Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-380/2023 ~ М-347/2023 от 16.06.2023

Дело № 2-380/2023

УИД 41RS0002-01-2023-000449-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хилок, Забайкальский край                          18 июля 2023 год

     Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Алтынниковой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Щегловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Хилокского района Забайкальского края в защиту интересов Ковалевой Галины Николаевны к Муниципального бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 12 г. Хилок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, к Администрации муниципального района «Хилокский район», Комитету образования муниципального района «Хилокский район» о возложении обязанности профинансировать образовательное учреждение на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

    Заместитель прокурора Хилокского района Лыгдынова А.Д. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что по поступившему в прокуратуру района обращению Ковалевой Г.Н. проведена проверка исполнения законодательства об оплате труда Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа № 12 г. Хилок» (далее МБОУ ООШ № 12 г. Хилок).

Сославшись на положения, закрепленные в ч.3 ст.37, ч.1 ст.45 Конституции РФ, ст.ст.2, 21, 22, 133, 133.1, 135, 149, 151 Трудового кодекса РФ, Федеральным законом от 06.12.2022 № 406-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», где с 01.01.2022 года установлен размер оплаты труда в размере 13890 руб., а Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 973, минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) увеличен с 1 июня 2022 года на 10% и составил 15279 рублей.

Указала, что в Хилокском районе Забайкальского края минимальный размер оплаты труда рассчитывается с учетом двух надбавок: районного коэффициента (1,4%) и дальневосточной надбавки, которая в Забайкальском крае составляет 30%, и зависит от стажа работы: после первого года работы – 10%, трех лет – 20%, пяти лет – 30%.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 № 850, с 01.09.2020 года педагогическим работникам установлена выплата ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в размере 5000 руб.

Кроме того, согласно подпункту «г» пункта 4 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», а также в силу пунктов 5.2 и 5.3 «Разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, утвержденных Минпросвещения России, Общероссийским Профсоюзом образования, классное руководство (кураторство) является для педагогических работников видом дополнительной работы, которая выполняется ими только с их письменного согласия и за дополнительную плату, что предусматривается трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору), в котором указывается её содержание, срок выполнения и размер оплаты. Выплаты за осуществление классного руководства (кураторства), включая выплату в размере 5000 рублей (ежемесячное денежное вознаграждение), относятся к выплатам компенсационного характера.

Считает, что вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а дополнительная работа должна оплачиваться отдельно, сверх установленного оклада, который должен быть не ниже МРОТ за полностью отработанный месяц, так как эти виды работ не входят в основные обязанности преподавателя, требуют дополнительных затрат рабочего времени. Доплата за классное руководство, экзамены, вакансии не может включаться в состав заработной платы в целях сравнения с МРОТ.

Полагает, что учителю Ковалевой Г.Н. недоначислена и не выплачена заработная плата: за 2022 год: за сентябрь – 5831,39 руб., за октябрь – 5589,96 руб., за ноябрь – 6199,97 руб., за декабрь – 6199,97 руб.; за 2023 год: за январь – 9305,60 руб., за февраль – 7673,37 руб., за март – 3482,91 руб., за апрель – 9556,72 руб., за май – 7643,37 руб. Итого, за период с сентября 2022 года по май 2023 года Ковалевой Г.Н. недоначислено и не выплачено - 61513,26 руб.

Указала, что в соответствии с Уставом МБОУ ООШ № 12 г. Хилок, финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется за счет средств учредителя, которым является администрация муниципальный район «Хилокский район».

Просит суд: взыскать с МБОУ ООШ № 12 г. Хилок в пользу Ковалевой Г.Н. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 61513,26 руб. и обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район», МКУ Комитет образования муниципального района «Хилокский район» профинансировать МБОУ ООШ № 12 г. Хилок денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Ковалевой Г.Н. в сумме 61513,26 руб.

    В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, сослался на ч.1 ст. 4 Закона Забайкальского края от 09.04.2014 года № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края», а также на п.2.3.3 Положения об оплате труда работников СБОУ ООШ №12 г. Хилок и указал, что трудовым договором Ковалевой Г.Н. установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы, которая составляет 18 часов в неделю. Ковалева Г.Н. работает в должности учителя математики в основных класса 5-9; на учебный 2022-2023 год ей установлена нагрузка с июля 2022 года по октябрь 2022 года – 35,5 часов в неделю, с ноября 222 года по июнь 2023 года – 30,5 часов в неделю, что превышает норму часов учебной работы. Согласно материалам о начислении и выплате стимулирующих выплат Ковалевой Г.Н., при начислении заработной платы истице, установленные надбавки за выслугу лет, за заведование кабинетом начислялись из расчета ставки, а не из расчета оклада, установленного за фактическую нагрузку, а надбавка за классное руководство включалась в заработную, составляющую МРОТ. Окончательно просит суд: взыскать с МБОУ ООШ № 12 г. Хилок в пользу Ковалевой Г.Н. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.07.2022 года по 30.06.2023 года в сумме 55168,06 руб. и в случае недостаточности финансирования у МБУО ООШ № 12 г. Хилок, обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район», МКУ Комитет образования муниципального района «Хилокский район» профинансировать выплату Ковалевой Галине Николаевне по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01.07.2022 года по 30.06.2023 года в сумме 55168,06 руб.

    В судебном заседании помощник прокурора Судьина К.А. уточненные исковые требования поддержала по доводом искового заявления и дополнительным доводам в уточненном исковом заявлении.

    Материальный истец Ковалева Г.Н. в судебное заседание не явилась, направила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие.

    Ответчики МБОУ ООШ № 12 г. Хилок, МКУ Комитет образования муниципального района «Хилокский район», Администрация муниципального района «Хилокский район» извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, своих представителей не направили.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Комитет по финансам муниципального района «Хилокский район», будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела надлежаще и своевременно, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.

От представителя Министерства финансов Забайкальского края Т.И.Ивановой, действующей на основании доверенности, поступил отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать, провести судебное заседание в отсутствие представителя Министерства.

    В силу ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (абз. 7 ст. 2 ТКРФ).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ч.1 ст. 9 ТК РФ).

Работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. (обз.5 ч.1 ст. 21 ТК РФ)

Статьей 22 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Судом из материалов дела установлено, что Ковалева Г.Н. на основании трудового договора № 76 от 01.09.2010 года принята на работу с 01.09.2010 года в МБОУ ООШ № 12 г. Хилок на должность учителя начальных классов по основному месту работы на неопределенный срок. Согласно п.3 указанного Договора, работник выполняет следующие виды дополнительной педагогической работы, непосредственно связанной с образовательным процессом: проверка тетрадей и письменных работ; классное руководство. Разделом 4 Трудового договора Ковалевой Г.Н. установлены: ставка заработной платы в месяц-2720 руб. и ежемесячные надбавки: проверка тетрадей 2 кл.– 183,60 руб., классное руководство – 15% (408,00 руб.) (л.д.13-21).

Дополнительным соглашением № 1 от 11.03.2016 года к трудовому договору, истица переведена учителем математики в основные 5-9 классы, ей установлена надбавка за классное руководство – 33,7% (28 уч). (л.д.22-23).

Дополнительным соглашением № 76 от 30.08.2022 года к трудовому договору от 01.09.2010 года Ковалевой Г.Н. установлены: должностной оклад – 7497,00 руб. в мес.; другие доплаты: 100 руб. за обеспечение книгоиздательской литературы; 15% - надбавка за выслугу лет; 5% - доплата за категорию; 5% - доплата за кабинет; 20% - работа с детьми ОВЗ; 25% - классное руководство; 105 мат., 5% физ. – надбавка за проверку тетрадей; 70% районный коэффициент, всего в месяц: 42254,53 руб.

Согласно дополнительному соглашению от 01.09.2022 года к трудовому договору от 01.09.2010 года № 76 с 01.09.2022 года по 31 августа 2022 года Ковалева Г.Н. осуществляет классное руководство в 9 классе, за что ей установлено ежемесячное денежное вознаграждение в размере 5000 рублей с начислением на вознаграждение районного коэффициента. (л.д.25,26)

Приказом от 02.11.2022 № 86 утверждена учебная нагрузка учителей МБОУ ООШ № 12 г. Хилок на 2022-2023 учебный год, согласно которому Ковалевой Г.Н. установлена учебная нагрузка 30,5 часов в неделю, классное руководство в 9 классе.(л.д.38-41)

Приказом от 01.09.2022 года № 55 Ковалевой Г.Н.. установлена доплата за классное руководство в размере 25%.(л.д.29)

Приказом от 01.09.2022 года № 56 Ковалевой Г.Н. установлена доплата за выслугу лет в размере 15%.(л.д.28)

Приказом от 01.09.2022 года № 57 Ковалевой Г.Н. установлена доплата за заведование кабинетом в размере 5%.(л.д.27)

Приказом от 01.09.2022 года № 61 Ковалевой Г.Н. установлена выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство в 9 классе в размере 5000 руб. (л.д.32)

Приказами от 30.09.2022 года № 68, от 28.10.2022 года № 81, от 28.11.2022 года № 87, от 15.12.2022 года № 92, от 25.01.2023 года № 2, от 27.02.2023 года № 13, от 23.03.2023 года № 16, от 25.04.2023 года № 24, от 25.05.2023 года № 30 Ковалевой Г.Н. установлена доплата за работу педагогом дополнительного образования за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, за январь, февраль, март, апрель, май 2023 года в размере 0,1 ставки. (л.д.35, 37, 42, 43, 44, 46, 47, 48, 50).

Согласно тарификационному списку с 01.09.2022 года Ковалевой Г.Н. установлено 142 часа учебной нагрузки в месяц, оклад из фактической нагрузки – 14982,97 руб., надбавка за выслугу лет в размере 15% в сумме 1139,55 руб., доплата за категорию в размере 5% в сумме 749,15 руб., надбавка за работу с детьми с ОВЗ в размере 20% - 337,64 руб.; надбавка за заведование кабинетом в размере 5% в сумме 379,85 руб., надбавка за классное руководство в размере 25% в сумме 1063,58 руб. и 5000 руб., надбавка за проверку тетрадей в сумме 1202,86 руб. Всего в месяц без районного регулирования – 24855,60 руб., с районным регулированием – 42254,53 руб. (л.д.51).

Приказом от 25.01.2023 года № 5 Ковалевой Г.Н. оплачено 13 часов математики в связи с отсутствием Шишкиной А.А., учителя начальных классов. (л.д.45)

Приказом от 25.04.2023 года № 25 Ковалевой Г.Н. оплачено 10 часов математики и 3 часа алгебры, 2 часа геометрии, всего 15 часов в связи с отсутствием Шишкиной А.А., учителя начальных классов. (л.д.49)

В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В силу части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.1 Закон Забайкальского края от 09.04.2014 N 964-ЗЗК"Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» (далее Закон № 964-ЗЗК) оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, с федеральными законами, законами Забайкальского края и настоящим Законом края.

В соответствии со ст. 2 Закона № 964-ЗЗК до утверждения Правительством Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края.

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленных Правительством Забайкальского края ( ч.2).

В соответствии со статьями 2, 6, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, Законом Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 964-ЗЗК "Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края", в целях обеспечения достойной оплаты труда и права каждого работника на выплату заработной платы не ниже минимального размера заработной платы, принято Постановление Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 N 382 (ред. от 07.10.2022) "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края".

Данным постановлением установлены размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края. Пунктом 5.3 установлены базовые должностные оклады учителям по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, который должен составлять не ниже 7 497 руб.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона № 964-ЗЗК в перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений включается: выплата за специфику работы, выплата за интенсивность, выплата за высокие результаты работы, выплата за качество выполняемых работ, надбавка за особые условия работы, надбавка за стаж непрерывной работы, надбавка за выслугу лет, надбавка за почетное звание, ведомственный знак отличия, ученую степень, ученое звание, система премирования.

Статьей 6 Закона № 964-ЗЗК установлено, что выплаты за интенсивность, за высокие результаты работы устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений, в которых указываются размеры выплат в пределах утвержденного фонда оплаты труда и с учетом отраслевых особенностей, примерных положений об оплате труда работников краевых учреждений, утверждаемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей краевых учреждений.

Статьей 10 Закона № 964-ЗЗК предусмотрена надбавка за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, которая устанавливается работникам краевых учреждений, в том числе образования. Размер данной надбавки, порядок и условия ее выплаты устанавливаются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей краевых учреждений.

В соответствии со статьей 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Законом Забайкальского края от 16.07.2020 N 1843-ЗЗК (в редакции действовавшей в период спорных отношений) "О выплате ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования" установлена выплата педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования -ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5000 рублей (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в двух и более классах).

Пунктом 2.1.12 Положения об оплате труда работников МБОУ ООШ № 12 г. Хилок, утвержденного приказом № 48 от 05.07.2022 г., предусмотрено: в оклады (должностные оклады) педагогических работников, деятельность которых связана с образовательным процессом, включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. Данная денежная компенсация образует новый оклад. Выплаты стимулирующего характера предусмотрены пунктом 2.3.3 Положения.

Пунктом 2.3.9 Положения об оплате труда работников МБОУ ООШ № 12 г. Хилок установлено, выплаты за интенсивность назначаются сотрудникам организации за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей, в качестве дополнительной нагрузки, устанавливается локальными нормативными актами муниципальной организации с учетом отраслевых особенностей, положения об оплате труда работников муниципальной организации, коллективного договора и иных нормативных правовых актов, определяющих условия оплаты труда, установлены рекомендуемые размеры выплаты за интенсивность по видам работ: к окладу (должностному окладу): за классное руководство-начальные классы с 1 по 4 кл.-20%, расчет производится с учетом наполняемости класса – 25 учащихся; за заведование кабинетами от 3до 15%, а именно: кабинет соответствующий профилю предмета и соответствующие современным требованиям – 10%, другие кабинеты -5%

Пунктом 2.3.5.3 Положения об оплате труда работников МБОУ ООШ № 12 г.Хилок установлено, что надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премии и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой. При временном заместительстве надбавка за выслугу лет начисляется на должностной оклад по основной работе.

В соответствии с Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю.

Согласно пункту 2.8.1 приложения 1 к приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 (далее – Приказ № 1601) учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана нормируемой частью их педагогической работы и расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц.

Пункт 1.1 Положения об оплате труда работников МБОУ ООШ № 12 г.Хилок предусматривает, что данное положение разработано в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которые утверждаются на каждый год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 36 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год", утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол N 11, при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с: фиксированным размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами I - V приложения 2 к приказу N 1601; размером оплаты, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы; уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы с целью определения их от размеров ставок заработной платы и применения к исчисленному размеру оплаты труда с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы); размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым относятся выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах); размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

В системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

Определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.

При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

Ставки заработной платы за календарный месяц, устанавливаемые педагогическим работникам, поименованным в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 приложения 1 к приказу N 1601, за норму часов педагогической работы соответственно 18 часов в неделю, 720 часов в год, и являющиеся для них нормируемой частью их педагогической работы, выплачиваются указанным педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой, которая именуется "другая часть педагогической работы" и регулируется в порядке, установленном разделом II приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 36.5.1-36.5.5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол N 11. Кроме того, п.п. г п. 36.4. указанных Единых рекомендаций предусмотрено, обеспечивать формирование систем оплаты труда работников образовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с учетом: а) методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02);б) методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, подготовленных совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08);в) разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письма Минпросвещения России от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08, от 7 сентября 2020 г. N ВБ-1700/08);г) разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, согласованных с Общероссийским Профсоюзом образования, а также одобренных Экспертным советом Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха (письмо Минпросвещения России от 30 августа 2021 г. N АБ-1389/05 "О направлении информации");д) положений Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, рекомендованных к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений, и коллективных договоров;е) положений Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, заключенных с Общероссийским Профсоюзом образования (далее - Отраслевое соглашение), рекомендованных к использованию при заключении региональных отраслевых соглашений; рекомендованных к использованию в своей деятельности образовательными организациями высшего образования, не находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в том числе при заключении коллективных договоров;ж) примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование" (далее - Примерное положение), утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. N 71 (зарегистрировано Минюстом России от 20 апреля 2021 г., регистрационный N 63182), применяемого при разработке Положения об оплате труда соответствующей образовательной организацией высшего образования и для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп организации, которые в соответствии с п. 5.15 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России не могут быть ниже размеров минимальных окладов (должностных окладов) ставок заработной платы, предусмотренных Примерным положением по соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, ежегодно индексируемых в порядке, определяемом Сторонами Отраслевого соглашения.

