Дело № 2-1366/2023
УИД 74 RS 0030-01-2023-001065-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2023 года г. Магнитогорск
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Лукьянец Н.А.,
с участием помощника прокурора Правобережного района г.Магнитогорска Нурмухаметова Н.В.,
при секретаре Уметбаевой Р.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Правобережного района г.Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска о возложении обязанности по принятию мер для постановки на учет бесхозяйного объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Правобережного района г.Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска, в котором просил обязать ответчика принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости - Адрес В течение Дата с момента вступления решения суда в законную силу направить необходимые документы для постановки на учет спорного объекта.
В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в ходе проверки выявлен объект недвижимости, собственник которого неизвестен. Согласно сведениям, полученным из компетентных органов, данные объекты не за кем не зарегистрированы. Ответчиком меры по постановке объектов на учет в качестве бесхозяйных не принимаются. Непринятие данных мер может повлечь нарушение права неопределенного круга лиц ввиду социальной значимости вышеуказанных объектов.
Помощник прокурора доводы, изложенные в исках поддержал.
Представитель ответчика - администрации г.Магнитогорска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Письменно сообщил, что в администрации города Магнитогорска принято Положение о порядке принятия в муниципальную собственность города Магнитогорска бесхозяйных объектов недвижимого имущества по заявлению заинтересованного лица. Указанное Положение определяет последовательность действий органов администрации, совершаемых с целью принятия имущества в муниципальную собственность. На основании действующей нормы администрацией города регулярно проводятся работы по выявлению бесхозяйного имущества. После выявления такого имущества, администрация города в рамках межведомственного взаимодействия выявляет возможных собственников имущества. При отсутствии таковых открывает процедуры бесхозяйной вещи, о чем издает постановление. Для проведения работ необходимо заложить в расходную часть бюджета горда денежные средства. Просит в иске отказать, а в случае удовлетворения увеличить срок для исполнения решения суда.
Представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, АО «Горэлектросеть» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В письменном мнении АО «Горэлектросеть» указывает, что спорные объекты являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии. На основании постановления администрации г.Магнитогорска № 7958-П от 05.08.20-22 указанные объекты переданы на временное содержание и техническое обслуживание. Требования прокурора полагают обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В письменном мнении представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области указывает на то, что государственный кадастровый учет бесхозяйной недвижимой вещи может быть осуществлён в отношении объекта, созданного в порядке, установленном для создания объекта недвижимости, на основании технического плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке и соответствующего требования ст. 24 Закон о регистрации.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Указанный Порядок устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Так, в соответствии с п. 3, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (п.4 Порядка).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п.5 Порядка).
Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 03.07.2019 N 8002-П утверждено Положение о порядке принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов недвижимого имущества по заявлению заинтересованного лица.
Указанное Положение определяет последовательность действий органов администрации города, совершаемых с целью принятия имущества в муниципальную собственность.
Таким образом, из приведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на нее, либо признания муниципальной собственностью принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Правобережного района г.Магнитогорска в ходе проверки выявлен объект недвижимости, являющиеся бесхозяйным: Адрес
Согласно постановлению Главы города Магнитогорска № 7958-П от 05.08.2022 Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям поставить на бухгалтерский учет и осуществить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области бесхозяйных сооружений, указанных в приложении. АО «Горэлектросеть» принять во временное содержание и техническое обслуживание бесхозяйные сооружения до момента регистрации права муниципальной собственности в регистрирующем органе.
Собственник данного имущества не установлен. Указанные объекты не приняты на учет как бесхозяйные.
Согласно ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Положениями ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, определено, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ ("Об электроэнергетике" определены основные понятия. Электроэнергетическая система - совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права, суд приходит к выводу, что спорные объекты электроснабжения являются частью электросетевого хозяйства, объединенные единым назначением, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передачи электроэнергии. Данные объекты обладают признаками недвижимого имущества, прочно связанными с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба невозможно.
Поскольку выявленные прокурором объекты недвижимого имущества являются бесхозяйными, их собственник не установлен, в ЕГРН сведения о правообладателе объектов отсутствуют, в реестре муниципальной собственности не значатся, то на орган местного самоуправления следует возложить обязанность по принятию необходимых мер к постановке их на учет как бесхозяйного.
Непринятие мер по постановке на учет спорных объектов недвижимого имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, свидетельствует о несоблюдение ответчиком действующего законодательства в указанной сфере, что может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц ввиду социальной значимости данных объектов.
Исходя из требований закона, при установленном нарушении прав неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества как бесхозяйного, и в силу закона должен нести бремя безопасного использования последнего.
Прокурор просит установить двенадцатимесячный срок, с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения судебного акта. Ответчик просит его увеличить. Между тем, на момент рассмотрения настоящего спора, не усматривается оснований для увеличения срока исполнения судебного решения, поскольку доказательств невозможности его исполнения в указанный срок ответчиком не представлено. Вопросы, связанные исполнением решения суда рассматриваются после вступления судебного акта в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 12,167,194-198, 290-293 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное образование город Магнитогорск Челябинской области в лице администрации г.Магнитогорска принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости: Адрес в течение Дата с момента вступления решения суда в законную силу, с предоставлением необходимых документов для постановки на учет.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий: подпись
"Согласовано"
Судья:
24.05.2023
...
...
Мотивированное решение изготовлено 23.05.2023.