Дело №12-241/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 17 апреля 2019 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл ИвановаЛ.О., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Беляева А.А. на постановление заместителя министра промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 6 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Беляева А.А., <иные данные>
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя министра промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 6 марта 2019года № начальник ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» Беляев А.А. привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа, с учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 25000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения требований п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 5 апреля 2013года №44-ФЗ «Оконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Не согласившись с данным постановлением, Беляев А.А. подал жалобу в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, в которой просит постановление заместителя министра промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 6 марта 2019 года № отменить, применить административное наказание в соответствии со ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Заслушав объяснения Беляева А.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл Кутюковой А.И., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы настоящего дела и дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В силу ч. 2 указанной статьи конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч. 5 ст. 24 Федерального закона №44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Статьей 93 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрен перечень случаев, при которых закупка может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
В силу п. 16 ст. 3 Федерального закона №44-ФЗ совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба (до 15 января 2018 года - Республиканское государственное казенное учреждение «Марийская служба аварийно-спасательных и экологических работ», переименовано в соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 7 декабря 2017 года №566-р «О создании государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба»), утвержденному исполняющим обязанности председателя Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл 28 декабря 2018 года, сумма выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» в 2018 году составила 7142455рублей 90 копеек. Пять процентов от указанной суммы составляет 357122 рубля 80 копеек. Следовательно, годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ (далее - годовой объем закупок) не должен превышать два миллиона рублей.
Приказом Республиканского государственного казенного учреждения «Марийская служба аварийно-спасательных и экологических работ» от 21декабря 2017 года №115 «О размещении заказов у единственного поставщика на 2018 год» установлено, что закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2018 году могут проводиться в случае осуществления «закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей».
Согласно данным оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 302.20 «Расчеты по работам, услугам» и 302.30 «Расчеты по поступлению нефинансовых активов» годовой объем закупок, осуществленный ГБУРеспублики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» в 2018 году на основании п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ составил 3657362 рубля 84 копейки, что на 1657362 рубля 84 копейки превышает установленный предельный годовой объем закупок.
Исходя из анализа контрактов (договоров), заключенных ГБУРеспублики МарийЭл «Марийская аварийно-спасательная служба», в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ, превышение предельного годового объема закупок, то есть двух миллионов рублей, произошло в июле 2018 года. При заключении с ИП ФИО4 20 июля 2018года договора на оказание услуг № на сумму 23500 рублей заказчик превысил предельный годовой объем закупок на 9472 рубля 27копеек. После чего заказчиком заключено еще 85 договоров (контрактов) на основании п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ на общую сумму 1647890 рублей 57 копеек, перечень которых содержится в таблице 1 постановлении должностного лица.
При осуществлении закупок от 15 августа 2018 года № с <иные данные>» на сумму 1200 рублей, от 27 сентября 2018 года № с ПАО «<иные данные>» на сумму 1000 рублей, от 7 ноября 2018 года № с ООО «<иные данные>» на сумму 500 рублей контракты в письменном виде не составлялись.
Приказом Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 31августа 2015 года № л/с Беляев А.А. назначен на должность начальника Республиканского государственного казенного учреждения «Марийская служба аварийно-спасательных и экологических работ» с 1сентября 2015 года.
Согласно п.4.7 Устава руководитель учреждения имеет право подписи финансовых документов, договоров, соглашений и иных документов, а также заключать договоры и соглашения.
Вышеуказанные контракты заключены от имени заказчика начальником ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» Беляевым А.А.
На основании изложенного должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, пришло к правильному выводу о том, что Беляевым А.А. допущено нарушение требований п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ, поскольку осуществил закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика) с превышением годового объема закупок на 1657362 рубля 84 копейки, что превышает 10% совокупного годового объема закупок заказчика (714245,59рублей), ГБУРеспублики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба» должно было осуществлять закупки путем проведения конкурсов или аукционов в соответствии с ч.2 ст.72 Федерального закона №44-ФЗ.
Факт нарушения указанных требований закона подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые получены в соответствии с требованиями закона и в силу этого являются допустимыми. Оснований сомневаться в достоверности фактических данных, изложенных в указанных материалах дела, не имеется. Мотивированная оценка доказательств приведена в постановлении и оснований для признания ее неправильной не имеется.
Таким образом, вывод о наличии вины Беляева А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, подтверждающих принятие Беляевым А.А. всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований действующего законодательства о контрактной системе, так и доказательств отсутствия возможности, наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению установленных законодательством обязанностей, должностному лицу при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также в настоящее судебное заседание при рассмотрении жалобы не представлено.
Доводы жалобы о применении административного наказания в виде предупреждения полежат отклонению, поскольку должностное лицо при назначении наказания Беляеву А.А. учел положения ч.2.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снизил размер административного штрафа с пятидесяти тысяч рублей до двадцати пяти рублей.
Статьей 6 Федерального закона №44-ФЗ определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч. 2 ст.8 Федерального закона №44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Федеральным законом №44-ФЗ противоречит основным принципам законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Закупка выполнения работ у единственного поставщика без соблюдения конкурсных процедур является существенным нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе, так как препятствует развитию добросовестной конкуренции, ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, которые лишены возможности принять участие в закупке, свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств, поскольку препятствует выявлению поставщика, который мог предложить наиболее оптимальную цену контракта.
Таким образом, оснований для назначения Беляеву А.А. административного наказания в виде предупреждения, а также для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.
Постановление о привлечении Беляева А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При установленных обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого постановления должностного лица не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя министра промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 6 марта 2019года № оставить без изменения, жалобу БеляеваА.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики МарийЭл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.О. Иванова