Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-658/2023 ~ М-409/2023 от 05.05.2023

дело № 2-658/2023

        Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    31 мая 2023 года                                               село Илек

                                     Илекского района

                                           Оренбургской области

                 Илекский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего, судьи Турмухамбетова М.Т., при секретаре судебного заседания Томяк Я.А.,

                 рассмотрев гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования Димитровский    сельсовет Илекского района Оренбургской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании за муниципальным образованием права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

УСТАНОВИЛ:

       администрация муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области обратилась в суд с вышеназванным заявлением и просит признать за муниципальным образованием Димитровский сельсовет Илекский район Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: нежилое здание, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., назначение объекта нежилое, расположенный по адресу: <адрес>, мотивируя тем, что собственник данного объекта отсутствует.

Извещённый о дате, месте и времени судебного разбирательства представитель заявителя муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, глава администрации Ищанов М.Т. обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, в судебном заседании участия не принимает, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из письменного отзыва следует, что управление не имеет прямой заинтересованности в исходе настоящего дела и просит суд принять решение, исходя из представленных заявителем доказательств, в соответствии с нормами действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи                               167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, полагает заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации способами, в том числе путем признания права.

Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает в порядке особого производства дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из содержания статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.

Согласно пункту 9 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

Согласно данным Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, объекта недвижимого имущества – нежилое здание, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., назначение объекта нежилое, расположенный по адресу: <адрес> не проходил процедуру учета в реестре государственного имущества в Оренбургской области.

Согласно информации Территориального Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (ТУ Росимущества в Оренбургской области) от 29 апреля 2020 года объект недвижимого имущества: нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> не проходил процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества и не включен в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области.

Из уведомления от 13 апреля 2020 года администрации Илекского района Оренбургской области следует, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности МО Илекский район Оренбургской области не числится.

Из материалов дела следует, что 19 ноября 2021 года Муниципальное образование Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области обратилось в Межмуниципальный отдел по Илекскому, Первомайскомк, Ташлинскому районам Управления Росреестра по Оренбургской области с сообщением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – нежилое здание, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., назначение объекта нежилое, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>.

Администрацией муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области в районной газете «Урал» от 3 декабря 2021 года была опубликована информация о постановке сооружения на учет в качестве бесхозяйного, содержащая просьбу неизвестному собственнику сооружения сообщить о наличии данного права.

Возможные правообладатели вышеуказанного недвижимого имущества о своих правах не заявили.

19 ноября 2021 года по заявлению администрации муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области Межмуниципальным отделом по Илекскому, Первомайскомк, Ташлинскому районам Управления Росреестра по Оренбургской области объект недвижимого имущества - нежилое здание, площадью <адрес> кв.м., назначение объекта нежилое, расположенный по адресу: <адрес>, принято на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество в силу части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.

Согласно материалам дела со дня постановки указанного жилого помещения на учет, как бесхозяйной недвижимой вещи, прошло больше года, никто не заявил своих прав в отношении данного имущества.

В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, в том числе в сельских поселениях, а правовую основу местного самоуправления согласно статье 4 данного федерального закона составляет также Гражданский кодекс Российской Федерации.

Исходя из положений статей 2, 10, 11 приведенного федерального закона сельское поселение имеет свою территорию и границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Применительно к муниципальному району, объединяющему несколько поселений или поселений и межселенных территорий, в границах общей территории местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

В соответствии с частью 3, пунктом 3 части 1 статьи 14 названного выше Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В частях 1, 2 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании права муниципального образования на спорный объект, поскольку собственник нежилого здания не установлен, условия для признания права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, предусмотренные статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявителем соблюдены, срок со дня постановки данного объекта на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, правовой статус указанного нежилого здания на момент рассмотрения дела в суде не изменился.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Регистратор права на недвижимое имущество и сделок с ним не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 225, 262, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

заявление муниципального образования Димитровский    сельсовет Илекского района Оренбургской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании за муниципальным образованием права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием Димитровский    сельсовет Илекского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества- нежилое здание, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., назначение объекта нежилое, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для внесения сведений Росреестр по Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                     М.Т. Турмухамбетов

Решение в окончательной форме изготовлено 7 июня 2023 года.

Судья                                                                                       М.Т. Турмухамбетов

2-658/2023 ~ М-409/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО Димитровский сельсовет
Ответчики
ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Суд
Илекский районный суд Оренбургской области
Судья
Турмухамбетов М.Т.
Дело на сайте суда
ileksky--orb.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2023Передача материалов судье
05.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2023Подготовка дела (собеседование)
22.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2023Дело оформлено
10.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее