Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-192/2014 ~ М-176/2014 от 01.07.2014

Дело № 2-192/2014

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

7 августа 2014 года

Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,

при секретаре Трушевой Е.А., с участием:

прокурора Юрлинского района Новикова А.А.,

представителя ответчика – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Юрлинская центральная районная больница» - Епишиной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юрлинского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения «Юрлинская ЦРБ» об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

прокурор обратился в суд с названным требованием, указывая, что в прокуратуру Юрлинского района от начальника отделения надзорной деятельности по Юрлинскому муниципальному району ФИО1 поступила информация о неустранении ответчиком в установленный в предписании срок нарушений требований пожарной безопасности, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан.

Нарушения выразились в следующем.

В детском отделении, расположенном в здании терапевтического отделения, в зданиях хирургии, инфекционного отделения ширина эвакуационных выходов первого и второго этажей менее 1, 5 метров.

В детском отделении, в зданиях котельной ФАПа в д.Пож, ФАПа в д.Келич высота эвакуационного выхода менее 1, 9 м.

В детском отделении, в здании хирургии на путях эвакуации устроен порог, что является перепадом высоты.

В детском отделении, в хирургии, в здании инфекционного отделения пути эвакуации не освещены от аварийного источника питания.

Тамбуры здания хирургии не защищены автоматической установкой обнаружения и оповещения людей о пожаре.

Двери в здании хирургии открываются не по ходу движения из здания.

В здании инфекционного отделения на путях эвакуации из плоскости стены выступают радиаторы отопления.

Имеют место другие нарушения.

Ссылаясь на положения Правил пожарной безопасности, утверждённых Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», прокурор просит обязать МУЗ «Юрлинская ЦРБ» устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В заседании 7 августа 2014 года прокурор Юрлинского района заявил о поддержании иска, наложении обязанности по устранению нарушений, обозначенных в акте проверки надзорного органа.

Представитель ответчика Епишина Т.Н. отметила, что устранение нарушений, требующее конструктивного изменения зданий, в требуемый истцом срок невозможно. Устранение нарушений, обнаруженных при проверке ФАПа в д.Келич, нецелесообразно в связи с предстоящим в течение года строительством нового здания.

Главный врач ГБУЗ Пермского края «Юрлинская ЦРБ» Мкртчян О.В. в заседании 31 июля 2014 года, заявив о частичном признании иска, пояснила, что при проверке в 2012 году было выявлено 150 нарушений требований пожарной безопасности, большая часть из них к настоящему времени устранена.

Из оставшихся 30 нарушений требуют больших финансовых затрат нарушения, связанные с несоответствием установленным требованиям ширины и высоты дверных проёмов, ширины лестниц. Проведение процедуры оценки пожарных рисков требует больших средств, которыми больница не располагает. На сегодняшний день отсутствует заключение специалистов о наличии технической возможности для устранения выявленных нарушений без ущерба для зданий. Такая оценка может быть произведена также после внесения значительных сумм.

Заслушав участников процесса, оценив доводы иска, допросив свидетеля ФИО1 – начальника ОНД по Юрлинскому муниципальному району, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

2 июля 2014 года начальником отделения надзорной деятельности по Юрлинскому муниципальному району ФИО1 проведена проверка исполнения МУЗ «Юрлинская ЦРБ» предписаний со сроком исполнения по 15 марта 2014 года, выданных по результатам внеплановой выездной проверки, проводившейся в период с 17 марта по 11 апреля 2014 года.

Выявлено следующее.

В здании терапевтического отделения (детского отделения):

1. ширина эвакуационных выходов второго этажа (ведущих непосредственно наружу лестниц третьего типа) менее 1, 2 м, фактически 0, 65 м (п.6.16 СНиП 21.01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», далее СНиП);

2. ширина пути эвакуации со второго этажа (в лестничной клетке) менее 1, 2 м, фактически 0, 8 м (п.6.16 СНиП);

3. ширина эвакуационного выхода первого этажа, ведущего непосредственно наружу, менее 1, 2 м, фактически 1 м (п.6.16 СНиП);

4. высота эвакуационного выхода первого этажа, ведущего непосредственно наружу, менее 1, 9 м, фактически 1, 7 м (п.6.16 СНиП);

5. устроен порог, перепад высоты на пути эвакуации выхода (п.36 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, далее ППР);

6. пути эвакуации не освещены от аварийного источника питания (п.6.22 СНиП);

7. в лестничной клетке распределительный электрощит выступает из плоскости стены на высоте менее 2, 2 м (п.6.32 СНиП);

8. в лестничной клетке трубы выступают из плоскости стены на высоте менее 2, 2 м (п.6.32 СНиП);

9. высота ограждения металлических наружных лестниц третьего типа менее 1, 2 м (п. 6.30 СНиП).

В здании хирургического отделения:

10. устроен порог, перепад высоты на пути эвакуации выхода (п.36 ППР);

11. в коридоре главного входа на путях эвакуации радиаторы отопления выступают из плоскости стены на высоте менее 2, 2 м (п.6.32 СНиП);

12. ширина эвакуационного выхода из перевязочного кабинета менее 0, 8 м, фактически 0, 75 м (п.6.16 СНиП);

13. тамбуры здания не оснащены автоматической установкой обнаружения и оповещения людей о пожаре (п.61 ППР);

14. двери эвакуационных выходов открываются не по ходу движения из здания (п.34 ППР);

15. применены для покрытия пола в коридоре (тамбурах) здания на путях эвакуации материалы с неустановленными показателями пожарной опасности (линолеум) (п.6.25 СНиП);

16. применены для отделки стен в коридоре на путях эвакуации материалы с неустановленными показателями пожарной опасности (масляная краска) (п.6.25 СНиП);

17. пути эвакуации не освещены от аварийного источника питания (п.6.22 СНиП).

В здании инфекционного отделения:

18. ширина эвакуационного выхода из помещения бельевой менее 0, 8 м, фактически 0, 6 м (п.6.16 СНиП);

19. в коридоре на путях эвакуации радиаторы отопления выступают из плоскости (п.6.32 СНиП);

20. применены для отделки стен в коридоре на путях эвакуации материалы с неустановленными показателями пожарной опасности, отделочный материал пластик (п.6.25 СНиП);

21. пути эвакуации не освещены от аварийного источника питания (п.6.22 СНиП).

В здании поликлиники:

22. заполнение проёма в противопожарной преграде, разделяющее помещение поликлиники и подвальное помещение, не соответствует требованиям пожарной безопасности (противопожарная дверь 2-го типа) (п.п.7.4, 5.14 СНиП);

23. устроен порог, перепад высоты на пути эвакуации основного выхода (п.36 ППР);

24. пути эвакуации не освещены от аварийного источника питания (п.6.22 СНиП);

25. высота ограждения металлических наружных лестниц третьего типа менее 1, 2 м (п.6.30 СНиП).

ФАП в д.Пож:

26. высота эвакуационного выхода из котельной менее 1, 9 м, фактически 1, 8 м (п.6.16 СНиП);

27. отопительная печь не имеет противопожарной разделки от горючих конструкций потолка, ремонт не произведён (п.81 ППР);

28. дымовая труба котельной выполнена из одностенного металла (п.81 ППР).

ФАП в с.Усть-Зула:

29. отопительная печь не имеет противопожарной разделки от горючих конструкций потолка, ремонт не произведён (п.81 ППР);

30. дымовая труба котельной выполнена из одностенного металла (п.81 ППР).

ФАП в д.Келич:

31. высота эвакуационного выхода, двери в ФАП, менее 1, 9 м (п.6.16 СНиП);

32. противопожарный разрыв между зданиями ФАП и дровяником не соответствует требованиям пожарной безопасности, фактически 3 м (п.22 ППБ 01-03).

Таким образом, подтверждено документально и не оспаривается ответчиком наличие нарушений требований пожарной безопасности в зданиях ГБУЗ Пермского края «Юрлинская ЦРБ» на 2 июля 2014 года.

Фактическое наличие нарушений на момент обследования подтверждено стороной ответчика.

Приобщённые к материалам дела по инициативе ответчика локальные сметные расчёты, письма, запросы в противоречии с выводами суда не находятся.

На основании п.11 ст.2 ФЗ N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан", медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Положения данного Федерального закона распространяются также на иные юридические лица независимо от организационно - правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

Положениями ст.4 названного Федерального закона предусмотрено, что основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

На основании ст.37 ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст.38 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

Изложенное в совокупности делает правомерным обращение иска по возложению обязанности на устранение нарушений требований пожарной безопасности на ГБУЗ Пермского края «Юрлинская ЦРБ». Тем более, что в силу ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закреплённым за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретённым за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретённого бюджетным учреждением за счёт выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несёт ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Решая вопрос о перечне нарушений, подлежащих устранению, суд принимает во внимание следующее.

В результате проверки, проведённой начальником ОНД по Юрлинскому муниципальному району ФИО1 (согласно акту от 1 августа 2014 года) установлено, что из 32 выявленных в июле 2014 года нарушений устранено 14.

Не устранены нарушения, обозначенные в пунктах:

1. ширина эвакуационных выходов второго этажа терапевтического отделения (ведущих непосредственно наружу лестниц третьего типа) менее 1, 2 м, фактически 0, 65 м (п.6.16 СНиП 21.01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», далее СНиП);

2. ширина пути эвакуации со второго этажа (в лестничной клетке) менее 1, 2 м, фактически 0, 8 м (п.6.16 СНиП);

3. ширина эвакуационного выхода первого этажа, ведущего непосредственно наружу, менее 1, 2 м, фактически 1 м (п.6.16 СНиП);

4. высота эвакуационного выхода первого этажа, ведущего непосредственно наружу, менее 1, 9 м, фактически 1, 7 м (п.6.16 СНиП);

6. пути эвакуации не освещены от аварийного источника питания (п.6.22 СНиП);

8. в лестничной клетке трубы выступают из плоскости стены на высоте менее 2, 2 м (п.6.32 СНиП);

9. высота ограждения металлических наружных лестниц третьего типа менее 1, 2 м (п. 6.30 СНиП), - обнаруженные в здании терапевтического отделения (детского отделения);

