Дело № 2-439/2020 г.
УИД:16RS0027-01-2020-001265-66
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п.г.т. Богатые Сабы 14 октября 2020 года
Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Я. Шафигуллина,
при секретаре Г.И. Маулиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Р.З. Фаттахова к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонному) о признании права на досрочную страховую пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
Р.З. Фаттахова обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонному) о признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа за № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего специального стажа. Этим же решением не включены в стаж работы по специальности период ее обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, период ее работы в должности заместителя главного врача по эпидемиологическим вопросам ГАУЗ «<данные изъяты>») с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что период работы в должности заместителя главного врача по эпидемиологическим вопросам ГАУЗ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в льготный стаж лечебной деятельности, истица просила признать вышеназванное решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе незаконным, обязать ответчика включить в календарном порядке данный спорный период ее работы в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обязав ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Р.З. Фаттахова, поддержав свои требования и уточнив их, просила обязать пенсионный орган назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонного) ФИО5, действующий на основании доверенности, иск не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 33 – 36).
Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 30 ч. 1 подп. 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
н) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонное) (прежнее наименование Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа за № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Признанный пенсионным органом специальный стаж истицы составил 24 года 04 месяца 22 дня. Этим же решением не включены в стаж работы по специальности период ее обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, период ее работы в должности заместителя главного врача ГАУЗ «<данные изъяты>» по эпидемиологическим вопросам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Отказ во включении периода работы в должности заместителя главного врача районной больницы мотивирован тем, что не подтверждено осуществление истицей врачебной деятельности в пределах основного рабочего времени, что индивидуальные сведения за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сданы без льготного кода (л.д. 9 – 10).
Как установлено пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее – трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из трудовой книжки Р.З. Фаттаховой и копии приказа по <данные изъяты> за № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ истица была принята на работу в <данные изъяты> на должность врача-эпидемиолога. Согласно штатному расписанию с ДД.ММ.ГГГГ она переведена заместителем главного врача районной больницы по эпидемиологическим вопросам (л.д. 11 – 12, 25).
Приказом Минздрава России от 17 сентября 1993 года № 220 предусмотрено введение в штат лечебно-профилактических учреждений, должностей эпидемиологов и помощников эпидемиологов из расчета 1 штатная единица врача-эпидемиолога (заместителя главного врача по эпидемиологической работе) на больницы до 300 коек, свыше 300 коек – 1 штатная единица врача-эпидемиолога и 1 штатная единица помощника эпидемиолога, для больниц областного уровня и свыше 1000 коек – 1 штатная единица врача-эпидемиолога и 1 штатная единица помощника эпидемиолога.
Как следует из копии диплома истицы серии ЭВ №, по окончании обучения в <данные изъяты> ей присвоена квалификация врача-гигиениста, эпидемиолога (л.д. 13).
Из копии сертификата специалиста №, выданной истице ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что она допущена к осуществлению медицинской деятельности по специальности эпидемиология (л.д. 16).
Согласно справкам ГАУЗ <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с внедрением должности заместителя главного врача по эпидемиологическим вопросам приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, Р.З. Фаттахова с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выполняет функциональные обязанности врача-эпидемиолога ГАУЗ «<данные изъяты>». В <данные изъяты> и в других лечебно-профилактических учреждениях <данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в штатном расписании должности врача-эпидемиолога нет (л.д. 28, 48).
Из представленного штатного расписания ГАУЗ «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ следует, что в штате указанного лечебного учреждения имелась лишь 1 штатная единица заместителя главного врача по эпидемиологической работе, а штатная единица врача-эпидемиолога и (или) штатная единица помощника эпидемиолога не предусмотрена (л.д. 19 – 22).
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ГАУЗ «<данные изъяты> (работодателем) и Р.З. Фаттаховой (работником), в пункт 10.и раздела 2 «Права и обязанности работника» внесено изменение, согласно которому работник исполняет функциональные обязанности врача-эпидемиолога (л.д. 26).
Ранее решением Сабинского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу № г. было признано незаконным решение ответчика за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Р.З. Фаттаховой досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным в части отказа во включении в льготный стаж по специальности периода ее работы в должности заместителя главного врача по эпидемиологическим вопросам ГАУЗ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и на ответчика возложена обязанность включения в указанный льготный стаж истицы по специальности данного периода работы, с исчислением периода работы в этой должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке – 01 год как 01 год и 03 месяца, а периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в календарном порядке (л.д. 50 – 54).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суде Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение Сабинского районного суда оставлено без изменения (л.д. 55 – 58).
Оценив вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истица, занимая должность заместителя главного врача по эпидемиологическим вопросам, фактически с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполняла в том числе обязанности врача-эпидемиолога. Это вытекает из отсутствия в штатном расписании такой должности (врача-эпидемиолога) и функциональных обязанностей истицы, согласно которым она проводит прием ВИЧ-инфицированных пациентов, до- и после-тестовое консультирование, эпидемиологическое обследование очага ВИЧ-инфекции с составлением карты эпидемиологического обследования, наблюдение за больными, оформление листа наблюдения; ведет работу с состоящими на учете с ВИЧ-инфицированными, контактных лиц с больными ВИЧ-инфекцией, детей, проживающих в семьях с ВИЧ-инфицированными (л.д. 28).
Таким образом, истица и в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла врачебную деятельность.
Поэтому оспариваемое решение пенсионного органа за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Р.З. Фаттаховой досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения должно быть признано незаконным и отменено в части отказа во включении в льготный стаж по специальности периода ее работы в должности заместителя главного врача по эпидемиологическим вопросам ГАУЗ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05 декабря 2001 года 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
С 01 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных. Страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, с 01 января 2019 года назначается с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определены сроки назначения страховой пенсии по старости в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста. В соответствии с указанным Приложением, если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2019 год, то срок назначения такой пенсии по старости определен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 – 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из анализа приведенных норм следует, что с 01 января 2019 года право на страховую пенсию по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона
№ 400-ФЗ для лиц, которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря
2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону.
При этом закон связывает возникновение у гражданина права на назначение досрочной пенсии по старости как с наличием объективных обстоятельств, связанных с достижением определенного возраста, наличием необходимого стажа на соответствующих видах работы, так и с личным заявлением этого гражданина о назначении пенсии.
Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истицы Р.З. Фаттаховой с учетом включения вышеперечисленного периода работы был выработан стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения сельской местности продолжительностью более 25 лет, то на ДД.ММ.ГГГГ – дату обращения истицы в пенсионный орган по поводу назначения досрочной страховой пенсии у нее в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» у него имелось право на страховую пенсию по старости.
При таких обстоятельствах на ответчика должна быть возложена обязанность назначить Р.З. Фаттаховой досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Р.З. Фаттахова к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонному) о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонного) за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Р.З. Фаттахова досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным в части отказа во включении в льготный стаж по специальности периода ее работы в должности заместителя главного врача по эпидемиологическим вопросам ГАУЗ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонное) включить в стаж Р.З. Фаттахова, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период ее работы в должности заместителя главного врача по эпидемиологическим вопросам ГАУЗ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке.
Признать за Р.З. Фаттахова право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонное) назначить Р.З. Фаттахова досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковых требований Р.З. Фаттахова к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонному) о признании права на досрочную страховую пенсию отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Сабинский районный суд Республики Татарстан течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 октября 2020 года.
Судья: Р.Я. Шафигуллин