УИД № 68RS0013-01-2023-001582-60
Гр. дело № 2-1308/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2023 года г. Мичуринск
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Ильина Н.Л., с участием
истца Котляровой Н.А.,
при секретаре Пшеничной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котляровой ФИО5 к ОСФР по Тамбовской области о возложении обязанности включить в страховой стаж период работы и осуществить перерасчет страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Котлярова Н.А. обратилась в суд с иском к ОСФР по Тамбовской области о возложении обязанности включить в страховой стаж период работы и осуществить перерасчет страховой пенсии по старости, указав, что с 13.06.2022 она является получателем пенсии по старости. При назначении пенсии пенсионным органом не был включен в ее страховой стаж период работы с 27.01.1993 по 23.12.1998 в должности инструктора по физкультуре, инструктора по плаванию, воспитателя по физкультуре (я/с № 51, шахта «Красноармейская-Западная» № 1 п/о «Красноармейскуголь») продолжительностью 5 лет 10 месяцев 26 дней. Полагает, что данный период подлежит включению в ее страховой стаж, в связи с чем просит суд обязать ответчика включить данный период в ее страховой стаж и осуществить перерасчет пенсии с учетом данного периода с момента назначения пенсии, то есть с 13.06.2022.
В судебном заседании истец Котлярова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что спорный период работы достоверно подтверждается записями в трудовой книжке, поэтому данный период должен быть включен в ее страховой стаж.
Представитель ответчика ОПФР по Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом и своевременно. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Направлены в суд письменные возражения на иск, согласно которым истица обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии 10.06.2022. Решением от 16.06.2022 истице назначена страховая пенсия по старости с 13.06.2022. Спорный период работы не был включен в страховой стаж истца, так как период после распада СССР не подтвержден компетентным органом ДНР. На запрос ОСФР по Тамбовской области ответ не поступил. На основании изложенного просит суд отказать истице в удовлетворении заявленных требований.
Изучив позиции сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 10.06.2022 истец Котлярова Н.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Тамбовской области от 16.06.2022 ей была назначена пенсия с 13.06.2022 по достижении ею возраста 56,5 лет.
При этом ответчиком не был включен в ее страховой стаж период работы с 27.01.1993 по 23.12.1998 (5 лет 10 месяцев 26 дней) в должности инструктора по физкультуре, инструктора по плаванию, воспитателя по физкультуре в ясли-сад № 51, шахта «Красноармейская-Западная» № 1 п/о «Красноармейскуголь» (в период работы – территория Донецкой области Украины).
Судом установлено, что с января 1999 года истец Котлярова Н.А. получила гражданство РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» на территории Российской Федерации признаются и действуют без ограничения срока действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом либо не вытекает из самих документов или существа отношений, следующие документы, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта: документы, подтверждающие трудовой (страховой) стаж, выданные государственными и иными официальными органами Донецкой Народной Республики, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины.
В силу ст. 14 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» граждане Донецкой Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Федерального конституционного закона или в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме и на охрану здоровья. (часть 1).
Гражданам и лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, постоянно проживающим на территории Донецкой Народной Республики, гарантируется предоставление пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме в размерах (объемах), установленных актами Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, вплоть до принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме таким гражданам и лицам. (часть 2).
Статьей 1 Федерального закона от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» устанавливаются особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. С 1 марта 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Украины, в том числе проживавших на территории ДНР и ЛНР, до признания указанных Республик в качестве суверенных и независимых государств осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае их постоянного проживания на территории Российской Федерации с применением положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного в городе Москве 13 марта 1992г. (далее - Соглашение СНГ), которое как международный договор Российской Федерации является составной частью ее правовой системы согласно положениям части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Начиная с 21 февраля 2022 года Соглашение СНГ в отношении граждан, проживающих (проживавших) и имеющих стаж работы на территории ДНР и ЛНР, не может применяться, поскольку названные Республики как субъекты международного права не являются подписантами Соглашения СНГ.
Вместе с тем, принимая во внимание высокую социальную значимость данной проблемы, в целях недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения указанной категории граждан при решении рассматриваемого вопроса в отсутствие договорной базы в области пенсионного обеспечения с ДНР и ЛНР, на момент обращения Котляровой Н.А. за назначением пенсии, представляется необходимым также руководствоваться положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Так, согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ для определения права на страховую пенсию по старости применяется законодательство, то есть федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, международные договоры и соглашения, являющиеся источниками права Российской Федерации и составляющие ее правовую систему, действовавшее в период осуществления трудовой деятельности, с применением правил подсчета соответствующего стажа.
С учетом этого, для определения права на страховую пенсию по законодательству Российской Федерации учитываются периоды работы на территории Украинской ССР, Украины и признанных 21 февраля 2022 года в качестве суверенных и независимых государств ДНР и ЛНР, и принятых в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации с 30 сентября 2022 года новых субъектов.
Учитывая изложенное, в отношении граждан Российской Федерации, прибывших с территории ДНР и ЛНР, в стаж работы для определения права на страховую пенсию учитываются периоды, приобретенные на территории Украинской ССР (то есть до 1 января 1991 года), Украины (то есть после 1 января 1991 года), в том числе ДНР, ЛНР, по 30 сентября 2022 года, а для конвертации пенсионных прав – до 1 января 2002 г, независимо от факта уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР.
Руководствуясь вышеприведенным пенсионным законодательством и принимая во внимание сведения, содержащиеся в трудовой книжке истца Котляровой Н.А., подтверждающие ее работу в спорный период, суд приходит к выводу о законности ее требований о возложении обязанности включить в ее страховой стаж период работы: с 27.01.1993 по 23.12.1998 (5 лет 10 месяцев 26 дней) в должности инструктора по физкультуре, инструктора по плаванию, воспитателя по физкультуре в ясли-сад № 51, шахта «Красноармейская-Западная» № 1 п/о «Красноармейскуголь».
Котлярова Н.А. обратилась в пенсионный фонд за назначением пенсии 10.06.2022, пенсия ей была назначена 13.03.2022, то есть до включения ДНР в состав РФ.
Вместе с тем, разрешая вопрос о возложении на ответчика обязанности осуществить перерасчет пенсии, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, полагает, что право на получение пенсии, рассчитанной с учетом спорного периода, по мнению суда, Котлярова Н.А. имела на момент достижения возраста 56,5 лет (13.06.2022).
В этой связи суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязанности на ответчика осуществить перерасчет пенсии с учетом спорного периода, с момента назначения пенсии, то есть с 13.06.2022.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Котляровой ФИО6 к ОСФР по Тамбовской области о возложении обязанности включить в страховой стаж период работы и осуществить перерасчет страховой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать ОСФР по Тамбовской области включить в страховой стаж Котляровой ФИО7 период ее работы с 27.01.1993 по 23.12.1998 (5 лет 10 месяцев 26 дней) в должности инструктора по физкультуре, инструктора по плаванию, воспитателя по физкультуре в ясли-сад № 51, шахта «Красноармейская-Западная» № 1 п/о «Красноармейскуголь».
Обязать ОСФР по Тамбовской области с учетом спорного периода осуществить перерасчет страховой пенсии по старости, назначенной Котляровой Натальи Александровне, с 13 июня 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 04 сентября 2022 года.
Председательствующий судья Н.Л. Ильин