В пункте 5 Разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, письмо Минпросвещения России от 28.05.2020 N ВБ-1159/08 указано, выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта Российской Федерации, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта Российской Федерации, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.

Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

В п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" определено, другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом: трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

Квалификационные характеристики должностей работников образования определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. В разделе III

Содержаться квалификационные требования и должностные обязанности должности учителя. Классное руководство и заведование кабинетом в должностные обязанности учителя ЕКС не включены.

    Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что

надбавка за выслугу лет относится к выплатам стимулирующего характера, и связана со стажем педагогической работы, надбавки за классное руководство, ежемесячное вознаграждение за классное руководство, надбавка за заведование кабинетом относятся к выплатам компенсационного характера, на что прямо указано в п.36 Единых рекомендаций на 2022,2023 г.г., а не стимулирующим выплатам, как определено в Положении об оплате труда работников ООШ № 12 г. Хилок, поскольку устанавливаются и выплачиваются педагогическим работникам – учителям за дополнительную работу, связанную с педагогической деятельностью, но не входящую в должностные обязанности учителя по основной должности. Кроме того, исчисляются надбавки, установленные в процентном отношении: за выслугу лет, за классное руководство, за заведование кабинетом исходя из фактического объема учебной нагрузки и (или) педагогической работы учителя.

    Как указано выше Положение об оплате труда работников ООШ № 12 г. Хилок устанавливает исчисление надбавки за выслугу лет исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) (п.2.3.5.3), выплаты за классное руководство, за заведование кабинетом установлены к окладу (должностному окладу) (п.2.3.9). При этом в соответствии с п.1.3 Положения об оплате труда работников ООШ № 12 г.Хилок оклад (должностной оклад) определен как – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

    В п.п. 1 п. 5.1.5 Положения об оплате труда работников ООШ № 12 г. Хилок размер оклада (должностного оклада) с учетом ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. определяется как установленный органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) с учетом базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, рекомендованных Правительством Забайкальского края, учителя – 7597 руб.

    Порядок определения должностного оклада учителя для исчисления заработной платы за месяц исходя из фактической нагрузки с применением расчетной величины педагогической нагрузки 18 часов в неделю за ставку заработной платы, Положение об оплате труда работников ООШ № 12 г. Хилок, не содержит.

Таким образом, Положением об оплате труда работников ООШ № 12 г. Хилок предусмотрено исчисление выплат за выслугу лет, классное руководство и заведование кабинетом от должностного оклада, установленного из нормы часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю, а не от должностного оклада, рассчитанного из нормы часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы и фактических часов учебной нагрузки, установленных учителю на учебный год.

Следовательно, порядок исчисления надбавок: за выслугу лет, за классное руководство и за заведование кабинетом, определенный в Положении об оплате труда работников ООШ № 12 г. Хилок противоречит действующему законодательству, противоречит Единым рекомендациям Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений относительно установления, начисления и выплаты данных надбавок без учета фактической нагрузки педагогов учреждения.

Абзац 6 части 2 статьи 22 ТК РФ, обязывающий работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях, а также статья 132 названного Кодекса, устанавливающая зависимость заработной платы работника от количества и качества затраченного труда, направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда, учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.

По существу порядок начисления надбавок: за выслугу лет, за классное руководство, за заведование кабинетом на ставку заработной платы исходя из 18 часов- нормы часов учебной нагрузки в неделю, лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени и внесших свой вклад в результаты деятельности учреждения в повышенном размере, права на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера за классное руководство и за заведование кабинетом, за выслугу лет, с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что истцом заявлены требования о взыскании задолженности по заработной плате с учетом надбавок за выслугу лет и заведование кабинетом, исчисленных исходя из объема фактической нагрузки, то в данной части исковые требования являются обоснованными.

Рассматривая требования истца о взыскании задолженности по заработной плате в связи с несоответствием размера заработной платы МРОТ, поскольку в заработную плату включались выплаты за классное руководство, за педагогическое дополнительное образование, за дополнительные часы за время отсутствующего педагога, суд полагает их являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В силу абз. 5 ч.1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора. (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Согласно ч.1 ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 ТК РФ, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.

Обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условие о дате начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзацы 4, 5 части 2 статьи 57 ТК РФ).

В силу части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ).

В силу статьи 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).

В силу статей 315 - 317 ТК РФ в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных районах и местностях осуществляется сверх МРОТ (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. N 38-П).

С 01 января 2022 г. Федеральным законом от 06.12.2021 N 406-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в сумме 13890 рублей в месяц. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 973 минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2022 г. установлен в размере 15279 рублей. Федеральным законом от 19.12.2022 N 522-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен с 1 января 2023 г. в сумме 16242 рублей в месяц.

В соответствии со статьей 1 Закона Забайкальского края от 14.10.2008 N 39-ЗЗК "О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений" районный коэффициент к заработной плате для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края в муниципальном районе «Хилокский район» установлен в размере 1,4.

Статьей 2 названного закона Забайкальского края работникам государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты (далее - процентная надбавка), в размере 10 процентов заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов.

В составе той части заработной платы, которая не может быть ниже МРОТ, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П, от 16.12.2019 N 40-П).

Статьей 132 ТК РФ установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 149 ТК РФ).

Согласно статье 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 27.11.2008 № 11-П, от 07.12.2017 № 38-П, определениях от 01.10.2009 № 1160-О-О и от 17.12.2009 № 1557-О-О сформулировал правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; положения ст. ст. 129 и 133 ТК РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Таким образом, в случае, если выплаты предусмотрены работнику за выполнение должностных обязанностей по занимаемой должности, эти выплаты могут быть включены в состав той части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.

Выплаты, которые предусмотрены за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей работника должны начисляться в состав той части заработной платы, которая выше минимального размера оплаты труда, т.е. того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по занимаемой им должности с учетом прожиточного минимума.

Судом установлено, что выполнение функций классного руководителя не входит в должностные обязанности истицы по основной должности учителя и является дополнительной работой, дополнительной работой для истицы является работа педагога дополнительного образования и работа за временно отсутствующего педагога, а поэтому выплаты, произведенные за такую дополнительную работу не должны учитываться в размере заработной платы истицы по основной должности учителя при его сравнении с МРОТ и должны оплачиваться отдельно.

Истцом суду вместе с уточненными исковых требований представлен подробный расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы Ковалевой Г.Н. за период с 01.07.2022 года по 30.06.2023 года. Учитывая, что Ковалева Г.Н. в июле 2022 находилась в отпуске, что отражено в представленном расчете, расчет фактически истцом произведен с 01.08.2022 года по 30.06.2023 года. Суд полагает, истцом ошибочно указано начало периода с 01.07.2022 года.

Судом данный расчет проверен, является правильным, поскольку произведен в соответствии с вышеприведенными нормами трудового законодательства и на основе представленных суду доказательств, в том числе расчетных листков за период с августа 2022 года по июнь 2023 года включительно. Суд соглашается с данным расчетом, принимает его в качестве допустимого по делу доказательства.

Учитывая, что начисление и выплата истице заработной платы в меньшем, чем предусмотрено трудовым законодательством размере, является нарушением трудовых прав истицы.