13. тамбуры здания не оснащены автоматической установкой обнаружения и оповещения людей о пожаре (п.61 ППР);

14. двери эвакуационных выходов открываются не по ходу движения из здания (п.34 ППР), - обнаруженные в здании хирургического отделения;

18. ширина эвакуационного выхода из помещения бельевой менее 0, 8 м, фактически 0, 6 м (п.6.16 СНиП), - обнаруженное в здании инфекционного отделения;

22. заполнение проёма в противопожарной преграде, разделяющее помещение поликлиники и подвальное помещение, не соответствует требованиям пожарной безопасности (противопожарная дверь 2-го типа) (п.п.7.4, 5.14 СНиП);

25. высота ограждения металлических наружных лестниц третьего типа менее 1, 2 м (п.6.30 СНиП), - обнаруженные в здании поликлиники;

26. высота эвакуационного выхода из котельной менее 1, 9 м, фактически 1, 8 м (п.6.16 СНиП), - обнаруженное в здании ФАПа д.Пож;

29. отопительная печь не имеет противопожарной разделки от горючих конструкций потолка, ремонт не произведён (п.81 ППР);

30. дымовая труба котельной выполнена из одностенного металла (п.81 ППР), - обнаруженные в ФАПе с.Усть-Зула;

31. высота эвакуационного выхода, двери в ФАП, менее 1, 9 м (п.6.16 СНиП);

32. противопожарный разрыв между зданиями ФАП и дровяником не соответствует требованиям пожарной безопасности, фактически 3 м (п.22 ППБ 01-03), - обнаруженные в ФАПе д.Келич.

В соответствии с п.1.1 СНиП 21-01-97 настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97 подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.

Согласно п.1.7 СНиП 21-01-97 необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется п.8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с п.8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведённой нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

Таким образом, при введении в действие СНиП 2-01-97 распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97, по смыслу п.4.3 данных правил и п.8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.

Системный анализ приведённых выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введённых в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97 данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97 требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объёмно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.

Таким образом, учреждение, использующее здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования СНиП 21-01-97.

Согласно техническим паспортам здания терапевтического и инфекционного отделений Юрлинской ЦРБ введены в эксплуатацию в 1969 году, здание хирургического отделения – в 1914 году, здание поликлиники – в 1977 году, здание ФАПа в д.Келич Юрлинского района – в 1965 году, здания ФАПов д.Пож и с.Усть-Зула Юрлинского района – в 1989 году.

Сведений о том, что данные здания подвергались реконструкции или капитальному ремонту, не имеется.

Изложенное свидетельствует о неправомерности требований истца в части: расширения эвакуационных выходов второго этажа (п.1 акта), путей эвакуации со второго этажа (п.2 акта), ширины эвакуационного выхода первого этажа (п.3 акта), высоты эвакуационного выхода первого этажа (п.4 акта) в здании терапевтического отделения (детского отделения); расширения эвакуационного выхода из помещения бельевой (п.18 акта) в здании инфекционного отделения; увеличения высоты эвакуационного выхода из котельной ФАПа в д.Пож (п.26 акта); увеличения высоты эвакуационного выхода ФАПа в д.Келич (п.31 акта), - связанных с конструктивным изменением зданий.

Иск в части устранения нарушений требований, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объектов, является обоснованным, подтверждённым исследованными доказательствами, соответствующим положениям СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Приемлемость сроков, требуемых истцом для устранения нарушений, подтверждена в ходе слушания дела.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Юрлинского района удовлетворить частично.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения:

- в здании терапевтического отделения: пути эвакуации не освещены от аварийного источника питания; в лестничной клетке трубы выступают из плоскости стены на высоте менее 2, 2 м; высота ограждения металлических наружных лестниц 3-го типа менее 1, 2 м;

- в здании хирургии: тамбуры здания не защищены автоматической установкой обнаружения и оповещения людей о пожаре; двери эвакуационных выходов открываются не по ходу движения из здания;

- в здании поликлиники: заполнение проёма в противопожарной преграде, разделяющее помещение поликлиники и подвальное помещение не соответствует требованиям пожарной безопасности (противопожарная дверь 2-го типа); высота ограждения металлических наружных лестниц 3-го типа менее 1, 2 м;

- в здании ФАП с.Усть-Зула: отопительная печь не имеет противопожарной разделки от горючих конструкций потолка, ремонт не произведен; дымовая труба котельной выполнена из одностенного металла;

- в здании ФАП д.Келич: противопожарный разрыв между зданиями ФАП и дровяником не соответствует требования пожарной безопасности.

В остальной части требования иска оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Юрлинского районного суда

Пермского края Н.Н. Дереглазова

2-192/2014 ~ М-176/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Юрлинского районного суда
Ответчики
МУЗ "Юрлинская ЦРБ"
Судья
Дереглазова Надежда Николаевна
Дело на странице суда
yurlinsky--perm.sudrf.ru
01.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2014Передача материалов судье
02.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2014Судебное заседание
07.08.2014Судебное заседание
08.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее