Судья Бузаева О.А. дело № 21-1367/2021
РЕШЕНИЕ
город Самара 09 сентября 2021 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации г.о. Сызрань Самарской области Калининой Е.А на решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 02.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации г.о. Сызрань Самарской области,
установил:
Постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов №1 г.Сызрани и Сызранского района – заместителя старшего судебного пристава Володиной Е.В. № 63025/21/158132 от 16.04.2021 Администрация г.о. Сызрань Самарской области привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Сызранского городского суда Самарской области от 02.07.2021 вышеуказанное постановление должностного лица изменено, действия Администрации г.о. Сызрань Самарской области квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, защитник Калинина Е.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов, как незаконных и необоснованных, с прекращением производства по делу.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела с учетом доводов жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как указано в протоколе об административном правонарушении №189 от 08.04.2021, Администрация городского округа Сызрань Самарской области, исполнила требования неимущественного характера после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и вновь установленного срока для исполнения решения суда и наложения штрафа, содержащиеся в исполнительном листе ФС № 012959008 от 26.12.2016, выданном Сызранским городским судом Самарской области, а именно, не предоставила по договору найма жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.
По результатам рассмотрения указанного выше протокола об административном правонарушении заместителем начальника отделения судебных приставов №1 г.Сызрани и Сызранского района – заместителем старшего судебного пристава Володиной Е.В. вынесено постановление № 63025/21/158132 от 16.04.2021, которое было изменено решением судьи Сызранского городского суда Самарской области от 02.07.2021 только в части квалификации и назначенного наказания, а именно, действия Администрации г.о. Сызрань Самарской области переквалифицированы с части второй на часть первую статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, при этом судья районного суда пришел к выводу, что существенных процессуальных нарушений не допущено.
Состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Положения указанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы необходимостью, не только фиксации факта правонарушения, но и обеспечением соблюдения гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности. В частности, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны место, время совершения и событие административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Как видно из протокола об административном правонарушении № 189 от 08.04.2021, в нём отсутствует указание на время совершения административного правонарушения, что является существенным нарушением требований, предусмотренных частью второй статьи 28.2 Кодекса об административном правонарушении, и препятствовало рассмотрению дела об административном правонарушении, кроме того, в нем имеется указание на исполнение Администрацией г.о. Сызрань требований неимущественного характера, то есть данный протокол содержал противоречия относительно наличия события административного правонарушения, что требовало возвращение указанного протокола составившему его лицу для устранения допущенных при составлении нарушений.
Вместе с тем, указанные существенные процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении, оставлены без внимания при рассмотрении дела должностным лицом административного органа и разрешении жалобы судьей городского суда.
Учитывая, что исправление недостатков протокола об административном правонарушении, внесение в него исправлений, изменений и дополнений, возможно лишь на стадии подготовки к разбирательству по делу, в настоящий момент такая возможность утрачена.
Согласно положениям части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Указанные выше нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении, являлись существенными, повлекшими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, что влечет признание данного доказательства недопустимым, вследствие чего оно не могло быть положено в основу выводов о виновности привлекаемого к административной ответственности лица в совершении противоправного деяния.
Таким образом, учитывая, что при составлении протокола №189 от 08.04.2021 об административном правонарушении в отношении Администрации г.о. Сызрань Самарской области допущены существенные процессуальные нарушения законодательства об административных правонарушениях, повлекшие невозможность использования этого протокола в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, а вина привлекаемого к административной ответственности лица установлена на недопустимом доказательстве, состоявшиеся по делу процессуальные акты нельзя признать законными и обоснованными, а виновность Администрации г.о. Сызрань в совершении административного правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанной.
В силу положений части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 02.07.2021 и постановление заместителя начальника отделения судебных приставов №1 г.Сызрани и Сызранского района – заместителя старшего судебного пристава Володиной Е.В. № 63025/21/158132 от 16.04.2021 и по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации г.о. Сызрань Самарской области отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных за недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены.
Жалобу защитника Калининой Е.А. удовлетворить.
Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и сроки, установленные статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова
.