Восстановить нарушенные трудовые права истицы следует путем взыскания с работодателя - ответчика МБОУ ООШ № 12 г. Хилок недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.08.2022 года по 30.06.2023 года в размере 55168,06 руб., поскольку в силу положений ст.20 ТК РФ обязанность по выплате заработной платы лежит на работодателе.

В соответствии с Уставом МБОУ ООШ № 12 г.Хилок является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем является Администрация муниципального района «Хилокский район».

Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 N 81 "О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" утверждены Методика расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося", Методика расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, Порядок предоставления субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Согласно указанному порядку субвенции, выделяемые из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях направляются на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Таким образом, финансирование расходов ответчика МБОУ ООШ № 12 г. Хилок на оплату труда работников осуществляется из бюджета муниципального района «Хилокский район» за счет поступивших в бюджет муниципального района из бюджета Забайкальского края субвенций. Поэтому Администрация муниципального района «Хилокский район» как исполнительно-распорядительный орган муниципального района «Хилокский район» обеспечивает финансирование образовательного учреждения на выплату заработной платы.

В соответствии с п.1 ст. 158 БК РФ, Решением Совета муниципального района «Хилокский район» созыва 2022-2027 г.г. от 27.12.2022 г. № 08.38 главным распорядителем бюджетных средств муниципального района «Хилокский район» по финансированию муниципальных образовательных учреждений является МКУ Комитет образования муниципального района «Хилокский район».

Таким образом, МБОУ ООШ № 12 г. Хилок обеспечивает выплату заработной платы работникам за счет финансирования Администрацией муниципального района «Хилокский район» и Комитетом образования муниципального района «Хилокский район», как главным распорядителем бюджетных средств, из бюджета муниципального района «Хилокский район» за счет субвенций из бюджета Забайкальского края, в связи с чем, на ответчиках – Администрация муниципального района «Хилокский район» и Комитет образования муниципального района «Хилокский район», лежит обязанность по финансированию МБОУ ООШ № 12 г. Хилок для исполнения им обязанности по выплате взысканной судом недоначисленной заработной платы. Следовательно, обязанность по финансированию образовательного учреждения на выплату недоначисленной и невыплаченной истице заработной платы следует возложить на ответчиков: Администрацию муниципального района «Хилокский район» и Комитет образования муниципального района «Хилокский район».

В пользу истца взысканные судом суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 55168,06 руб. указаны без вычета НДФЛ, поскольку вычет НДФЛ при расчете подлежащих взысканию сумм противоречит требованиям закона, так как суд не является налоговым агентом и удержание налога на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством (ст. 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации) производится при исполнении решения суда налоговым агентом -МБОУ ООШ № 12 г. Хилок.

        В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

    Прокурор и истец на основании п.1, п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, ответчики – Администрация муниципального района «Хилокский район», Комитет образования муниципального района «Хилокский район» на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины.

    Ответчик – МБОУ ООШ № 12 г. Хилок от уплаты государственной пошлины не освобожден.     На основании изложенного, учитывая требования п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ с МБОУ ООШ № 12 г. Хилок в бюджет муниципального района «Хилокский район» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 1855,04 руб.

        Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования заместителя прокурора Хилокского района удовлетворить.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 12 г. Хилок» в пользу Ковалевой Галины Николаевны недоначисленную и невыплаченную заработную плату за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2023 года в размере 55168 (пятьдесят пять тысяч сто шестьдесят восемь) рублей 06 копеек.

При недостаточности финансовых средств у учреждения, обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район» и Комитет образования муниципального района «Хилокский район» профинансировать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12 г. Хилок» на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы Ковалевой Галины Николаевны в размере 55168 (пятьдесят пять тысяч сто шестьдесят восемь) рублей 06 копеек.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 12 г. Хилок» в бюджет муниципального района «Хилокский район» государственную пошлину в размере 1855 (одна тысяча восемьсот пятьдесят пять) рублей 04 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись. Верно.

Судья                                             Е.М.Алтынникова

Решение принято в окончательной форме 28 июля 2023 года.

16.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2023Передача материалов судье
20.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2023Судебное заседание
28.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2024Дело оформлено
06.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее