Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2017/2022 ~ М-514/2022 от 09.02.2022

            Дело № 2-2017/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2022г.                                                                                                      г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Нистратовой Т.М.

при секретаре Мирзакаримове М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Московской области к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Муниципальному казенному предприятию городского округа Солнечногорск «Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности исполнения санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Московской области, уточнив заявленные требования, обратилось с иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Муниципальному казенному предприятию городского округа Солнечногорск «Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности исполнения санитарного законодательства в части разработки проектов зон санитарной охраны водоисточников, получения санитарно-эпидемиологических заключений по проекту зон санитарной охраны на источники водоснабжения, недопущения размещения объектов промышленного и гражданского строительства в ЗСО источников питьевого водоснабжения, нанесения на схемы территориального планирования зоны с особыми условиями пользования – зоны санитарной охраны подземных водоисточников.

Заявленные требования мотивированы тем, что эксплуатация источников питьевого водоснабжения без выполнения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического режима в ЗСО является нарушением требований санитарного законодательства и действующих санитарных норм и правил, представляет угрозу жизни и здоровью населения.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала.

Представители ответчиков против удовлетворения заявленных требований возражали.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Организация водоснабжения населения согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством РФ.

Постановлением Главного государственного врача РФ от 14 марта 2002г. №10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В силу п. 1.15 указанных санитарных правил и норм санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.

В силу п. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 Водного кодекса РФ.

В силу ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и ч. 7 ст. 8 данного Федерального закона (ч. 1).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2).

В ходе разрешения спора установлено, что на территории городского округа Солнечногорск находятся подземные источники питьевого водоснабжения – артезианские скважины. Данные источники расположены на территории водозаборных сооружений - водозаборных узлов (ВЗУ), в том числе, ВЗУ д. Соколово, Московская область, Солнечногорский район, д. Соколово; ВЗУ д. Лыткино, Московская область, Солнечногорский район, д. Лыткино; ВЗУ пос. Лесное озеро, Московская область, Солнечногорский район, пос. Лесное озеро; ВЗУ д.Полежайки, Московская область, Солнечногорский район, д.Полежайки; ВЗУ пос. Майдарово, Московская область, Солнечногорский район, пос.Майдарово; ВЗУ пос. Радумля микрорайон механического завода 1, Московская область, Солнечногорский район, микрорайон механического завода 1; ВЗУ д. Пешки, Московская область, Солнечногорский район, д. Пешки; ВЗУ д. Ложки, Московская область, Солнечногорский район, д. Ложки; ВЗУ д. Ложки микрорайон Военный городок, Московская область, Солнечногорский район, д. Ложки микрорайон Военный городок; ВЗУ д. Радумля микрорайон ММС-2, Московская область, Солнечногорский район, д. Радумля микрорайон ММС-2; ВЗУ д. Чашниково, Московская область, Солнечногорский район, д. Чашниково; ВЗУ д. Хоругвино, Московская область, Солнечногорский район, д. Хоругвино; ВЗУ ул. Крупская, Московская область, г. о. Солнечногорск, ул. Крупской; ВЗУ ул. Рабочая, Московская область, г. о. Солнечногорск, ул. Рабочая; ВЗУ микрорайона ЦМИС, Московская область, г.о. Солнечногорск, микрорайон ЦМИС; ВЗУ Солнечногорск-7, Московская область, г.о. Солнечногорск -7; ВЗУ д/о «Лесной», Московская область, Солнечногорский район, д/о «Лесной»; ВЗУ поселка санатория Министерства обороны, Московская область, Солнечногорский район, поселок санатория Министерства Обороны; ВЗУ д. Новая, Московская область, Солнечногорский район, д. Новая; ВЗУ микрорайона Поваровка, Московская область, Солнечногорский район, микрорайона Поваровка.

Солнечногорским Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Московской области установлено, что размер первого пояса указанных источников составляет менее 30 м, что является нарушением требований п. 2.2.1.1, раздела 2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». При этом администрацией городского округа Солнечногорск, как уполномоченным органом владельца муниципального имущества (водопроводных сооружений), не разработаны и не представлены на рассмотрение в Солнечногорский Территориальный отдел Роспотребнадзора материалы по обоснованию сокращения размера первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого назначения. На момент рассмотрения спора проект организации зон санитарной охраны питьевых источников не направлен на утверждение границ и режима зон санитарной охраны в Министерство экологии и природопользования Московской области в соответствии с законодательство РФ.

