Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу
№ 2-4167/2023 Альметьевского городского суда Республики Татарстан
16RS0036-01-2023-006388-79
РЕШЕНИЕ дело № 2-4167/2023
именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года г.Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе
судьи Самигуллиной Г.К.,
при секретаре Юсуповой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в Альметьевском, Лениногорском, Сармановском, Муслюмовском районах в защиту интересов неопределенного круга потребителей к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска указано, что в рамках социально-гигиенического мониторинга уровня шума в 2 точках <адрес>ТО Управления Роспотребнадзора выявлены превышения допустимых значений уровней шума для дневного времени суток при движении автотранспорта, что нарушает требования действующего законодательства в области защиты санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Истец просит обязать ответчика принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01.12.2024 года, а именно: принять действенные меры по снижению уровня шума на прилегающих территориях к жилым домам № по <адрес> и № по <адрес> Республики Татарстан для достижения допустимых значений в соответствии с требованиями п/п 14 таблицы 3.35 раздела V СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» отдвижении автотранспорта до требований нормативных значений для дневного времени суток.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования.
Представитель Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ исковые требования не признала.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;
вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
Статьей 11 вышеназванного ФЗ-52 установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 39 ФЗ-52 на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из статьи 21 Закона РФ "О безопасности дорожного движения" следует, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок, (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются органами местного самоуправления в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что в рамках социально-гигиенического мониторинга территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Альметьевском, Заинском, Лениногорском, Сармановском, Муслюмовском районах на основании Федерального Закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года №60 «Об утверждении Положения о проведении социально- гигиенического мониторинга», приказа Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 14 октября 2019 года №278 «Об организации мониторинговых точек в Республике Татарстан» осуществляется мониторинг уровней шума по двум адресам в <адрес> : по <адрес>.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 утверждены и введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
В п. 14 таблицы 5.35 СанПин 1.2.3685-21 определены допустимые уровни звука в период с 07 до 23 ч., с 23 до 7 ч. на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям жилых домов: предел допустимого уровня для территории, непосредственно прилегающей к жилым домам (с 7.00 час до 23.00 час) - 55дБА.
Согласно протоколам, составленным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» уровни шума в нарушение п. 14 таблицы 5.35 СанПин 1.2.3685-21 превысили допустимые эквивалентные значения для дневного времени суток на территориях, прилегающих к жилым домам №88 по <адрес> и <адрес>. Источником шума является движение автотранспорта.
Так, 13.10.2022 года проведены измерения шума с составлением 14.10.2022 года протоколов испытаний шума № 1095.22.А и № 1096.22.А в отношении обоих точек ( л.д. 11-14), а также проверка уровня шума проводилась по вышеуказанным адресам 7.03.2023 года в дневное время с составлением протоколов 09 марта 2023 года ( л.д.17-21), 10 апреля 2023 года ( л.д. 26-29), 10 июля 2023 года ( л.д.36-39), каждый раз фиксируется превышение уровня допустимого значения шума.
В частности, согласно протоколу №743.23А от 13.07.2023 г. Альметьевского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» измеренные 10.07.2023 г. с 8:20 до 9:30 час.уровни шума на территории, прилегающей к жилому дому №88 по <адрес> от движения автотранспорта для дневного времени суток - превысили допустимые эквивалентные уровни звука и составили: 2 метра от стены дома – 57,8 дБА+1.1; 5 метров от стены дома – 58 дБА+1.1; 8 метров от стены дома – 58,2 дБА+1.1
Согласно протоколу №744.23А от 13.07.2023 г. Альметьевского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» измеренные 10.07.2023 г. с 9:45 до 10:50 уровни шума на территории, прилегающей к жилому дому № по <адрес> от движения автотранспорта для дневного времени суток - превысили допустимые эквивалентные уровни звука и составили: 2 метра от стены дома – 61,7 дБА+1.1; 3 метра от стены дома – 62 дБА+1.2; 5 метров от стены дома – 62,4 дБА+1.1
В адрес Исполкома неоднократно направлялись письма с протоколами испытаний шума, источником которых является движущийся автотранспорт, где указывалось на наличие фактов превышения допустимых значений уровней шума и необходимости принятия мер, направленных на снижение шумового воздействия.
Согласно ответам Исполкома, в качестве альтернативного средства защиты от шума в городской черте ведется планомерная посадка зеленых насаждений, в том числе пород быстрорастущих крупноразмерных деревьев с густой плотной кроной. В 2022 году в городской черте было посажено более 2800 деревьев. Планируется посадка еще 120 саженцев в текущем году ( л.д. 10).
Решением Альметьевскогогорсуда от 25 сентября 2020 года по делу № 2- 2606/2020 аналогичное заявление было удовлетворено, на ответчика возложена обязанность по устранению выявленного нарушения. Согласно представленным в настоящем судебном заседании документам, исполнительное производство окончено 05.12.2022 года в связи с исполнением. Представитель исполкома пояснила о посадке саженцев триплоидной осины в количестве 23 штуки с целью снижения уровня шума. Однако как усматривается из представленных истцом документов, направленная на защиту интересов населения цель по устранению предельно допустимых значений шума в районе домов 24 по <адрес> и 88 по <адрес> достигнута, уровень шума в сторону уменьшения не изменен.
Таким образом, принятые Исполкомом АМР РТ с целью снижения уровней шума от движущегося автотранспорта меры недостаточны, неблагоприятные условия проживания для населения продолжают создавать угрозу здоровью граждан, существенно нарушая права граждан на благоприятную окружающую среду.
Наличие постоянного шума от интенсивного движения автотранспорта неблагоприятно сказывается на условия проживания жильцов домов № по <адрес> и № по <адрес> Республики Татарстан, что может повлечь угрозу причинения вреда здоровью жителей указанных домов.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) вАльметьевском, Лениногорском, Сармановском, Муслюмовском районах в защиту интересов неопределенного круга потребителей удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01 декабря 2024 года, а именно: принять действенные меры по снижению уровня шума на прилегающих территориях к жилым домам №№ по улице <адрес> и №№ по улице <адрес> для достижения допустимых значений в соответствии с требованиями п/п 14 таблицы 3.35 раздела V СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» отдвижении автотранспорта до требований нормативных значений для дневного времени суток.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения через Альметьевский городской суд РТ.
Судья :Самигуллина Г.К.
Копия верна.
Судья Альметьевского городского суда
Республики Татарстан Самигуллина Г.К.
Решение вступило в законную силу « »_________________202__ года.
Судья: