Судья Рыданова И.А. Дело № 07п-541/2022
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 26 октября 2022 года
Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании жалобу защитника ТОО «АлМос Трейдинг» Б.В.Р. на постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 20 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТОО «АлМос Трейдинг»,
установил:
постановлением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 20 сентября 2022 года ТОО «АлМос Трейдинг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 370332 ( триста семьдесят тысяч триста тридцать два) рубля без конфискации предметов административного правонарушения.
Предметы административного правонарушения – «овощерезки» марки «<.......>» в наборе, производства Германия» всего – 1296 штук, изъятых на основании протокола изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении № <...> от 12 апреля 2022 года (л.д.13-16) и переданных на ответственное хранение по акту приема-передачи вещественных доказательств в камеру хранения вещественных доказательств в Астраханской таможне от ДД.ММ.ГГГГ ( <адрес>, журнал учета № <...>, № регистрации 43) (л.д. 17) возвратить ТОО «АлМос Трейдинг» после надлежащего таможенного оформления.
В поданной в Волгоградский областной суд жалобе защитник ТОО «АлМос Трейдинг» Б.В.Р. просит изменить названный судебный акт, вынесенный в отношении ТОО «АлМос Трейдинг» по настоящему делу об административном правонарушении в части передачи предметов административного правонарушения, изъятых на основании документов по делу об административном правонарушении и переданных на ответственное хранение в камеру вещественных доказательств Астраханской таможни после надлежащего таможенного оформления, применив положения ст. 238 ТК ЕАЭС. В поданной жалобе приводит доводы о согласии юридического лица с размером назначенного административного наказания в виде штрафа, без конфискации предметов административного правонарушения. Поясняет, что процедура таможенного оформления является финансово затратной и превышающей сумму, как административного штрафа, так и совокупной стоимости указанных предметов, что будет финансово губительно для ТОО «АлМос Трейдинг». В связи с тем, что товар был сохранен в своем исходном виде, он может быть возвращен на территорию страны – поставщика.
Лица, участвующие в деле, несмотря на их надлежащее извещение, в судебное заседание не явились и суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело без их участия.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно п.п. 12 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского
экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) «иностранные товары» - товары, не
являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в
соответствии с настоящим Кодексом, а также товары, которые приобрели статус
иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с
настоящим Кодексом.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС определяет «ввоз товаров на
таможенную территорию Союза» как совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза, в результате которых товары
прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, до их выпуска
таможенными органами.
В силу ст. 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на
перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на
условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с
настоящим Кодексом.
Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат
таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом (п. 2 ст. 9 ТК
ЕАЭС).
Согласно ст. 10 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную
границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через
таможенную границу Союза, за исключением случаев, когда перемещение
товаров через таможенную границу Союза может осуществляться в иных местах в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и во время работы таможенных
органов, находящихся в этих местах. Местами перемещения товаров через
таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные
границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов.
Исходя из положений ст. 104 и п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Согласно ст. 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В силу п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенный контроль определен как совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно п.п. 1, 3 п. 1 ст. 351 ТК ЕАЭС, таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза выполнение защиты национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды; обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
Из п.п. 1 п. 2 ст. 351 ТК ЕАЭС следует, что в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции в том числе проводят таможенный контроль.
В соответствии со ст. 311 ТК ЕАЭС объектами таможенного контроля являются товары, находящиеся на таможенной территории Союза, - при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
В силу п. 1 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных мер таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Согласно п. 8 ст. 310 ТК ЕАЭС в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами, ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза, после пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза и до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены главами 2, 14, 16 ТК ЕАЭС, а в отношении отдельных категорий товаров - также главами 37-43 ТК ЕАЭС.
На основании пункта 2 ст. 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры.
На основании п. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.
В соответствии с положениями ст. 135 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при условии соблюдения запретов и ограничений, в том числе мер технического регулирования. Указанные меры соблюдаются путем оформления сертификата соответствия или декларации о соответствии продукции (товаров) обязательным требованиям (п. 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № <...>).
Согласно п.п. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу- перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и(или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ТК ЕАЭС если день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза не установлен, применяются меры таможенно -тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении ТОО «АлМос Трейдинг» осуществляло незаконное пользование иностранными товарами, в отношении которых Товариществом не были представлены документы и сведения, подтверждающие их таможенное декларирование, что свидетельствует о том, что вышеуказанные иностранные товары были незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Так, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров № <...> службы таможенного контроля после выпуска товаров Астраханской таможни (далее- ОКВОТ № <...> СТКПВТ АТ), осуществляющими дежурство на посту ДПС «Ерзовский», <адрес>, было выявлено грузовое автотранспортное средство: тягач марки <.......>» с государственным регистрационным номером № <...>, прицеп марки «<.......>» с государственным регистрационным номером № <...>, под управлением гражданина Республики Казахстан Б.К.Ш..
Согласно документам, представленным водителем транспортного средства CMR № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, товарно-транспортной накладной № <...> от ДД.ММ.ГГГГ., электронной счет-фактуре № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ в грузовом отделении транспортного средства перемещались товары: «сборный груз», общим весом брутто 13 000 кг., стоимостью 389 840 рублей, отправитель: ТОО «АлМос Трейдинг», <адрес> (БИН № <...>).
Получатель товаров: ООО «МСБ ТРЕЙД», Российская Федерация, <адрес> (ИНН № <...>), место разгрузки- <адрес>.
В результате осмотра грузового отделения вышеуказанного транспортного средства, было установлено, что в грузовом отсеке транспортного средства находится товар: «весы, фонарики, куклы, игры настольные, овощерезки, упакованные в картонные коробки и обтянутые в полипропиленовые мешки». Водителем указанного транспортного средства документы, подтверждающие таможенное оформление товаров на территории ЕАЭС не были предоставлены. В связи, с чем транспортное средство было задержано и размещено во временной зоне таможенного контроля (далее - ВЗТК) по адресу: <адрес>, для проведения таможенного досмотра.
В результате проведения таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № <...>) было установлено, что товар, перевозимый в транспортном средстве <.......>» с государственным регистрационным номером № <...>, прицеп марки «<.......>» с государственным регистрационным номером № <...> представляет собой в том числе- «овощерезки марки «<.......>» в наборе, производства Германия» всего- 1296 штук.
По результатам анализа поступившего ДД.ММ.ГГГГ из ЦИТТУ, где представлена информация о совершении таможенных операций в отношении товаров, перечисленных в обращении, за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г. В результате анализа базы данных ЦИТТУ, документов представленных водителем Б.К.Ш., было установлено, что сведения о таможенном декларировании товаров- «овощерезки марки <.......>» в наборе, производства Германия» всего- 1296 штук, перевозимых автотранспортным средством № <...>, отсутствуют.
В ходе таможенного досмотра было установлено, что на всех товарах по которым отсутствовали сведения о таможенном декларировании, страной изготовления является: Германия, которая не является членом Таможенного союза (ЕАЭС). На коробках, упаковке и самих товарах имеются штрих-код № <...> (Германия), на надписи «<.......>», а также другая информация на иностранном языке, товар перемещался из Республики <.......>
Согласно заключения эксперта № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего на Волжский таможенный пост сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, рыночная стоимость товаров, являющихся предметом по данному делу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата выявления АП) составляет 740 664, рублей.
Таким образом, ТОО «АлМос Трейдинг» осуществляло хранение, пользование и транспортировку иностранными товарами производства Германия, в отношении которых ТОО «АлМос Трейдинг» не были представлены документы и сведения, подтверждающие их таможенное декларирование, что свидетельствует о том, что иностранные товары были незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении № <...> в отношении ТОО «АлМос Трейдинг» по ст.16.21 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ТОО «АлМос Трейдинг» по ст. 16.21 КоАП РФ (л.д. 1-10); протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-16); СМК№ 138 от 14.12.2021г. (л.д.30); товарно-транспортной накладной № 138 от 14.12.2021г. (л.д.31-32); электронной счет-фактурой № ESF-201040011277-20210407-39511933 от 07.04.2021г. (л.д.33); объяснениями Б.К.Ш. от 14.01.2022г. (л.д.35); актом таможенного досмотра № <...> от 18.01.2022г. (л.д. 46-52); протоколом опроса свидетеля Б.Н.С. от 25.04.2022г. (л.д.86-89); протоколом опроса свидетеля Л.А.С. от 22.04.2022г. (л.д.90-92); определением о назначении экспертизы от 14.04.2022г. (л.д.99-102); заключением эксперта 12406050/0009415 от 27.04.2022г. (л.д. 108-112); протоколом взятии проб и образцов от 13.04.2022г. (л.д. 117-120); поручением от 07.04.2022г. (л.д. 121-124); протоколом об административном правонарушении № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 156-169); актом проверки товаров от 27.05.2022г. (л.д. 197); определением от 16.06.2022г. (л.д.200-211) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ТОО «АлМос Трейдинг» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами статьи 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению таможенного законодательства.
Вопреки доводам жалобы, оснований для изменения законного и обоснованного постановления судьи городского суда не имеется.
Как установлено частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Из разъяснений, изложенных в абзаце втором пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что согласно части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание, поэтому при решении вопроса об изъятых вещах, не прошедших таможенного оформления, в постановлении по делу об административном правонарушении необходимо указывать на возможность их выдачи владельцу только после таможенного оформления.
Таким образом, указание судьи городского суда на возврат ТОО «АлМос Трейдинг» предметов административного правонарушения после надлежащего таможенного оформления, является законным и обоснованным.
Согласно ч.1 ст. 238 ТК ЕАЭС таможенная процедура реэкспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой иностранные товары вывозятся с таможенной территории Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) сумм таких пошлин и налогов в соответствии со статьей 242 настоящего Кодекса, а товары Союза - без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
На основании п. 34 ст. 2 ТК ЕАЭС «таможенная процедура» - совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами.
В трактовке законодателя «досоюзного» периода использовалось понятие «таможенное оформление». По своей сути понятие «таможенная процедура» и «таможенное оформление» являются тождественными, представляют собой операции, которые должны совершаться заинтересованными лицами в целях соблюдения таможенного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании п. 2 ст. 127 ТК ЕАЭС в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории Союза, их вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза в отношении товаров применяется в том числе таможенная процедура в виде реэкспорта.
Таким образом, для оформления реэкспорта ТОО «АлМос Трейдинг», необходимо пройти таможенную процедуру (таможенное оформление) товаров согласно п.2 ст. 127 ТК ЕАЭС.
Иных доводов жалоба защитника ТОО «АлМос Трейдинг» Б.В.Р. не содержит.
Постановление о привлечении ТОО «АлМос Трейдинг» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1. 3.7, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 16.21 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы защитника и отмены или изменения постановления судьи городского суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 20 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТОО «АлМос Трейдинг» оставить без изменения, а жалобу защитника ТОО «АлМос Трейдинг» Б.В.Р. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу незамедлительно и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского
областного суда подпись А.Ю. Коробицын