Согласно ГрК РФ документы территориального планирования муниципальных образований содержат, в том числе, сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (водоохранные зоны, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраны объектов культурного наследия). Зоны санитарной охраны существующих водозаборных сооружений в составе 3-х поясов не нанесены на схемы градостроительного размещения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу приведенных выше положений действующего законодательства обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, установлению в соответствии с Земельным кодексом РФ и Водным кодексом РФ ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лежат на муниципальном образовании, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к администрации городского округа Солнечногорск Московской области. В указанной связи, правовых оснований для возложения обязанности в части разработки и утверждения проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения на Муниципальное казенное предприятие городского округа Солнечногорск «Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства» не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Московской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа выполнить требования санитарного законодательства в части разработки и утверждения проектов зон санитарной охраны водоисточников в целях исключения возможности использования территории ЗСО в нарушение требований статьи 18 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ, а именно: разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения по проекту зон санитарной охраны на источники водоснабжения расположенных по адресу:

    ВЗУ д. Соколово, Московская область, Солнечногорский район, д. Соколово;

    ВЗУ д. Лыткино, Московская область, Солнечногорский район, д. Лыткино;

    ВЗУ пос. Лесное озеро, Московская область, Солнечногорский район, пос. Лесное озеро;

    ВЗУ д. Полежайки, Московская область, Солнечногорский район, д.Полежайки;

    ВЗУ пос. Майдарово, Московская область, Солнечногорский район, пос.Майдарово;

    ВЗУ пос. Радумля микрорайон механического завода 1, Московская область, Солнечногорский район, микрорайон механического завода 1;

    ВЗУ д. Пешки, Московская область, Солнечногорский район, д. Пешки;

    ВЗУ д. Ложки, Московская область, Солнечногорский район, д. Ложки;

    ВЗУ д. Ложки микрорайон Военный городок, Московская область, Солнечногорский район, д. Ложки микрорайон Военный городок;

    ВЗУ д. Радумля микрорайон ММС-2, Московская область, Солнечногорский район, д. Радумля микрорайон ММС-2;

    ВЗУ д. Чашниково, Московская область, Солнечногорский район, д.Чашниково;

    ВЗУ д. Хоругвино, Московская область, Солнечногорский район, д.Хоругвино;

    ВЗУ ул. Крупская, Московская область, г. о. Солнечногорск, ул. Крупской;

    ВЗУ ул. Рабочая, Московская область, г. о. Солнечногорск, ул. Рабочая;

    ВЗУ микрорайона ЦМИС, Московская область, г.о. Солнечногорск, микрорайон ЦМИС;

    ВЗУ Солнечногорск-7, Московская область, г.о. Солнечногорск -7;

    ВЗУ д/о «Лесной», Московская область, Солнечногорский район, д/о «Лесной»

    ВЗУ поселка санатория Министерства обороны, Московская область, Солнечногорский район, поселка санатория МО;

    ВЗУ д. Новая, Московская область, Солнечногорский район, д. Новая;

    ВЗУ микрорайона Поваровка, Московская область, Солнечногорский район, микрорайона Поваровка.

     Обязать администрацию городского округа Солнечногорск не допускать размещение объектов промышленного и гражданского строительства в ЗСО источников питьевого водоснабжения, которые могут привести к загрязнению подземных вод и повлиять на качество воды в источниках.

Обязать администрацию городского округа Солнечногорск нанести на схемы территориального планирования зоны с особыми условиями пользования – зоны санитарной охраны подземных водоисточников.

    Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Московской области к Муниципальному казенному предприятию городского округа Солнечногорск «Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства» об обязании разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно - эпидемиологические заключения по проекту зон санитарной охраны на источники водоснабжения расположенных по вышеуказанному адресу – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 1 августа 2022г.

Судья                                                                                                                     Т.М. Нистратова

2-2017/2022 ~ М-514/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Солнечногорский Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мо
Ответчики
МКП ИКЖКХ
Администрация го Солнечногорск
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Судья
Нистратова Татьяна Михайловна
Дело на странице суда
solnechnogorsk--mo.sudrf.ru
09.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2022Передача материалов судье
14.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2022Подготовка дела (собеседование)
03.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
01.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2023Дело оформлено
28.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее