Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-779/2023 (2-6536/2022;) ~ М-5772/2022 от 08.12.2022

Дело № 2-779/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                     01 июня 2023 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,

при секретаре судебного заседания Соловьевой А.П.,

с участием истца Сон А.В.,

старшего помощника прокурора Центрального района г. Хабаровска Демидовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах Сон Анны Васильевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список, предоставлении жилого помещения,

установил:

прокурор <адрес>, действующий в интересах Сон А.В. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список, предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> рассмотрено обращение Сон Анны Васильевны о нарушении её прав по обеспечению жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки по обращению установлено следующее. С ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -О Сон Анна Васильевна в соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации определена в Охотскую основную школу-интернат на полное государственное обеспечение в связи с лишением их матери родительских прав (решение Охотского районного суда о лишении ФИО2 родительских прав от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно справки (форма ) отец Сон А.В. записан со слов матери. Мать заявителя умерла ДД.ММ.ГГГГ. Сон Анна Васильевна, как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, находилась на попечении Охотской основной школы-интернат до ДД.ММ.ГГГГ года, после до ДД.ММ.ГГГГ года проходила обучение в ГОУ СПО «Педагогическое училище КМНС» и находилась на полном государственном обеспечении. Вместе с тем, установлено, что жилищные права Сон Анны Васильевна нарушены по следующим основаниям. Министерством Жилищно-коммунального хозяйства <адрес> рассмотрено заявление Сон А.В., направленной ею в Управление Президента Российской Федерации, в ходе чего во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений ей отказано в связи с тем, что за ней распоряжением администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> и на момент обращения она достигла возраста 23 лет. Указанные доводы Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не основаны на законе. Таким образом, Сон Анной Васильевной не утрачено право на предоставление вышеназванной меры социальной поддержки. Кроме того, доводы о закреплении за заявителем жилого помещения по адресу: <адрес> также не состоятельны, поскольку в ходе проверки установлено, что распоряжением главы сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за указанными несовершеннолетними закреплено право проживания на жилой площади, расположенной по адресу: <адрес>. Вместе с тем, на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение предоставлено ФИО8, с которой ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения , а ДД.ММ.ГГГГ он перезаключен за номером 14. Таким образом, в настоящее время в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, закрепленном распоряжением главы сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , за несовершеннолетними, на законных основаниях проживает иной гражданин, что свидетельствует о том, что распоряжение фактически не исполняется. Жилое помещение Сон А.В. фактически не предоставлено, проживать в данном помещении она не сможет. В связи с изложенным, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района на распоряжение главы сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, по результатам рассмотрения которого распоряжением и.о. главы администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение о закреплении за Сон А.В. жилого помещения отменено. Помимо этого, учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ года Сон А.В. находилась на полном государственном обеспечении проходя обучение в ГОУ СПО «Педагогическое училище КМНС», каких-либо действий, направленных на отказ от закреплённого за ней жилого помещения она не предпринимала, от жилого помещения она не отказывалась. Таким образом, Сон А.В., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нарушение вышеприведенных норм федерального законодательства до настоящего времени не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного фонда <адрес> и соответствующее жилое помещение ей не предоставлено. Собственного жилого помещения Сон А.В. не имеет. Учитывая, что фактическим местом жительства Сон А.В. является <адрес>, жилое помещение ей должно быть предоставлено в <адрес>. На основании изложенного, просит возложить обязанность на Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить Сон Анну Васильевну ДД.ММ.ГГГГ г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений. Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить Сон Анне Васильевне ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров в пределах <адрес>.

Истец Сон А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения относительно исковых требований.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, неявка которых не препятствует рассмотрению дела по существу.

Выслушав истца, прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размере устанавливаются законом (ст. 39 ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Сон Анна Васильевна в соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации определена в Охотскую основную школу-интернат на полное государственное обеспечение в связи с лишением их матери родительских прав (решение Охотского районного суда о лишении ФИО2 родительских прав от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно справки (форма ) от ДД.ММ.ГГГГ отец Сон А.В. записан со слов матери. Мать заявителя умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти .

Сон Анна Васильевна, как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, находилась на попечении Охотской основной школы-интернат до ДД.ММ.ГГГГ года, после до ДД.ММ.ГГГГ года проходила обучение в ГОУ СПО «Педагогическое училище КМНС» и находилась на полном государственном обеспечении.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством Жилищно-коммунального хозяйства <адрес> рассмотрено заявление Сон А.В., направленное ею в Управление Президента Российской Федерации, в ходе чего во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений ей отказано в связи с тем, что за ней распоряжением администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> и на момент обращения она достигла возраста 23 лет.

Из ответа сектора опеки и попечительства по Охотскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно распоряжению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -о «Об определении в Охотскую основную школу-интернат» Сон Анна Васильевна была помещена как ребенок-сирота в Охотскую основную школу- интернат, исполнявшую на тот момент функцию учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение. До совершеннолетия Сон А. В. находилась в данной организации, которая осуществляла контроль за сохранностью жилого помещения, право пользования которым было сохранено за подопечной, и за соблюдением ее прав в отношении предоставления всех льгот и выплат, полагающихся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно распоряжению администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения за гражданами ФИО3, ФИО4, ФИО5, Сон Анной Васильевной» за несовершеннолетней Сон А. В. было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Сохранность данного жилого помещения в надлежащем состоянии обеспечивалась администрацией <адрес>, соблюдение жилищных прав несовершеннолетней контролировалось органом опеки по <адрес> (до ДД.ММ.ГГГГ года полномочия по опеке и попечительству были возложены на администрацию Охотского муниципального района) до совершеннолетия Сон А. В. В связи с этим оснований для признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения и в постановке на очередь в министерстве ЖКХ <адрес> не было. По достижении совершеннолетнего возраста Сон Анна Васильевна, по информации администрации сельского поселения «<адрес>», в администрацию поселения для заключения договора социального найма на сохраненное жилое помещение не обращалась, поэтому ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение было распределено очереднику ФИО8

Распоряжением главы сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними ФИО3, Сон А.В., ФИО5, Сон А.В. закреплено право проживания на жилой площади, расположенной по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение предоставлено ФИО8, с которой ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения , а ДД.ММ.ГГГГ он перезаключен за номером 14.

Таким образом, в настоящее время в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, закрепленном распоряжением главы сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , за несовершеннолетними, на законных основаниях проживает иной гражданин. Жилое помещение Сон А.В. фактически не предоставлено, проживать в данном помещении она не может.

В связи с изложенным, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района на распоряжение главы сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, по результатам рассмотрения которого распоряжением и.о. главы администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение о закреплении за Сон А.В. жилого помещения отменено.

Помимо этого, учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ года Сон А.В. находилась на полном государственном обеспечении проходя обучение в ГОУ СПО «Педагогическое училище КМНС», каких-либо действий, направленных на отказ от закреплённого за ней жилого помещения она не предпринимала, от жилого помещения она не отказывалась.

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ за Сон А.В. прав на имевшиеся у неё объекты недвижимости не зарегистрировано.

Из справки КГБУ «<адрес>кадастр» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным КГБУ «<адрес>кадастр» право собственности за Сон А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. не зарегистрировано.

Из справки МАДОУ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сон А.В. работает в МАДОУ в должности воспитатель с 0ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Из договора аренды квартиры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сон А.В. является арендатором квартир, расположенной по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из указанного следует, что Сон А.В. относится к лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, на него распространяются нормы Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Материалами дела также установлено, что закрепленное за Сон А. жилое помещение не находится у неё в собственности, распоряжение о закреплении за Сон А.В. жилого помещения отменено.

Из представленных суду данных следует, что Сон А.В. не имеет в собственности жилого помещения, что подтверждается материалами дела.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому право на жилище (ст. 40), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (п. 2 ст. 8).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п.3 ст.8).

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Согласно п. 4 ст. 8 Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда края, регулирует <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», положения которого соответствуют Жилищному кодексу РФ и вышеприведенным положениям ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996.

Согласно ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным настоящим законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>» Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями: по организации ведения учета государственного жилищного фонда края; учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (пп. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5.).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ) истец до достижения возраста 18 лет относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а в возрасте от 18 до 23 лет - к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд принимает во внимание, что закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013г., согласно которой до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.

Положениями ст. 121 Семейного кодекса РФ установлено, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Своевременная постановка истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения зависела, в том числе от уполномоченных должностных лиц органов опеки и попечительства, которые в силу закона обязаны были надлежащим образом выполнять свои обязанности по защите прав истца в тот период времени, когда он был несовершеннолетним.

То обстоятельство, что истец своевременно не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными помещениями специализированного государственною жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений, не может являться основанием для отказа в реализации предусмотренного законом права.

Причины, по которым Сон А.В. ранее не обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства с соответствующим заявлением, суд считает уважительными.

Какие-либо законные основания для ограничения Сон А.В. в жилищных прав отсутствуют.

При таких обстоятельствах, факт достижения истцом 23-летнего возраста не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения, поскольку истец не встал на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до указанного возраста по уважительным причинам, что не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было истцом получено.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец не является собственником жилого помещения, а также приведенные выше нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о включении в список подлежат удовлетворению, Сон А.В., как нуждающаяся в жилом помещении, подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу действующего жилищного законодательства обязанность по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в случае признания его нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 01.01.2013 предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

С 01.01.2013 такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории <адрес> установлен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ), согласно ст.ст. 2, 5 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. Жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края предоставляются без учета членов семьи, по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения - 18 квадратных метров.

Доводы представителя ответчика, заявленные в возражениях на исковое заявление, на основании которых просят в удовлетворении исковых требований отказать, суд находит необоснованными и подлежащими отклонению.

Материалами дела подтверждается, что Сон А.В. проживает в <адрес>. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Таким образом, на основании изложенных норм права, Сон А.В., как достигшая возраста 18 лет, относящаяся в прошлом к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и пропустивший срок для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по уважительным причинам, имеет право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения размером не менее 18 квадратных метров общей площади в пределах <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ ) ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ ) ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ ) ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ ) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.06.2023.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░:_____________________

(░.░. ░░░░░░░░)

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░

_______________(░░░░░░░░░░ ░.░.)

«____»_____________2023 ░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 27RS0001-01-2022-007259-97

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-779/2023 ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░

2-779/2023 (2-6536/2022;) ~ М-5772/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Охотского района Хабаровского края
Сон Анна Васильевна
Ответчики
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровска
Судья
Мальцева Лилия Полиектовна
Дело на сайте суда
centralnyr--hbr.sudrf.ru
08.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2022Передача материалов судье
12.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2023Подготовка дела (собеседование)
11.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2023Судебное заседание
14.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
08.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2023Дело оформлено
02.08.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее