Дело № 2 -351/2022г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Решение в окончательной форме принято 31 октября 2022 года
р.п. Вача 25 октября 2022 года
Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Лузиной И.А.,
с участием процессуального истца зам. прокурора Вачского района Нижегородской области Владимировой С.С.,
представителя третьего лица администрации Вачского муниципального района Нижегородской области Х , действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании в течении 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 459, провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса с составлением соответствующего акта и паспорта безопасности объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вачского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании в течении 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 459, провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса с составлением соответствующего акта и паспорта безопасности объекта,
указывая на то, что прокуратурой Вачского района по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в ходе которой установлено, что МУП «ЖКХ» осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, закрепленными за учреждением на праве хозяйственного ведения.
Газовая котельная (реестровый номер \), расположенная по адресу: \, р.\, относящаяся к объектам ТЭК низкой категории опасности включена в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, находится в муниципальной собственности Вачского муниципального района и передана в аренду ООО «КомСервис-Т р.п. Вача».
\ между ООО «КомСервис-Т р.\» и МУП «ЖКХ» заключен договор субаренды имущества \, согласно которому ООО «КомСервис – Т р.\» передало в субаренду МУП «ЖКХ» вышеуказанную котельную.
МУП «ЖКХ» является субъектом топливно-энергетического комплекса, под которым в силу статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В 2020 году опасный производственный объект «Система теплоснабжения Вачского района» III класса опасности, зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (свидетельство \).
\ МУП «ЖКХ» осуществило обязательное страхование гражданской ответственности опасного производственного объекта – система теплоснабжения \, в которую включена котельная, расположенная по адресу: \, р.\, у \ (страховой полис I\).
При этом МУП «ЖКХ» в нарушение п. 1 ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ, подп. «з» п. 2 Положения, обследование и категорирование объекта топливно-энергетического комплекса (газовой котельной) не проведено.
\ прокурором района директору МУП «ЖКХ», главе администрации Вачского муниципального района внесены представления об устранении указанных нарушений.
\ антитеррористической комиссией Вачского муниципального района принято решение о создании в МУП «ЖКХ» комиссии по категорированию газовой котельной и проведении предприятием в срок до \ категорирования газовой котельной, расположенной по адресу: \, р.\, у \, с составлением соответствующих документов.
Однако, МУП «ЖКХ» решение Комиссии не исполнено, в связи с чем по постановлению прокурора \ постановлением мирового судьи судебного участка Вачского судебного района от \ главный инженер МУП «ЖКХ» привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.21 КоАП НО.
До настоящего времени, в нарушение ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ, субъектом топливно-энергетического комплекса МУП «ЖКХ» не проведено обследование и категорирование объекта, паспорт безопасности не составлен.
Неисполнение МУП «ЖКХ» обязанности по проведению обследования и категорированию объекта топливно-энергетического комплекса создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и ставит под угрозу безопасное проживание и пребывание граждан на территории городского поседения, что нарушает их права на охрану жизни и здоровья, благоприятную среду обитания, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В данном судебном заседании процессуальный истец зам. прокурора \ Владимирова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила:
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 459, провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса с составлением соответствующего акта и паспорта безопасности объекта.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для совершения указанных действий - 6 месяце с момента вступления в законную силу решения суда.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении о дате, месте и времени судебного заседания в материалах дела имеются.
Представитель третьего лица администрации Вачского муниципального района Нижегородской области Х не возражал против удовлетворения исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При указанных обстоятельствах, суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, ст. 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
Суд, выслушав пояснения зам. прокурора Владимировой С.С., представителя третьего лица Х , проверив материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств в соответствии со ст. ст. 67,71 ГПК РФ, считает исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 17.12.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением, если этот требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Положением ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в интересах прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8,9,13 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
Объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;
Субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, а также хозяйственные общества, по отношению к которым указанные юридические лица являются дочерними обществами (далее - субъекты топливно-энергетического комплекса, являющиеся головными организациями);
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона № 256-ФЗ, для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий, а также на основании оценки системы физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные социально-экономические последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с частью 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащим им на ином законном основании.
Федеральным законом № 256-ФЗ предусмотрены порядок категорирования и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений Федерального закона № 256-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила), которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Согласно п. 23 Правил, анализ уязвимости объекта в целом, выявление уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, а также оценка эффективности существующей системы физической защиты объекта осуществляются путем его обследования комиссией, формируемой субъектом топливно-энергетического комплекса. Объекты высокой и средней категории опасности обследуются не реже одного раза в год, объекты низкой категории опасности - не реже одного раза в 3 года.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования (далее – Положение).
Для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию (п. 5 Положения).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, МУП «ЖКХ» осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, закрепленными за учреждением на праве хозяйственного ведения.
Газовая котельная (реестровый номер \), расположенная по адресу: \, р.\, относящаяся к объектам ТЭК низкой категории опасности, включена в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, и находится в муниципальной собственности Вачского муниципального района, но передана в аренду ООО «КомСервис-Т р.\».
\ между ООО «КомСервис-Т р.\» и МУП «ЖКХ» заключен договор субаренды имущества \, согласно которому ООО «КомСервис – Т р.\» передало в субаренду МУП «ЖКХ» вышеуказанную котельную.
Таким образом, суд считает, чтоМУП «ЖКХ» является субъектом топливно-энергетического комплекса, под которым в силу статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в 2020 году опасный производственный объект «Система теплоснабжения Вачского района» III класса опасности, зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (свидетельство А40-19231).
\ МУП «ЖКХ» осуществило обязательное страхование гражданской ответственности опасного производственного объекта – система теплоснабжения \, в которую включена котельная, расположенная по адресу: \, р.\, у \ (страховой полис I\).
Однако, как установлено судом, МУП «ЖКХ» в нарушение п. 1 ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ, подп. «з» п. 2 Положения, обследование и категорирование объекта топливно-энергетического комплекса (газовой котельной) не проведено.
\ прокурором района директору МУП «ЖКХ», главе администрации Вачского муниципального района внесены представления об устранении указанных нарушений.
\ антитеррористической комиссией Вачского муниципального района принято решение о создании в МУП «ЖКХ» комиссии по категорированию газовой котельной и проведении предприятием в срок до \ категорирования газовой котельной, расположенной по адресу: \, р.\, у \, с составлением соответствующих документов.
Вместе с тем, МУП «ЖКХ» решение Комиссии не исполнено, в связи с чем по постановлению прокурора Вачского района постановлением мирового судьи судебного участка Вачского судебного района от \ главный инженер МУП «ЖКХ» привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.21 КоАП НО.
До настоящего времени, в нарушение ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ субъектом топливно-энергетического комплекса МУП «ЖКХ» не проведено обследование и категорирование объекта, паспорт безопасности не составлен.
Суд считает, что неисполнение МУП «ЖКХ» обязанности по проведению обследования и категорированию объекта топливно-энергетического комплекса создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и ставит под угрозу безопасное проживание и пребывание граждан на территории городского поседения, что нарушает их права на охрану жизни и здоровья, благоприятную среду обитания, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд приходит к выводу о необходимости обязания Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 459, провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса с составлением соответствующего акта и паспорта безопасности объекта, удовлетворив тем самым исковые требования прокурора.
Руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, исходя из характера требований, учитывая объем мероприятий, который необходимо выполнить ответчику, в отсутствии возражений последнего, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство», удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 459, провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса с составлением соответствующего акта и паспорта безопасности объекта.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Срок обжалования заочного решения в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд - Ответчиком в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья - подпись
Копия верна: судья Н. С. Баринова