения с изменениями к нему (л.д. 6-21, 110-125 том 1).
В соответствии с государственным контрактом холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным Учреждением с Камчатским водоканалом, и письмом Камчатского водоканала от ДД.ММ.ГГГГ № Учреждение осуществляет отведение сточных вод от закрепленных за ним объектов через канализационные выпуски в централизованные системы водоотведения, эксплуатацию которых осуществляет Камчатский водоканал, предоставляющий ГБУЗ КК «ЕРБ» услуги по приему сточных вод, их транспортировке, отчистке и сброс в водный объект – реку Авачу через выпуск № «Пивной бар» и выпуск № «Мост-Автостанция», которые очистными сооружениями не оборудованы, что подтверждается экспертным заключением федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» от ДД.ММ.ГГГГ № решением Елизовского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, решениями Петропавловска-Камчатского городского суда Камчатского края от 08 июля и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25, 26-27, 63, 64-78, 223-227 том 1, л.д. 1-24, 39-40, 116-119, 120-122 том 2).
Своих локальных сооружений для полной биологической очистки и обеззараживания Учреждение не имеет, что соответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Из сообщения федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что отчистка сточных вод ГБУЗ КК «ЕРБ», предусмотренная государственным контрактом холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ №, не является обеззараживанием, поскольку указанные понятия нетождественные друг другу (л.д. 153-154 том 2).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ действующие объекты Учреждения, от которых отводятся сточные воды в централизованные системы водоотведения, завершены строительством в 1956, 1958, 1960, 1966, 1970, 1971, 1975, 1978, 1982 и 1992 годах (л.д. 43-46, 47-50, 51-54, 55-58, 59-62, 63-66, 67-70, 71-74, 75-78, 79-82, 129-133, 134-151 том 2).
Поскольку действующие объекты ГБУЗ КК «ЕРБ» введены в эксплуатацию до вступления в силу постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, то согласно его пункту 3(1), Учреждение вправе их эксплуатировать в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, без приведения их в соответствие с требованиями пункта 4.4.3. СП 2.1.3678-20, который в данном случае распространяет свое действие на объекты, введенные в эксплуатацию после введение в действие СП 2.1.3678-20.
Доводы стороны истца об обратном несостоятельны, поскольку они прямо противоречат положениям пункта 3(1) постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
До введения в действие СП 2.1.3678-20 на территории Российской Федерации функционировали СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», которые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № были признаны утратившими силу.
Пункт 5.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 предусматривал аналогичные требования к медицинским организациям, как и пункт 4.4.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по иску главного государственного санитарного врача по Елизовскому, Усть-Большерецкому, Соболевскому районам и городу Вилючинску Стрельцовой Н.Ю. на ГБУЗ КК «ЕРБ» возложена, в том числе обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить требования пункта 5.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 обеспечить обеззараживание сточных канализационных вод перед поступлением в городскую сеть (л.д. 96-105 гражданского дела №).
В целях принудительного исполнения вышеуказанного решения ДД.ММ.ГГГГ возбужденно исполнительное производство №-ИП (л.д. 1-2, 6-7 названного исполнительного производства).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ КК «ЕРБ» предоставлена отсрочка исполнения названного решения в указанной части до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 185-188 гражданского дела №).
Вступившие в законную силу акты федеральных судов согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении конкретного дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного постановления не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления, которому корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Таким образом, несмотря на признание СанПиН 2.1.3.2630-10 утратившим силу, ГБУЗ КК «ЕРБ» обязано исполнить решение Елизовского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанной части в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Меры по его исполнению, как установлено в ходе судебного разбирательства, соответчиками принимаются.
Как следует из представленных Учреждением документов в виде государственного контракта на выполнение проектных работ по объекту «Елизовская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ №-ГК с приложением к нему, схемы плана земельного участка объекта строительства «Елизовская районная больница», государственного контракта на оказание услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ №, сообщения Камчатского водоканала от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, сообщения Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и сообщения краевого государственного учреждения «Единая дирекция по строительству объекта «Камчатская краевая больница» от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время реализуются мероприятия по проектированию и строительству объекта «Елизовская районная больница», техническим заказчиком по данному объекту назначено краевое государственное учреждение «Единая дирекция по строительству объекта «Камчатская краевая больница» (л.д. 162-200, 201, 202, 203-204, 205-215 том 1, л.д. 39, 40 исполнительного производства).
Вышеуказанными документами предусмотрено проектирование и дальнейшее строительство для Учреждения локальных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод.
Согласно 4-му изданию «Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой», 2002 года слово «предусмотреть» означает - предвидя, приготовиться к чему-то.
Следовательно, исходя из установленных судом обстоятельств дела, стороной ответчика еще до подачи истцом своего иска к ГБУЗ КК «ЕРБ» уже предусмотрено для Учреждения оборудование путем строительства локальных очистных сооружений, предусматривающих обеззараживание сточных вод, перед сбросом в наружные системы общегородской канализации в соответствии с пунктом 4.4.3. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».
Поэтому основания для предъявления таких требований к Учреждению у стороны истца отсутствовали.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных в настоящем решении требований законодательства Российской Федерации, рассматриваемый иск удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, причин согласиться с утверждением Министерства здравоохранения Камчатского края о том, что рассматриваемое гражданское дело подлежало прекращению на основании статьи 220 ГПК РФ суд не находит, поскольку решение Елизовского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, хоть и вступило в законную силу, однако было принято по спору, где истцом выступало иное лицо и по предмету, который отличался от заявленных в настоящем гражданском деле требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного государственного санитарного врача Господарик ИО1 о возложении обязанности на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края «Елизовская районная больница» при осуществлении медицинской деятельности исполнить требования абз. 1, абз. 2 статьи 11, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 4.4.3. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ предусмотреть оборудование локальных очистных сооружений, предусматривающих обеззараживание сточных вод, перед сбросом в наружные системы общегородской канализации.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 11 января 2023 года.
Председательствующий | Д.П. Федорцов |